В Петербурге запустили строительство железнодорожного путепровода для важной трассы М-32. Двухуровневая развязка перекинется через рельсы и свяжет север и юг Приморского района. Все это — старт создания нового транспортного каркаса на севере города.
Развязка над рельсами
Просека под будущую трассу М-32, которую подрядчик строительства, АО «ВАД», 22 января продемонстрировал журналистам, уже вырублена. Начался и завоз, и складирование около ЖК «Лахта Парк» металлоконструкций: всего до августа должны привезти 233 балки по 12 метров в длину и по 2,5 метра — в высоту и ширину. С грузовиков на землю их спускает 120-тонный кран. Пока что успели привезти около 800 из почти 6 тысяч тонн.
«Укрупненная сборка металла начнётся, скорее всего, в мае. Сначала балки будут стыковать на земле, потом, в конце августа — начале сентября, мы будем поднимать балки, и уже [наверху] будет происходить более детальная сборка. Все это будет устанавливаться на временных опорах, а когда соберется полная конструкция — все это будет опускаться на опорную часть», — рассказал технический руководитель проекта Александр Смирнов (АО «ВАД»). О том, что строительство активизировалось, свидетельствует и начатый «Дирекцией транспортного строительства» поиск подрядчика для охраны объекта.
Параллельно уже идет бурение свай. Один из непростых моментов проекта — это геология. Глубина буронабивных свай под опорами составляет 38 метров. Из них порядка 30 метров — жидкие глины. Под каждой из опор будет от 5 до 12 свай. «Приходится бурить, пока свая не упрется в плотный несущий грунт», — пояснил Смирнов. Бурение ориентировочно завершится весной 2026 года. Всего развязка будет иметь восемь съездов, одно- или двухполосных, в зависимости от направления и интенсивности движения. Три съезда протянутся с путепровода.
Когда начнется этап устройства непосредственно над железнодорожными путями, РЖД будут выделять строителям «окна» в движении поездов для монтажа. Вероятнее всего, речь идет о ночном времени. Аналогичные «окна» будут утверждены и для монтажа путепровода над Приморским шоссе. Как уточнил руководитель проекта, наиболее вероятный вариант — монтаж частями, которые будут укрупняться и собираться уже наверху: «Полная конструкция над Приморском шоссе и железной дорогой весит очень много. У нас таких грузоподъемных устройств, чтобы смонтировать такую массу, будет даже не найти».
Железнодорожные путепроводы, в том числе в составе новых дорог, — это инфраструктурный хит последнего времени. В конце 2024 года стали известны пять мест на карте города, где их собираются строить: в створе улицы Салова над Московским железнодорожным направлением, в створе Туристской улицы — над Выборгским направлением, две над Волховстроевским направлением — на пересечении с Петрозаводским шоссе и в створе улицы Юннатов, а также путепровод в составе магистрали М-15 (улица Маршала Мерецкова), который перемахнет через Ораниенбаумское направление. «Фонтанка» подробно рассказывала об этих проектах и перспективах их переноса с бумаги на землю. Уже сейчас понятно, что проезд по ним может оказаться платным — как минимум для части автовладельцев.
Что такое М-32
Сама М-32 станет четырехполосной магистральной улицей общегородского значения. Строительство предусматривает четыре этапа. Первый, на 5,23 км, — это как раз двухуровневая развязка с путепроводом через железнодорожные пути и Южную улицу; здесь же подключение к Приморскому шоссе, реконструкция его участка и строительство километрового участка самой новой магистрали. Второй этап — строительство почти 3 км М-32 от собственно развязки на северо-запад — до перспективной М-49.
В рамках третьего этапа будут переустроены внеплощадочные водоводы АО «Интер РАО — Электрогенерация». В рамках 4-го этапа предстоит переустройство сетей — инженерных, водоснабжения, канализации, связи, газораспределительных сетей, электросетей, а также тепломагистрали.
Еще 3,5 года назад город надеялся на помощь из федерального бюджета для строительства М-32 — в виде кредита. Потом трасса оказалась в соглашении Смольного с «Газпромом» о 64 совместных проектах — рядом с М-49. В итоге у магистралей разная судьба: М-32 строится просто за счет городского бюджета в рамках адресной инвестиционной программы, как любая другая дорога; а по поводу М-49 город и Газпромбанк подписали соглашение о намерениях по концессии с ориентировочной стоимостью в 24 млрд и платным проездом для тех, кто едет по ней на ЗСД или с него.
С подрядчиком для М-32 определились в конце 2022 года. Но за то время, что шло проектирование и прохождение экспертизы, стоимость контракта на М-32 выросла на 5 млрд — до 24 млрд рублей. Губернатор Александр Беглов, который неоднократно обращал внимание на падение налоговых платежей от Газпрома, говорил по этому поводу:
«Независимо от этого мы все равно создаем соответствующую инфраструктуру, чтобы эти налогоплательщики могли работать. Например, строительство крупных магистралей — М-32, М-49, М-11, развязка у Лахты, подземный переход и многое другое. В целом на сегодняшний день и будущие годы город потратит на развитие этой инфраструктуры и чтобы „Газпрому“ было хорошо около 200 млрд рублей».
Участок трассы М-32 от развязки на Приморском шоссе до М-49 должен быть готов до конца января 2027 года и, как уточнил представитель ВАД, «пока видимых причин по переносу срока нет». Как пояснил руководитель проекта Илья Мишеловин (СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства»), кроме дополнительной связи севера и юга Приморского района развязка в составе М-32 должна также разгрузить путепровод на Планерной улице.
Развязка как первый этап М-32 должна подключить эту новую трассу к Приморскому шоссе, Шуваловскому проспекту — с помощью Южной улицы, которая протянется южнее Лахтинского разлива до соединения Шуваловского и Мебельной. С другой стороны — история тоже интересная. Там М-32, как уже было сказано, свяжется с М-49. А чуть севернее этого места встречи от М-49 на запад пойдет будущая трасса М-1: это полноценный дублер Приморского шоссе, который дойдет до самого туристического кластера «Санкт-Петербург Марина» в Горской. «Фонтанка» подробно рассказывала про ее трассировку и развязку, которые появятся на М-1 в месте пересечения с КАД.
То есть М-32 — первая ласточка нового скоростного транспортного каркаса для Приморского района. Если ее строительство уже началось, то М-49, как уточнил Мишеловин, пока что находится на стадии разработки проекта планировки территории, это один из начальных этапов. На фоне разговоров о концессии заказчиком выступает все та же подведомственная комитету по развитию транспортного строительства «Дирекция транспортного строительства».
Кроме того, летом прошлого года комитет по градостроительству издал распоряжение о разработке ППТ для М-1. Проект планировки должен быть готов до конца июня 2025 года.