Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Трамп будет гусарить, а это опасно. Американист — о том, как подписанные новым президентом США указы повлияют на Россию

Трамп будет гусарить, а это опасно. Американист — о том, как подписанные новым президентом США указы повлияют на Россию

11 249
Источник:

Из почти 200 распоряжений, указов и других документов, подписанных в первый день президентства Трампа, большая часть — внутриамериканские. Но и они способны изменить ситуацию за пределами США.

Чем они чреваты для России и почему Европе грустно, «Фонтанке» рассказал Григорий Ярыгин, доцент кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ.

Источник:

— Григорий Олегович, энергетическая сфера в США, по мнению Дональда Трампа, в кризисе из-за «климатического экстремизма Байдена». 47-й президент США с места в карьер объявил чрезвычайное положение в сфере энергетики и, грубо говоря, велит начать бурить. Как это отразится на стоимости российских энергоносителей?

— Трамп обещал энергетикам, в первую очередь нефтяному лобби, поддержавшему его во время избирательной кампании, нарастить уровень добычи нефти и газа. До февраля 2022 года США со своим газом постепенно выходили на европейский рынок, а сейчас, вытеснив оттуда Россию, пользуются большим преимуществом. Последние несколько лет они инвестировали в систему газоснабжения Европы и будут наращивать поставки своих сжиженных энергоносителей.

Что касается нефтепродуктов, то для США они, можно сказать, дефицитные. Увеличение добычи нефти необходимо, чтобы сократить зависимость США от внешних игроков на энергетическом рынке: продолжать наращивать свою зависимость от стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки они не хотят. Поэтому Дональд Трамп и объявил чрезвычайное положение, которое позволит энергетическим компаниям добывать ресурсы в ранее законсервированных нефтяных полях. В первую очередь — на Аляске.

То есть вброса нефти на мировой рынок со стороны США не будет. Они еще несколько лет будут удовлетворять свои потребности.

Что касается российской нефти, то до начала санкционной борьбы с Россией в середине десятых годов мы в Америку продавали немного — плечо доставки слишком велико. То есть в смысле торговли нефтью для России изменений не ожидается. Разве что возможно дополнительное санкционное давление на наш флот.

— При этом Трамп отменил законы о поощрении производства и приобретения электромобилей и разрешил наращивать производство автомобилей с бензиновыми двигателями. Нефтепродукты в дефиците, а число их потребителей будет расти. Плюс компания Маска, как известно, лидер в производстве электромобилей, а им отказали в особом статусе. Что это значит?

— Рост числа автомобилей с бензиновым двигателем сможет повлиять на потребность в добыче дополнительных объемов нефти лишь в отсроченной перспективе. Внутренний топливный рынок всегда очень чувствителен к переизбытку или, наоборот, недостатку топлива. Американцы чуть ли не ежедневно следят за ценами на топливо, потому что они быстро отражаются на стоимости продуктов. Трамп комплексными мерами предполагает справиться с дефицитом топлива в США. Возможно, даже с помощью Венесуэлы — было видно, как во время избирательной кампании он заметно смягчил риторику в отношении этой богатой нефтью страны.

Стремление Трампа насытить рынок топливом — один сюжет. Второй — его указ, отменяющий субсидии для производства и компенсации для покупателей электромобилей, а также отменяющий обязательство автомобильных производителей довести до 50% парк автомобилей с электрическим двигателем. Если вы думаете, что это выстрел в ногу Маску, то это не так. У всех американских автопроизводителей есть те или иные разработки в области электромобилей. Но цепочки поставок нестабильные, технологии отстают от тех, что есть у «Теслы» Илона Маска. Утратив государственные преференции, другие компании утратят и стимул для работы с ними. Трамп расчищает поле для Маска — устраняет конкурентов.

— Трамп ввел запрет на заключение договоров с компаниями об аренде участков под ветряные электростанции. Как это скажется на американской энергетике?

— Зеленый энергопереход подразумевает отказ от углеводородного топлива и переход к возобновляемым источникам энергии: ветрякам, солнечным батареям, приливной, геотермальной энергии. В общем энергопакете Соединенных Штатов они не превышают 8%. Непонятно, зачем Трамп борется с ними. Скорее всего, это борьба с зеленой повесткой в целом — он в нее не верит и убежден, что она мешает развитию американской промышленности.

