Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Мосты, магистрали, станции, мегапроекты. Что будет строить Петербург в 2025 году

Мосты, магистрали, станции, мегапроекты. Что будет строить Петербург в 2025 году

6 806
Источник:

В Петербурге подвели итоги по строительству дорог, метро и жилья за 2024 год и рассказали о планах на 2025-й. Результаты проведенной работы все и так могут оценить на чувственном уровне, а «Фонтанка» расскажет о том, что нас ждет в ближайшие месяцы.

Пресс-конференция в ТАСС прошла 17 января, она собрала руководителей всех связанных со стройкой комитетов Смольного под руководством вице-губернатора Николая Линченко. Вместе они набросали портрет 2025-го.

Что разрешат и что запретят

Из бумажного, но важного: в ближайшее время в Петербурге будет запущена процедура общественных обсуждений новых правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Документ более подробно, чем Генплан, определяет функционал земли, а также регламентирует, что можно строить, какой высоты, плотности и объема будет застройка.

В рамках общественных обсуждений заинтересованные лица (горожане, юрлица, инвесторы, застройщики) смогут подавать свои предложения, которые будет рассматривать комиссия по землепользованию. Не позднее чем через неделю после того, как Смольный издаст оповещение о начале слушаний, в каждом районе города должна быть организована экспозиция, ознакомиться с проектом ПЗЗ можно будет и на сайте КГА. Срок экспозиции должен составлять не менее 10 дней.

В частности, будут скорректированы ПЗЗ на территории будущего туристического кластера «Санкт-Петербург Марина» в Горской. Также город рассмотрит изменение предельной высотности для участков, где планируется построить небоскребы «Лахта-2» и «Лахта-3», высота которых должна составить 555 и 703 метра. Кроме того, в ПЗЗ будут перенесены высотные ограничения, которые пропишут в законе № 820-7 об охране исторического Петербурга, сейчас он тоже проходит корректировку. Утвердить новые ПЗЗ в Петербурге Смольный собирается к лету 2025 года.

Жилье

В 2025 году, несмотря на спад покупательской активности, рекордно высокую ключевую ставку в 21% и невеселые прогнозы по ценам на жилье, в городе планируется ввести не менее 2,578 млн кв. м жилой недвижимости — именно такой плановый показатель значится в федеральном проекте «Жилье». Как пояснил вице-губернатор Николай Линченко, уже сегодня «в стройке» находятся более 8,5 млн кв. м жилья.

В городе планируется держать планку по количеству вводимой социнфраструктуры — более 100 объектов. Причем доля инвестиционных проектов, построенных за счет инвесторов, будет расти, а доля бюджетных — сокращаться.

«Пропорции уже начинают меняться. <…> если у нас до текущего момента приблизительно был достигнут паритет с инвесторами, сегодня мы выходим на то, что уже доля АИПа (бюджетной адресной инвестиционной программы. — Прим. ред.) начинает сокращаться. То есть у нас планово 40% уже в 2025 году от объема соцобъектов будет построено за счет адресной инвестиционной программы, а уже 60% — за счет инвесторов», — пояснил чиновник.

Как рассказал вице-губернатор, было получено положительное решение по I этапу города-спутника Южный рядом с кампусом «ИТМО Хайпарк» на строительство первых 2 тыс. кв. м жилья ориентировочно на 7 тыс. жителей. «Мы параллельно рассматриваем вопросы увязки с развитием как дорожной инфраструктуры, так и развития общественного транспорта. В частности, прорабатываем с коллегами II–III этапы развития линии скоростного трамвайного обеспечения», — пояснил Линченко. Скоростная трамвайная линия должна дойти сначала до Южного, а потом до кампуса Санкт-Петербургского государственного университета. Ранее уже сообщалось, что до города-спутника хотят продлить линию Купчино — Шушары — Славянка.


Метро

Прошлый год действительно оказался рекордным для метростроения города, ведь за него открыли самое большое количество станций с 2019 года — одну («Горный институт»). Правда, вице-губернатор Николай Линченко явно не был согласен с такой недооценкой работ по «Театральной». «Внизу она в полном объеме проектных решений готова, введена в эксплуатацию, документы оформлены по регламенту, как имущественный комплекс сделана, — говорил он. — Нет только вестибюля и наклонного хода».

