Участники рынка объясняют пустоты на полках эффектом новогодних каникул и сбоями в работе Интернета. Но за временными сложностями проглядывают системные. Сдерживание роста цен и нехватка кадров не позволяют наращивать объем производства. Как результат — исчезновение с полок привычного ассортимента придется наблюдать всё чаще.
На то, что на «молочных» полках петербургских сетей зачастую остаются заметные пустоты, обратили внимание читатели «Фонтанки». По их словам, отсутствие товара становится особенно заметным под вечер. Чаще всего «дыры» в выкладке возникают в линейке молока, но также недозаполненными остаются полки с йогуртами, сметаной и маслом. В основном «исчезают» более бюджетные позиции — как у федеральных производителей, так и местных.
Такой «дефицит» — обычная ситуация для новогодних каникул. Некоторые магазины могут неверно оценить спрос во время праздников, и товара может не хватить. Но, как убедились корреспонденты «Фонтанки», которые обошли несколько случайно выбранных магазинов «Пятерочка», «Магнит», «Дикси», «Ашан», спустя две недели ситуация сохраняется. Впрочем, пробелы в выкладке нельзя назвать постоянной проблемой: в один день товар в конкретной точке может отсутствовать, но на следующий день изобилие восстанавливается.
Несколько ретейлеров подтвердили «Фонтанке», что столкнулись с частничными недопоставками «молочки», но объяснили их по-разному.
Совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский рассказал, что перебои возникли с продукцией двух крупных федеральных поставщиков — «Вимм-Билль-Данн» (бренды «Домик в деревне» и «Весёлый молочник») и «Эйч энд Эн Трейд» (ранее «Данон Россия», бренд «Простоквашино»), которые снабжают региональную сеть «по остаточному принципу» — после того, как выполнят более жесткие условия договоров с федеральными сетями. «Мы заключили еще несколько договоров с региональными производителями. Сейчас в принципе заключаем контракты со всеми, чтобы насытить полку», — сказал он.
«Незначительные недопоставки возникли на фоне возросшего спроса в начале января», — рассказал представитель крупной федеральной сети. По его словам, проблема возникла именно в Петербурге. Но ретейлер уже увеличил заказ от поставщиков и исправит ситуацию на полках в ближайшую неделю.
В «Ленте» воздержались от комментария, в пресс-службе «Магнита» (которому принадлежит также «Дикси») и «Верного» на момент публикации не ответили. Также без ответа остались запросы в PepsiCo (в ее состав входит «Вимм-Билль-Данн») и «Эйч энд Эн Трейд».
Заместитель генерального директора «Пискаревского молзавода» Георгий Житмарев сообщил, что предприятие выполняет заказы на 100%. Во время каникул сети стали заказывать меньше, но сейчас отгрузки восстановились до прежних объемов. Топ-менеджер предположил, что некоторые сети и их поставщики еще «не отошли от праздников». Еще одно возможное объяснение — проблемы в работе Интернета, на которые массово жаловались пользователи. Это могло оказать влияние на системы электронного документооборота, а также систем «Меркурий» и «Честный знак», из-за чего в этот день был сокращен объем заказа, предполагает Георгий Житмарев. В компании «Виола» (ранее Valio) сообщили, что поставки осуществляются в штатном режиме в рамках согласованного плана.
Один из участников розничного рынка, который также подтвердил перебои с ассортиментом, сообщил, что сами поставщики объяснили ситуацию более долгоиграющими факторами. На рынке сохраняется дефицит молочных жиров («Фонтанка» ранее подробно рассказывала о проблеме), который влечет за собой рост себестоимости не только продуктов с высоким содержанием жиров, но и с низким. Но из-за пристального внимания ФАС и Минсельхоза повышать цены так, как диктует рынок, у производителей не получается, так что они предпочитают сокращать выпуск менее маржинальной продукции (молоко, сметана) и сохранять выпуск более маржинальной (йогурты). Также на заводах сохраняется дефицит кадров, который не позволяет нарастить объем выпуска. «Дефицита на полках нет, в любом случае пачка молока будет, но разнообразия и низких цен уже никто не обещает», — резюмирует собеседник «Фонтанки».
Хватает ли нам молока?
По словам Георгия Житмарева, проблема нехватки жиров на молочном рынке сохраняется. Дополнительные жиры для производства масла и сыра раньше покупались за границей, но из-за роста мировых цен заводы пришли на внутренний рынок. «Производители сыров могут предложить более высокую цену [фермерам], чем производители простой молочки», — говорит он. Но за счет повышения цен, которое позволяет молочникам платить своим поставщиками конкурентоспособные цены, ситуация постепенно выравнивается. Ранее в «Пискаревском» сообщали, что молоко коров Ленобласти, которое традиционно шло на местные заводы, начали массово перекупать московские переработчики.
Один из крупных производителей сырого молока Ленинградской области сообщил «Фонтанке», что перебоев со снабжением заводов нет. «Молока дается столько большим переработчикам, сколько они хотят», — сказал он. Проблема с поставками в сети, вероятно, лежит в плоскости взаимоотношений между сетями и заводами, считает он.
Если обратиться к статистике, то за 11 месяцев 2024 года производство практически всех молочных продуктов в России росло. Так, переработчики выпустили на 5% больше молока, на почти 6% больше сыров и творога и почти на 1% больше сметаны, а вот сливочного масла сделали меньше на 1,5%.
При этом производство сырого молока росло совсем незначительными темпами. Сельскохозяйственные организации всех категорий произвели 31,4 млн тонн, что незначительно (на 0,6%) больше, чем за аналогичный период 2023 года. За вычетом собственной переработки, фермеры отправили на продажу 18,4 млн тонн молока, что уже на 3,4% больше, чем год назад. В Ленобласти сельхозорганизации произвели 611,3 тыс. тонн молока, что соответствует уровню 2023 года.
Импорт молочной продукции за 9 месяцев 2024 года вырос на 13%, до 5,3 млн тонн, сообщало в своем отчете Союзмолоко. В стоимостном выражении рост составил 15%, львиная доля поставок пришлась на Беларусь. Экспорт за тот же период составил 780 тыс. тонн, что на 14% больше, чем годом ранее. В деньгах рост составил 18%.
Цены на сырое молоко в январе — ноябре 2024 года выросли на 8,8% по сравнению с 11 месяцами 2023-го. Повышение цен на молочную продукцию в магазинах является следствием роста себестоимости производства, который фиксируется в последние два года, объяснил гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артём Белов. По его словам, спрос на молочную продукцию сейчас растет быстрее, чем производство товарного молока. «Поэтому приоритетная задача — строительство новых современных ферм», — подчеркивал он.
По данным Союзмолока, поголовье коров в России в ноябре 2024 года снизилось на 3,2% по сравнению с 2023 годом. При этом надои молока на одну корову в январе — ноябре 2024 года составили 8 287 кг против 7 873 кг в январе — ноябре 2023 года, отмечал Росстат.