Тематические электрички уносят лыжников в звенящую снежную даль даже при плюсовой температуре
«Лыжные стрелы» начали курсировать из Петербурга в Токсово, Орехово и Шапки в прошлые выходные. Уже спустя неделю стало понятно: желающих прокатиться гораздо больше, чем мест. Рассказываем, как достать билеты на «Лыжную стрелу», даже если они везде закончились, и что будет, если притащиться на вокзал с лыжами, когда снега в городе практически не осталось.
Начну с самого острого вопроса. Билеты. Они бесплатные, но их надо умудриться получить. В прошлый раз я каталась на «Лыжной стреле», страшно сказать, лет семь назад. Тогда за билетом надо было лично приехать в комитет по физической культуре и спорту на Миллионной со свежей справкой от врача. Обычной такой, от терапевта, со словами, что ты, в целом, здоров — и тебя можно выпускать на лесную лыжню. Билеты были бумажные, потерял или забыл в другой куртке — все, никуда не едешь. Теперь и справки отменили, и билеты стали электронными, в каждом указана не только дата, но и номер вагона и даже место (хотя на практике номерных скамеек в вагонах нет, можно садиться на любую свободную). Перед каждым выездом их надо ловить на сайте kassir.ru.
Как получить билеты на «Лыжную стрелу», даже если их нигде нет
В этот раз билеты появились в среду, 15 января. О старте регистрации около 12:30 в своем телеграм-канале и в ВК объявил вице-губернатор Борис Пиотровский https://t.me/Piotrovsky/8249. Все, кто ждал этого объявления, тут же навалились на сайт. Самые везучие, быстрые и грамотные воспользовались опцией автозаполнения анкетных данных и успели получить свои билетики. А менее везучие наблюдали вот такую картину:
Спустя полчаса билеты закончились.
Есть еще опция получить билеты в районных центрах спорта или в администрации. Но, например, в Василеостровском районе по телефону честно сказали — билетов на «Лыжную стрелу» очень мало и они только для пожилых людей, «которые не умеют пользоваться Интернетом».
Самый верный вариант заполучить билеты — следить за чатом сообщества «Лыжные стрелы 2024/2025» в ВК. Обычно накануне выездов в комментарии под постами приходят те, у кого изменились планы, и теперь они готовы переслать свои электронные билеты кому-нибудь другому. Это просто лайфхак лайфхаков — и подтверждение пословицы «мир не без добрых людей».
А снег будет?
В этом году из-за оттепели первые «Лыжные стрелы» отправились не в декабре, а только 11 и 12 января. Снег по отзывам лыжников в те выходные был мокрый и налипал на лыжи, особенно во время подъемов в горку. На этой неделе оттепель продолжилась, и сугробов в городе не осталось. За пару дней до выездов объявили о сокращении лыжных трасс из-за погодных условий. Вместо традиционных 5, 10 и 15 километров оставили 7 километров в Токсово, 5 — в Орехово и всего 3 километра в Шапках. В Токсово из маршрута исключили «болотную петлю», потому что болото не промерзло. Многие начали отказываться от поездки — на радость авантюристам, которые не успели ухватить билеты на сайте.
Идти по городу, в котором практически нет снега, с лыжами под мышкой было и правда как-то странно. Но организаторы «Лыжных стрел» свое дело знают, и, если они говорят, что лыжникам светят пять километров трассы, значит, эти пять километров точно будут покрыты вполне пригодным снегом.
Самое сложное в поездке на «Лыжной стреле» даже не достать билеты, а подняться в выходной день с утра пораньше и не опоздать на электричку. Весь инвентарь — ботинки, лыжи и палки — надо привезти с собой. Можно и без лыж — прогуляться по специальным пешеходным маршрутам в лесу.
«Лыжная стрела» внутри и снаружи
В Токсово и Орехово «Стрела» идет с Финляндского вокзала в субботу в 10:45 и в воскресенье в 9:15. В Шапки — с Московского вокзала, в 9:15 воскресенья.
Шапки — наименее популярное направление, особенно у лыжников. Хотя для тех, кто любит пешие прогулки, там есть экскурсионный маршрут и тропа для скандинавской ходьбы (которую на административных сайтах теперь почему-то называют «северной»). Но есть и как минимум одна объективная причина выбирать Шапки в последнюю очередь. На Московском вокзале «Лыжная стрела» — это обычная электричка. А на Финляндском — ретро-электропоезд ЭР2, зеленый, кругломордый с советскими гербами на боках и деревянными скамейками. Словом, тот самый слон.
В интерьере советские агитплакаты соседствуют с розетками и USB-портами для зарядки телефонов. Есть кулеры с водой и туалеты. На окнах — опрятные занавески, а под окнами — держатели для термосов. На входе — полки для лыж с продуманными поддонами, чтобы после катания вода с инвентаря не растекалась по всему вагону.