«Фонтанка» рассказывала, почему «Театральная» между «Спасской» и «Горным институтом» не получила выхода, когда этот участок ввели в конце прошлого года. Сейчас задача — ее этим выходом обеспечить. По словам Линченко, в начавшемся году готовится обоснование для различных локаций, но в целом они известны: на Театральной площади выйти не получится, Дом быта на Лермонтовском (приоритетный вариант) придется выкупать у владельца. Есть также заправка «Роснефти» через дорогу от театра, но там планировали делать второй выход со станции. По ходу рассматривали также еще две точки на улице Декабристов.

По словам Линченко, после принятия решения по «Театральной» начнется классический путь: проектирование — экспертиза — стройка. Нормативный срок для этого — 4-5 лет, то есть маячит 2030-й. «Но мы с комитетом по строительству строим всегда быстрее нормативных сроков», — подчеркнул вице-губернатор.

Акцент в 2025 году сделают на увеличении объемов проектирования (именно отсутствие проектов является основным препятствием для строительства подземки). При этом отношения с двумя главными проектировщиками «Метрогипротрансом» (МГТ) и «Ленметрогипротрансом» (ЛМГТ) у города сложные, а МГТ и вовсе имеет неиллюзорные шансы угодить в реестр недобросовестных поставщиков после того, как Фонд по капстроительству решил разорвать с ним контракт на коричневую линию метро до «Сосновой поляны».

В связи с этим Линченко заявил, что городской «Метрострой Северной столицы» будет наращивать собственные компетенции в проектировании. Можно сделать вывод, что генподрядчик города по стройке возьмет на себя и проекты — для этого может быть создана специальная «дочка» предприятия.

Что уже спроектировано и строится — известно. В 2025 году вводятся первые станции Красносельско-Калининской линии «Путиловская» и «Казаковская». Линченко напомнил, что щиты уже работают на ее продолжении от «Путиловской» до «Каретной», и назвал эту линию приоритетной для города (должна закрыть потребности 1,5 млн человек). Как рассказал председатель комстроя Игорь Креславский, уже на 35% проложен тоннель для продолжения зеленой линии метро от «Беговой» до «Каменки», скорость продвижения — 250 метров в месяц. Все более отдаленное — фиолетовая линия до «Шуваловского проспекта», оранжевая до «Кудрово», красная до «Пулково» и дальше — упоминать не стали.

Дороги и мосты

В 2025 продолжат курс на строительство больших дорожных объектов, которые обеспечивают связь различных районов, тем более что обычно это многолетние проекты. Продолжаются работы по магистрали М-32 в Приморском районе, Большому Смоленскому мосту, Южной Широтной магистрали, съездам Шкиперской развязки ЗСД (полностью их сдадут в 2026 году), реконструкции Цимбалинского путепровода, строительству дорог в Кронштадте (должно быть завершено в 2025-м) и на южном намыве Васильевского острова (в этом году закончат еще 7 км).

+2

Как и предполагалось, в 2024 году начнется строительство II–IV этапов Широтной магистрали, которые пойдут дальше на восток от Витебской развязки ЗСД (первую сваю могут приурочить к летнему ПМЭФ). Он стартует в рамках концессионного соглашения со структурой ВТБ и Газпромбанка — ШМСС. Председатель комитета по инвестициям Иван Складчиков рассказал о другой транспортной концессии — трамвайной линии Купчино — Шушары — Славянка, первый «шушарский» этап которой должен быть введен в 2025 году, а второй — в 2026-м.

В 2025 году город планирует вести часть зависящих от него, а не от РЖД работ по ВСМ до Москвы. Недавно был одобрен архитектурный облик терминала для скоростных поездов у Московского вокзала, он будет строиться с использованием исторических складов Кокоревых. Параллельно объявят архитектурный конкурс на здание, в котором разместится выход со станции метро «Лиговский проспект — 2» для пассажиров железнодорожной магистрали.

Николай Линченко отметил еще несколько проектов, которые должны стартовать в 2025 году: долгожданная реконструкция с расширением Советского проспекта, строительство двухуровневой развязки в створе Порховской, строительство набережной Макарова к мосту Бетанкура, реконструкция М-11 «Нарва» от Лиговского путепровода до Гореловского в рамках организации обхода Красного Села, строительство Старорусского проспекта и шушарской дороги, строительство продолжения улицы Грибоедова в Стрельне, участок между КАД и дорогой на Матоксу, строительство Соколиной улицы у «Экспофорума».

