Депутаты и сенаторы в декабре прошлого года внесли в Госдуму законопроект о регулировании индустрии компьютерных игр. Инициатива сразу вызвала споры, которые не стихли и в январе 2025 года. Даже глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина выступила с критикой законопроекта, а спикер Госдумы Вячеслав Володин пообещал, что видеоигры полностью запрещать не планируют.
В документе геймеров предлагают идентифицировать, а игры проверять при помощи экспертов. «Фонтанка» задала вопросы одному из авторов законопроекта — сенатору Артему Шейкину.
Общение журналиста и парламентария проходило в письменной форме, подготовка ответов у собеседника заняла несколько дней.
— Один из дискуссионных моментов — обязательная идентификация геймеров. Предполагается, что она будет проходить через «Госуслуги», биометрию или номер телефона. Скажите, зачем нужна идентификация и почему не устраивает нынешняя ситуация, когда геймер просто имеет аккаунт?
— Как правило, авторизация пользователей уже введена самими распространителями видеоигр. Они это делают по нескольким причинам — персонализация, безопасность, предотвращение мошенничества и так далее.
В законопроекте предлагается расширение вариантов идентификации для тех площадок, где уже предусмотрена авторизация самими распространителями видеоигр.
— Уверен, что отечественные сервисы при принятии закона реализуют идентификацию. Что будет с западными сервисами в России, если они не станут исполнять закон? Могут ли из-за отсутствия идентификации, например, заблокировать Steam на территории России?
— В случае если доступ к видеоигре предоставляется пользователям, прошедшим авторизацию, обязанность организовать идентификацию пользователей ложится на обладателя прав на видеоигру или иное лицо, имеющее право распространять видеоигру на территории РФ.
Идентифицировать пользователя должны все распространители видеоигр на территории РФ независимо от страны производства. Если сервис распространения видеоигр будет нарушать нормы законопроекта, то орган по контролю направит ему предписание об устранении нарушений.
На самом деле законопроект не содержит запрета на работу иностранных игровых сервисов и не выдвигает никаких невыполнимых требований. Мы стремимся к тому, чтобы распространители игр предоставили разработчикам возможность информировать пользователей о специфике игрового контента, включая сцены жестокости, насилия, употребления алкоголя и наркотиков.
— Насколько я знаю, маркировка видеоигр в России есть. Обычно при покупке присутствует указание возраста — 16+, 18+. Зачем нужна отдельная маркировка, которая прописана в законопроекте?
— Отдельная маркировка видеоигр, которая прописана в законопроекте, нужна для того, чтобы информировать пользователей о содержании игрового контента.
Это позволяет защитить молодых людей от контента, который может быть вреден для их психического здоровья. Сцены агрессии или откровенные материалы могут негативно влиять на психику, особенно детскую и подростковую.
Облегчить выбор для родителей и людей, которым дискомфортен определённый контент. Маркировка наглядно показывает такие элементы, как табакокурение, сцены насилия, внутриигровые покупки.
Сделать решение о покупке более взвешенным. Покупатели смогут узнавать, какие именно цифровые продукты больше всего соответствуют их интересам и предпочтениям.
— Я правильно понимаю, что эксперты будут проверять игры на деструктивный контент, а при обнаружении такового игру будут запрещать для детей или не только для них? Такое мнение высказывают геймеры в своих чатах.
— Распространители видеоигр должны будут обеспечить информирование пользователей видеоигры об особенностях ее содержания, а экспертиза может проводиться в целях выявления в видеоигре информации об особенностях ее содержания. В случае обнаружения запрещенного для распространения в РФ контента распространитель видеоигры обязан его исключить для пользователей, находящихся на территории РФ.
Инициировать такую экспертизу могут органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, ИП, общественные объединения. Проводиться она будет экспертами, аккредитованными уполномоченными органами, которые определит Правительство РФ.
По окончании экспертизы видеоигры дается экспертное заключение. В экспертном заключении указываются выводы о наличии или об отсутствии в видеоигре информации, причиняющей вред здоровью несовершеннолетних граждан, о выявлении или об отсутствии в содержании видеоигры особенностей, соответствующих категориям.
Уверен, что все стороны будут соблюдать требования и примут необходимые меры для устранения нарушений. Если, скажем, кто-то выразит недовольство игрой, можно инициировать проведение экспертизы. В случае выявления в игре контента, нарушающего законодательство, будут приняты меры реагирования в соответствие с текущим законодательством.
— А кто может быть этими экспертами?
— В качестве экспертов для проведения экспертизы видеоигры могут выступать лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, психиатрии, культурологии, искусствознания и искусствоведения, а также знаниями в области создания и распространения видеоигр.
Исключения составляют лица с судимостями за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, а также лица, являющиеся распространителями видеоигры, переданной на экспертизу, или их представителями.
— Скажите, пожалуйста, чего ждать от закона совершеннолетним геймерам, стоит ли волноваться?
— Основная цель законопроекта — защитить граждан, особенно детей и подростков, от деструктивного контента, который может негативно сказаться на их психическом и эмоциональном развитии. Законопроект предполагает внедрение обязательной маркировки видеоигр, что даст пользователям ясное представление о содержании игры и её потенциальных рисках. Предоставление информации о содержании видеоигр позволит совершеннолетним игрокам самим делать осознанный выбор.
— Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина выступила с критикой законопроекта и обещала направить письмо в Совет Федерации. Получили ли вы его?
— Наша роль как законодателей заключается в том, чтобы обеспечить защиту интересов разных категорий граждан, особенно детей и подростков. Мы готовы к конструктивному диалогу и обсуждению предложений, которые могут улучшить нашу инициативу. Мнение экспертов, безусловно, важны, и мы будем рады его услышать.
На данный момент письмо еще не было расписано в мой адрес. Возможно, оно уже изучено моими коллегами.
В декабре прошлого года президент РФ Владимир Путин попросил депутатов Госдумы проверить контент видеоигр. После этого спикер Госдумы Володин в своем канале сообщил, что парламентарии в январе могут принять решение о защите россиян от деструктивного контента. В частности, предполагается, что работающие в России игровые сервисы будут обязаны идентифицировать пользователей через «Госуслуги», биометрию или номер телефона. Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина подвергла критике законопроект о регулировании индустрии компьютерных игр и добавила, что организация не поддержит его в нынешней редакции.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.