В каждом вагоне едет инструктор. Перед отправлением наш предупредил, что снимать со стен и уносить домой картины пропаганды прошлого века не надо, не хорошо. «Зачем вам дома портрет Брежнева?» — сказал он. Впрочем, судя по моим наблюдениям, ни одного генсека в поезде не наблюдалось. Не то чтобы у меня были на него какие-то планы, но, видимо, главные любители Леонида Ильича уже покатались на «Лыжной стреле» до меня.
Поезд с историей. Его построили еще в 1972 году, а в 2020-м чуть не порезали на металлолом. Но электричке, прошедшей капитальный ремонт, повезло — ее назначили на туристический маршрут в Сочи и переименовали в «Сочи». Правда, до морского курорта она так и не доехала. В том же году ретро-поезд «Сочи» сменил название на «Яхрома» и начал возить московских лыжников с Савеловского вокзала столицы до, соответственно, Яхромы. К 2023 году ретро-поезд сменил имя в третий раз и стал «Лахтой». Он возил туристов из Петербурга в Выборг через Каменногорск. Там с зеленой электрички можно было при желании пересесть на «Ласточку» до Сортавалы. А в этом году «Лахта» стала «Лыжной стрелой» — и понеслась.
Садясь на «Лыжную стрелу» утром, надо понимать, что обратно она тронется в пятом часу вечера. Билеты проверяют уже после отправления. Зайцев нет, хотя казалось бы: заскочил в вагон и до самой конечной тебя не смогут высадить, потому что состав идет без остановок. Но, по словам нашего инструктора, в этом случае безбилетника могут как минимум оштрафовать, как в обычной электричке.
Чем дальше в лес
После прибытия пассажиры прямо на перроне делятся на три группы: пеший маршрут, трасса на 5 километров и учебная трасса для новичков. Из техники безопасности самых важных моментов два: если надо резко остановиться — падай на бок (приземлиться задом на пятки собственных лыж — удовольствие ниже среднего), а если упал, особенно на спуске — стремительно отползай на обочину (чтобы в тебя не влетел следующий лыжник). Пятикилометровка в Орехово — сплошные горки. При плюсовой температуре снег становится жестким, а лыжня — скользкой, на спусках некоторых несет быстрее собственного визга. В двух местах лыжня пересекает маршрут профессиональных лыжников. На всех потенциально опасных точках дежурят инструкторы и волонтеры, которые следят за интервалом движения, особенно с горок, чтобы избежать столкновений. Это безопасно, но на спусках иногда скапливаются очереди. Часть маршрута проходит мимо Фигурного озера и безымянного круглого озерца рядом с ним. Выходить на лед участникам «Лыжной стрелы» строго-настрого запрещено. Тем удивительнее было наблюдать дедулю, который нарезал по рыжеватому от торфяной воды льду стремительные круги, отталкиваясь лыжными палками. Впрочем, приглядевшись, мы поняли, что дедуля не наш, потому что все наши были обуты в лыжи, а этот — в коньки. Вообще, турбо-пенсионер — самый узнаваемый типаж «Лыжной стрелы». Пока ты едва-едва проходишь один круг, он делает три, причем на каких-нибудь антикварных лыжах Karjala, которые старше тебя. На лыжне много семей с детьми и активных дам средних лет, которые, как мама Дяди Федора, куда угодно дойдут сами, на лыжах, — пожалуй, это основной контингент «Стрелы».
Собственно, катание на лыжах в условиях сокращенной трассы занимает около двух часов, и то, если перед финишем зайти на второй, «внутренний» круг. Самое приятное — возможность после катания переодеться в сухую одежду в теплой электричке, а потом поесть горячей каши и запить сладким чаем. Правда, за кашей с чаем придется постоять в очереди.
Еще полтора часа до отправления — городки, пляжный волейбол в снегу, прыжки через скакалку, перетягивание каната и танцы. Танцы, надо сказать, отчаянные.
Что будет, если опоздать на «Лыжную стрелу» на обратном пути? Инструкторы говорят, что ничего хорошего. На уши поднимут всех, от МЧС до поисковиков, ведь неизвестно, сидите вы на перроне в ожидании обычной электрички или в сугробе неизвестно где. Поэтому, как и при любом походе в лес, имеет смысл держать при себе заряженный телефон и пауэрбанк. А вещи, оставленные в вагоне «Лыжной стрелы», никто не выбросит, их потом надо будет искать через то же сообщество в ВК, где можно разжиться лишним билетиком.
Пока планируется, что «Лыжные стрелы» будут курсировать до 22 марта. Но все, конечно, зависит от погоды, так что имеет смысл ловить билеты и смазывать лыжи, пока есть возможность.
Венера Галеева
«Фонтанка.ру»