Мой недавний перелет в Таиланд не обошелся без приключений. А дело было так.
Мы с семьей летели прямым рейсом из Петербурга на Пхукет. Все вместе сидели в одном ряду. Впереди нас на один ряд сидела другая семья.
Как и положено, спустя пару часов после взлета персонал начал разносить еду. Мы подняли спинки кресел, как и все пассажиры вокруг. А дама, сидящая впереди меня, — нет.
Я вежливо попросил стюардессу напомнить пассажирке поднять спинку ее кресла в вертикальное положение. По просьбе бортпроводницы дама неохотно подняла спинку кресла.
Персонал разнес горячую еду и напитки, мы поставили подносы на столики. Я открыл лоток с обжигающе горячим блюдом, как вдруг на меня с размаху откинулось впереди стоящее кресло.
Горячая еда вместе с приборами и стаканом воды полетела мне на колени. Я вскочил и, стараясь отчистить еду с одежды, попросил пассажирку вернуть кресло в исходную позицию. И тут она вмиг превратилась в монстра.
В ответ на мою просьбу дама вскочила и начала кричать. Заводя себя, она перешла на отборный мат. Остановить ее было уже невозможно. Девушка кричала, что имеет право откидывать кресло в любое время, когда ей заблагорассудится. И дальше весь полет будет делать то, что захочет.
Конфликт накалялся, в спор начали включаться соседи. Нарастало ощущение, что на борту становится небезопасно, глаза инстинктивно искали персонал. Но персонал как будто исчез. Просто испарился. Как назло, ни одной стюардессы вокруг.
Мы пытались объяснить даме, что сейчас обед, вокруг дети, всем нужно комфортно поесть. А когда соберут грязную посуду, можно делать с креслом все, что угодно. Но даму было уже не остановить — она голосила на весь салон.
В ответ я начал выходить из себя и, схватив спинку ее кресла, вернул его в вертикальное положение. Удерживая кресло на вытянутых руках, я говорил, что не дам откинуть его, пока не уберут грязную посуду. При этом я старался внушить девушке, что сейчас подойдет персонал и напомнит ей о действующих правилах.
Дама внезапно замолчала. Взяв себя, наконец, в руки, она успокоилась и плюхнулась в кресло, подняв спинку. Воцарилась долгожданная тишина.
«Мужчина сзади утверждает, что я не могу откинуть спинку кресла в горизонтальное положение во время еды», — нарочито вежливым и спокойным тоном внезапно задала вопрос дама проходящей мимо стюардессе.
«Пассажир имеет право в любое время откидывать спинку. Даже во время еды. Это предусмотрено правилами авиакомпании. Вертикальное положение кресла необходимо только при взлете и посадке лайнера», — стюардесса ошарашила меня и большинство пассажиров вокруг.
И тут дама взорвалась. Она снова вскочила и, торжествуя, принялась кричать еще громче. Покрывая матом всех вокруг и свою семью, она демонстративно откинула спинки кресел всех своих домочадцев.
Еда и грязная посуда с других столиков повалилась на пол, падая и на нас. Окончательно потерявшая над собой контроль, дама до конца полета контролировала, чтобы ни ее муж, ни дети не поднимали спинки вверх. И сама она, не открыв за весь полет ни книгу, ни журнал, ни даже телефон, назло всем врагам оставшиеся семь часов полета упражнялась в поднятии и опускании кресла.
Через несколько часов мы, наконец, благополучно приземлились на Пхукете. Вышли из самолета и отправились в отель.
Всю дорогу в отель мы живо обсуждали наш непростой перелет и искренне недоумевали, вспоминая беседу со старшим бортпроводником. Сотрудник сделал для нас важное открытие: все авиакомпании имеют одинаковые правила авиаперевозок, согласно которым спинки кресел обязаны быть приведены в вертикальное положение только при взлете и посадке. «Тут мы не позволим пассажирам самоуправничать», — с широкой улыбкой на лице разъяснял мне бортпроводник. «Если пассажир не сделает это самостоятельно, мы сделаем это за него», — продолжал сотрудник экипажа.
Как оказалось, во всех остальных случаях впереди стоящее кресло и его спинка регулируются только соседом впереди. И зависят от его настроения и воспитания.
«Хотите спать, наденьте маску и откиньтесь. И мы не будем мешать вам наслаждаться сном — ни при раздаче еды и напитков, ни в ситуации, если ваше откинутое кресло мешает сидящему сзади пассажиру удобно есть», — вежливо объяснял мне старший смены. «Персонал самолета эти вопросы не регулирует», — уверенно продолжал бортпроводник. «Я, например, обычно прошу впереди сидящего пассажира поднять спинку, если вижу беременную женщину или больного пассажира, которому мешает обедать откинутое кресло впереди. Но заставить я не имею права. Ни при каких условиях, — резюмировал молодой сотрудник. — И скажу вам честно, далеко не всегда мне удается уговорить пассажира ненадолго поднять спинку. Даже в таких ситуациях».
И тут мы задались вопросом. Как могут десятилетиями существовать правила авиаперевозок, ставящие безопасность детей, беременных женщин и пожилых людей, которым рано или поздно прилетят на колени горячая еда и напитки, в зависимость от прихоти безответственных пассажиров. А иногда и под безразличные взгляды обслуживающего персонала.