Дважды в одну и ту же реку нельзя войти, но дважды из одной реки точно можно выйти, — сказал Дональд Трамп и вышел из Парижского соглашения по климату. Первый раз это произошло в первый президентский срок. Потом Байден в него вернулся, теперь Трамп снова вышел.

Сейчас в США начинает развиваться мини ядерная генерация, возможно, именно атомную энергетику и видит Дональд Трамп в качестве альтернативы любой непостоянной энергии. Развитие энергетики на первом плане — без нее невозможно развитие искусственного интеллекта. Трамп подписал указ и заявил, что на полтриллиона он профинансирует компании, которые развивают технологии искусственного интеллекта. Процессы, связанные с цифровизацией и информатизацией, без которых невозможно развить практически никакую отрасль, очень энергоемкие. Они потребуют гигантских мощностей. Поэтому, думаю, говоря об энергоресурсах, Трамп имеет в виду не нефть, не газ, а как раз атомную энергетику, которая при нём «расцветет». Поскольку она зависима от урана, тут играют роль отношения со странами, в которых США его закупают. Россия в их числе. Кроме того, чем больше потребности в уране, тем выше его стоимость.

— Трамп вышел не только из Парижского соглашения, но и из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

— ВОЗ, к сожалению, демонстрирует свою неэффективность. К тому же ситуация с ковидом в свое время подорвала авторитет организации. Но это происходит не только с ней. Когда Трамп был 45-м президентом, из ЮНЕСКО выходил. Он сдержанно относится к международным институтам. Они ему неинтересны. Даже НАТО.

Смотрите, в конце своего первого президентского срока Трамп издал указ, который вводит санкции против Международного уголовного суда. А это супернезависимая организация. Джо Байден вступает в должность и отменяет указ Трампа о санкциях против МУС, когда они уже начали действовать. Что делает Дональд Трамп в первый день своего возвращения в Белый дом через четыре года? Отменяет тот указ Байдена, что отменил указ Трампа. Подумайте, неужели человек четыре года помнит про то, что он эту организацию недолюбливает?

Думаю, это политика некоего коллективного Трампа, его администрации, советников, которые не верят, что международная организация действует в интересах США. То есть, когда нужно наказать организацию, США вводит санкции против нее (МУС). А если наказать не получается, США из нее просто выходят (ВОЗ). Такое вот потребительское отношение к международным институтам.

— Заморожена американская помощь другим странам на 90 дней, в том числе Украине. Европа переживает.

— В соответствии с указом, все средства, израсходованные на помощь другим странам, подлежат аудиту. И если выяснится, что не нужно было ее оказывать или нужно было оказывать не тому или не в том объеме, или она была похищена и обнаружена, например, на каком-нибудь черном рынке в другом регионе, — то эта помощь будет прекращена.
Администрация Байдена, понимая, что решение об аудите и приостановке помощи Киеву неизбежно будет принято, издавала в течение декабря указы и направляла большие объемы военной помощи, уже одобренной конгрессом. А то, что не успела отправить, попадает под паузу в 90 дней.

Это может звучать комично, но Пентагон периодически недосчитывается сотен миллионов в своих же тратах на военную помощь: «Мы не знаем, где эти деньги / поставки». Если это произойдет снова, то дальнейшая помощь может быть ограничена.
Во время 90-дневной паузы европейцы вынуждены будут наращивать военную помощь Украине самостоятельно, если смогут.

— Смогут? В Европе траур, в СМИ о Трампе говорят с грустными лицами. С одной стороны, он предупредил, что если Европа не хочет повышения тарифов, она должна покупать больше газа у США. С другой, американский бизнес заинтересован в покупке «Северных потоков». Непонятно: США требуют, чтобы Европа закупала больше американского газа, и собираются торговать российским?

— Мы слышали версию о том, что один из предпринимателей может претендовать на покупку «Северного потока» и может получить разрешение на подсанкционную
деятельность. Но пока в администрации Трампа никто этого не подтвердил. Заявки в управлении по контролю над иностранными активами Министерства финансов
США на такую покупку нет. Это пока разговоры. Когда Трамп говорит, что европейцы должны покупать больше энергоресурсов у Америки, это бьется с тем, что и из России они могли бы осуществлять поставки газа в Европу. Трамп же не хочет, чтобы она закупала его на африканских или ближневосточных рынках. Предположим, американский бизнес получит контроль над транспортировкой газа из России — это создаст еще большую зависимость нашей страны от Соединенных Штатов. А Европа в газоснабжении будет зависеть только от США.