Отдельно сказал он о Большом Смоленском мосте. По словам Линченко, уже «на выходе проектная документация развязки Союзного проспекта», к которой приступят в 2025-м. А инвестблок рассматривает концессию на путепровод в створе улицы Салова («Фонтанка» подробно рассказывала о нем), и всё это вместе с мостом через Неву должно обеспечить полноценный обход центра города.

В 2025-м начнут прорабатывать документы по строительству трассы М-7 с Арсенальным мостом, а также актуализировать документацию по Ново-Адмиралтейскому мосту. Оба они в Генплане, но, очевидно, проектирования в этом году ждать не приходится.

Собираются не только строить, но и ремонтировать. На 2025 год намечено 68 адресов, почти 100 км. В том числе — Невский проспект, Московский от Кузнецовской до Лиговского, проспект Энергетиков от Уткина до Большой Пороховской, Светлановский от одноименной площади до Тореза, Новочеркасский.

Мегапроекты и долгострои

В 2025 году планируется закончить проектирование фазы А второй очереди аэропорта Пулково, рассказал глава комитета по инвестициям Иван Складчиков. По его словам, сейчас разрабатывается проект планировки и межевания территории аэропорта.

Инвестиции теперь оцениваются в 198,9 млрд рублей (с НДС), хотя еще в ноябре звучала цифра в 130 млрд рублей. В результате фаз А, В и С пропускная способность аэропорта составит порядка 40 млн пассажиров в год. Правда, сроки завершения всего проекта не называются.

Ранее сообщалось, что фаза А предполагает возведение новой посадочной галереи, расширение перрона для стоянок воздушных судов. На презентации Ивана Складчикова это не отражено, зато в длинном вытянутом здании по центру можно угадать очертания будущей станции электрички. Но решение, войдет ли она в фазу А, по информации «Фонтанки», пока не принято.

Строительство круглогодичного морского курорта «Санкт-Петербург Марина» в Горской должно быть завершено к 2030 году, отметил Иван Складчиков. Напомним, соглашение о создании туристического кластера город подписал с «Яхт-клубом Санкт-Петербурга», связанным с «Газпромом» и «Корпорацией Туризм.РФ», летом 2024 года. Предполагается, что проект привлечет более 1,3 млн туристов в год и создаст 7 тыс. рабочих мест.

На данный момент выданы градостроительные планы участков 25,6 га и 9,6 га и начата разработка проектов линейных объектов и канализационного коллектора. В 2024 году власти Петербурга «занимались упаковкой проекта» и определили потребность в инфраструктуре и денежных средствах, пояснил чиновник. Стоимость всего проекта, который реализуется по поручению президента Владимира Путина, оценивается в 250 млрд рублей. Сейчас Смольный ведет переговоры с федеральными органами власти, чтобы определить источники финансирования.

В 2024 состоялось открытие 4-й очереди парка «Остров фортов» площадью 4 га, рассказал Иван Складчиков. По его словам, в июне 2024 была увеличена площадь участков под социальные объекты и введена в эксплуатацию школа-лицей на 550 мест.

В этом году в планах завершить основной этап реставрации самих фортов, добавил вице-губернатор Николай Линченко. Открытие фортов Петр I, Кроншлот запланировано на 2025 год, Александр I — на 2026-й. Кроншлот станет местом для торжественной регистрации брака. Форт Александр I, похожий на форт Боярд, станет местом съемки телевизионного шоу. Петр I в аренду взял девелопер ГК «Ташир».

Также власти города намерены в 2025 году принять «принципиальные решения» по поводу Апраксина двора и «Красного треугольника». Как сообщил Иван Складчиков, сейчас «ведется тяжелая работа с точки зрения имущественно-правового статуса объектов и территории».

Оба долгостроя тормозит наличие большого числа собственников. Апраксин двор обрел в 2018 году стратегического инвестора в лице КЦ «Питер», но проект забуксовал, поскольку передать без торгов принадлежащие городу здания не получалось. Смольный успел договориться с новым инвестором — GloraX, но тот охладел к проекту.

О реконструкции «Красного треугольника» Смольный договорился на ПМЭФ-2021 с УК «БИО». Инвестиции оценивались в 60 млрд рублей. За прошедшее время комплекс признали региональным памятником и утвердили предмет охраны, но проект так и не сдвинулся с места.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY8
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
29
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях