Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Политика Великий шелковый путь. Санкции замедлили рост российско-китайской торговли, но не остановили

Великий шелковый путь. Санкции замедлили рост российско-китайской торговли, но не остановили

2 788
Источник:

В 2024 году объем российско-китайской торговли превысил рекордные 244 млрд долларов. Это существенно меньше прогнозов, которые давались год назад, но внешний фон был таким сложным, что нынешние цифры можно считать победой.

В конце 2023 года, когда уже было очевидно, что России удалось переориентировать львиную долю своих потребностей и возможностей на китайский рынок, и объем торговли подскочил сразу на 26%, казалось, что рост будет продолжаться бесконечно. Эксперты прогнозировали увеличение этого показателя в 2024 году на 15%. А премьер-министр Михаил Мишустин замахнулся сразу на 300 миллиардов.

Однако слишком все непросто было в мире в 2024 году. Экспортерам и импортерам приходилось весь год менять и искать все новые способы перевода платежей, подбирать логистические маршруты, в наименьшей степени подверженные влиянию санкций. Более тщательно подходить к подбору покупателя и поставщика, а также посредника, который быстрее и дешевле всего мог бы преодолеть стремительно нарастающие сложности в международной торговле.

Тем не менее ключевая цель санкций — сократить доходы российского бюджета от международной торговли как минимум на китайском направлении успеха не имела. Денег меньше не стало, а продажи нефти даже выросли.

Торговый профицит — сколько денег по итогу торговли с Китаем осталось внутри России — 14,34 млрд долл. К слову, до 2022 года наблюдался, наоборот, дефицит, то есть мы оставляли в Китае денег больше, чем от него получали. А на фоне последних событий перелом этого тренда — очень приятный побочный эффект. Одна беда — торгуем мы с Китаем, в основном, на юани, а то, что выражается объем торговли долларами — так это все еще пережитки тяжелого прошлого и не должно излишне обнадеживать.

Основной прирост в торговле пришелся на импорт китайских товаров, которых Россия закупила на 4 млрд долларов больше, чем годом ранее. Причем эта сумма почти полностью соответствует росту ввоза легковых автомобилей.

Их число впервые перевалило за миллион штук, на треть больше, чем годом ранее, причем в среднем их таможенная стоимость даже снизилась: с 15,2 до 14,5 тыс. долл. за штуку.

Таким образом, на легковые машины пришлось 13% от общего объема китайского импорта против 10% годом ранее. Правда, судя по сообщениям о затоваривании складов автодилеров к концу 2024 года, можно ожидать, что в следующем году объем импорта может заметно снизиться, особенно на фоне заметно выросшего утилизационного сбора на импортные машины и подорожания кредитов. Тех автомобилей, что уже ввезены в Россию, теоретически хватит для спокойной торговли как минимум до апреля.

А вот ввоз грузовиков очень заметно упал: с 80 до 68 тысяч единиц на общую сумму 2,7 млрд долл. Видимо, первый шок от полной остановки импорта западной техники прошел, и российская промышленность насытилась грузовиками, распробовала и перестала скупать все подряд: их средняя стоимость даже немного выросла: с 38,2 тыс. долл. за машину до 39,6.

Зато также заметно вырос импорт спецтехники — строительной и дорожной. Если годом ранее ее было ввезено всего 5 тыс. штук, то сейчас — 6,7 тысяч. Налицо рост потребности в ней на фоне масштабных федеральных строек, в том числе на новых территориях.

Из закромов Родины

В российском экспорте, разумеется, доминируют полезные ископаемые. В первую очередь необходимо отметить рост экспорта сырой нефти, что смело можно назвать победой капитализма над политикой. Никакие санкции не смогли замедлить ток черного золота из России в Китай, даже более того, его среднегодовая цена поднялась с 77,67 до 79,14 долл./баррель. Так что при росте всего на 1 млн тонн (до 108 миллионов) выручка российских нефтяников от сотрудничества с Китаем подскочила сразу на 1,7 млрд долл. (до 62,4 млрд долл.).

Еще заметнее выросли доходы от поставок природного газа: в деньгах сразу на четверть до 8 млрд долл. Примерно на прошлогоднем уровне сохранились и поставки сжиженного природного газа — на 5 млрд долл. Возможно, было бы еще больше, но нашлись те, кому он оказался нужнее. В прошлом году европейские страны закупили рекордные объемы российского СПГ, сразу 17,8 млн тонн, что на 18% больше, чем годом ранее. Китай, кстати, покупает в России всего 8 млн тонн.

Неплохо выросли поставки нефтепродуктов, тоже, кстати, подсанкционных. В деньгах это дополнительные полмиллиарда (всего — 8,3) и лишний миллион тонн (всего — 16,9).