— Министр обороны Франции Себастьян Лекорню сказал, что требование Трампа увеличить оборону до 5% ВВП и введение пошлин на импорт из Европейского союза — «пинок под зад Европе». Поэтому она должна становиться автономной. А как, если она в полной зависимости от США?

— 5% ВВП на нужды НАТО — расходы на оборонный бюджет, к которым европейцы не привыкли. Это влечет за собой тяжелые экономические, а потом и политические издержки. Но Франция и Великобритания — крупнейшие производители вооружений в Европе (в мире лидеры — Россия, Китай, США, Великобритания, Франция). И тут Франция своего не упустит — будет загружать свою промышленность военными заказами, как сейчас это делают США. Мы помним, что президент Макрон критически относился к НАТО, говорил, что НАТО переживает смерть мозга. Он критикует эту структуру и ратует за создание общеевропейских вооруженных сил. Из необходимости увеличения расходов на оборону можно извлекать пользу. Это как с революцией: не можешь остановить — возглавь ее.

— Трамп сказал, что США потратили на Украину на 200 миллиардов больше остальных членов НАТО. СМИ сообщали, что республиканец намерен попросить Европу возместить эти средства. Мало того, что по 5% надо тратить на оборону, так еще и 200 миллиардов Европа должна возместить?

— Принцип европейского оказания военной помощи — от каждой страны по возможностям. Раз у Соединенных Штатов и армия, и расходы на нее больше, то они могут больше помощи оказывать. Невозможно же сравнивать возможности Эстонии и США. Трамп говорит, что все страны должны участвовать в равном объеме, европейцы говорят о пропорциональном вкладе. У них там у каждого своя правда, белых и пушистых нет. Но Трамп недолюбливает НАТО, уверен, что альянс использует Соединенные Штаты, математический подсчет наверняка это подтвердит.

— Когда военные действия закончатся, кто будет Украину восстанавливать, если США откажутся?

— Украине с удовольствием дадут кредиты, послевоенное восстановление — очень доходный вид деятельности. Страну купят, получается, на многие годы вперед. Европейцы, чтобы Украина не досталась США полностью, вынуждены будут тоже принять участие.

— Где место России во время противостояния Европы и США?

— В зрительном зале. Нам не надо включаться в этот процесс. Это противостояние на уровне политики, на уровне цифр, а на уровне идеологии все равно мы понимаем, что это один лагерь и они настроены к России конфронтационно. Как только разберутся друг с другом, вновь обратят свой взор на нас. Коллективный Запад абсолютно антироссийский. Сейчас он в раздоре, но не в упадке.

Они адаптируются к новым условиям сосуществования. Конечно, это может быть болезненно и, может быть, дорого для Европы. Это займет время, а потом снова Запад сосредоточит свое внимание на сдерживании России, ну и, конечно, Китая. Нам надо быть к этому моменту готовыми.

— Принятие решений, реализованных в почти 200 подписанных документах, называют самой легкой частью начального этапа президентства. А что дальше? Трамп уже передумал останавливать военные действия на Украине за 24 часа, называют сроки то в 100 дней, то в полгода. С кондачка порешать все уже не получается.

— Надеюсь, Россия будет очень осторожно смотреть на действия Дональда Трампа,
потому что он сейчас будет искать себе место в истории. Это человек, который пережил два покушения, у которого пуля прошла в сантиметре от головы. Он уверен, что делает все правильно, что он избранный — это не преувеличение. Он видит себя мировым корректором и верит, что нужно все корректировать, торопясь: у него всего четыре года. Если он уверен в своих действиях, то даже несмотря на то, что они ошибочные, будет давить и стремиться к достижению цели. Он будет играть в короткую игру в краткосрочном периоде президентства.

Да, он создает переговорные позиции, говорит, что будет вести переговоры с Россией, но тут же звучит угроза, стращание санкциями. Он будет дожимать до конца, а для нас некоторые варианты могут быть неприемлемы. Замораживание конфликта, как это происходило многократно в истории международных отношений, — это не то, чего Россия сегодня ожидает. Ни в Корее, ни на Кипре похожие ситуации так и не разрешились. Нам нужно решение конфликта, а американцам выгодна его заморозка. Поэтому Трамп будет гусарить. В международных отношениях это очень опасно. Но он будет.

Ирина Багликова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE16
Смех
HAPPY8
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
115
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5