О чем можно было бы пожалеть, так это уголь. Его поставки упали, так что угольщики недосчитались сразу 3,5 млрд долларов. Да еще и средняя цена на российский уголь в Китае рухнула со 141 до 115 долл./тонну.

В целом раздел 27 таможенной номенклатуры (нефть, газ, нефтепродукты, уголь и электричество) принес России, как и в прошлом году, 95 млрд долл. — 73,5% от общей выручки от торговли с Китаем.

Однако одними углеводородами не ограничивается российский экспорт в Поднебесную. Кроме полезных ископаемых (в числе которых в больших объемах поставляется та же медная руда), более чем на миллиард долларов Россия продала в Китай необработанный алюминий, медные катоды, калийные удобрения, свежих крабов, хвойные пиломатериалы и рапсовое масло. Более того, примерно на миллиард долларов Россия направила в Китай даже собственное оборудование. Четверть из этих поставок — части реакторов для атомных станций. Еще на обогащенном уране-235 (747 тонн) Россия заработала 849 млн долл., что почти вдвое больше, чем годом ранее.

Также очень заметные объемы — свыше чем на 500 млн долл. — меди, свинца, никеля, железной руды, палладия и платины, а также целлюлозы, подсолнечного масла и мороженого минтая. По сравнению с прошлым годом из этого списка выпала лишь соя, поставки которой упали вдвое до 300 млн долл.

От вашего стола к нашему

Впрочем, простому русскому человеку куда интереснее разглядывать список китайского импорта, которым он пользуется в быту каждый день.

Все политические перипетии практически не сказались на поставках сотовых телефонов (в том числе смартфонов). Более 21 млн штук — это обычная емкость российского рынка, и его Китай заполняет без проблем. Правда, в целом они немного подорожали со 116 долл. за штуку до 124. Зато на 10% в среднем подешевели китайские ноутбуки — до 447 долларов за единицу.

То ли дело в импортозамещении, то ли в чем-то еще, но мы стали меньше покупать китайской одежды. Если в 2023 году на нее было потрачено (вместе с тканями) 3,87 млрд долл., то в прошлом — всего 3,78. При этом она откровенно дешевеет.

Например, носки. Самые обычные, хлопчатобумажные, мужские, детские и женские. Из Китая. В штуках мы их сносили в прошлом году даже больше — 1,04 млрд пар (!) против 984 миллионов годом ранее. А вот заплатили за них тогда — 275 млн долл., а сейчас — всего 260. То есть пара подешевела с 0,28 до 0,25 долл.

Куртки синтетические мужские в 2023 году были по 17 долл. в среднем стали по 15,8. Причем если год назад нам их потребовалось 13,9 миллионов, то теперь обошлись всего 11,7 миллионами. То же с женскими куртками — было 17,32 миллиона штук, стало всего 15,3. Причем по 15,3 доллара в среднем против 16,6 доллара годом ранее.

Что дальше?

Давать прогнозы на 2025 год мешает значительная доля политической неопределенности, связанная, в первую очередь, с вопросами санкционных ограничений. Потребность российской экономики в промышленных товарах все еще в значительной степени не удовлетворена. Снятие части санкций, как минимум угрозы вторичных санкций, позволило бы существенно нарастить импорт китайского оборудования и электронной техники, а также нарастить экспорт российских полезных ископаемых. Однако пока что существенных предпосылок к этому нет.

В существующих сейчас условиях эксперты прогнозируют сохранение объемов торговли на нынешнем уровне.

«В 2025 году, без форс-мажора войны США в Иране и повышения стоимости нефти на 30-40%, официальный товарооборот России и Китая (по цифрам ГТУ КНР) останется в пределах достигнутых в 2024 году значений — 244 млрд долларов. Также не исключена коррекция в сторону уменьшения — на 5-7%, до 230 млрд долларов, что будет связано с ухудшением мировой экономической конъюнктуры — в частности, в России сократится потребительский спрос, в Китае сократится спрос на энергоносители (нефть, нефтепродукты, трубный газ и СПГ, электричество) и сырье (медь, алюминий, древесина), — рассуждает синолог Николай Вавилов. — Устойчивым и нарастающим останется только рост продукции АПК, нефтехимии, золота, других драгоценных металлов — у АПК и пищевой продукции будет, скорее всего, новый рекорд. Без новых предприятий и расширения номенклатуры российского экспорта — роста не будет. В 2025 году, вероятно, появятся ряд новых китайских и совместных предприятий в России, однако вклад в рост товарооборота они внесут только в последующие годы. На стабилизацию товарооборота будет влиять постепенная девальвация юаня, стабилизация трансграничных платежей».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY9
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях