Футбольный клуб «Зенит» почти договорился с бразильским «Палмейрас» о продаже полузащитника Клаудиньо, но в последний момент передумал и подписал более выгодное соглашение с катарским «Аль-Садд». Боссы бразильской команды так расстроились, что опубликовали рабочую переписку с руководством «Зенита», которую теперь обсуждает весь футбольный мир. Отдел спорта «Фонтанки» — о неловкой ситуации.
«Зенит» решил избавиться от всех иностранных футболистов, загрустивших в Петербурге. Уже ушел Артур, летом покинет команду Вендел, а сейчас настала очередь Клаудиньо.
Как сообщили накануне в пресс-службе «Зенита», петербургский клуб договорился о продаже своего 11-го номера в катарский «Аль-Садд». Официальная сумма трансфера не разглашается, но по информации инсайдеров, сине-бело-голубые получат за него около 20 млн евро плюс несколько миллионов в виде бонусов. Глупо отрицать, что боссы «Зенита» провернули очередную удачную сделку, но неожиданно возникли репутационные риски.
Бразильский «Палмейрас» обвинил «Зенит» в том, что петербуржцы в последний момент вышли из переговоров по продаже Клаудиньо, хотя, как им казалось, они уже обо всем договорились. Председатель правления сине-бело-голубых Александр Медведев в интервью ESPN заявил, что все было совсем не так.
«У нас не было принципиальной договоренности о продаже Клаудиньо с уважаемым „Палмейрасом“. Мы вели переговоры с ними, с еще одной бразильской командой, а также с катарцами. В итоге предложение „Аль-Садда“ было лучшим как для „Зенита“, так и для игрока», — заявил Медведев.
Однако президент «Палмейраса» Лейла Перейра обвинила Александра Ивановича в обмане.
«Глава „Зенита“ лжет. „Палмейрас“ договорился о покупке Клаудиньо. „Зенит“ отправил нам документ о переходе футболиста. Вообще-то, спортивный директор „Зенита“ (на самом деле исполнительный директор — Максим Погорелов. — Прим. ред.) подтверждал вчера днем, что между клубами все улажено. Если „Зенит“ или сам игрок изменили решение — ладно. Ложь я принять не могу», — подчеркнула Лейла Перейра.
В подкрепление своих слов «Палмейрас» опубликовал скриншоты переписки и сканы документов, которые, по утверждению бразильской стороны, подтверждают существование соглашения о трансфере Клаудиньо.
В начале одного из писем после стандартных приветствий сообщается о приложении чернового варианта трансферного договора. Однако далее уточняется, что соглашение вступит в силу исключительно после его подписания всеми заинтересованными сторонами. Отдельно выделен стандартный для таких случаев юридический термин Without prejudice, который означает, что данное письмо не может быть использовано в судебных процессах или иных разбирательствах. Эта формулировка снимает с отправителя любую юридическую ответственность.
21 января агент Клаудиньо уведомил представителей «Палмейраса» о том, что планы изменились и его клиент перейдет в катарский «Аль-Садд». После этого менеджер бразильской команды связался с Максимом Погореловым.
«Максим, мне нужно уточнить: разве мы не пришли к соглашению? Разве все уже не было согласовано?» — задал вопрос представитель «Палмейраса».
«Можно я вам перезвоню? Между клубами договоренность есть. Все верно», — спустя минуту ответил Погорелов.
Однако в дальнейшем стало ясно, что ситуация была далеко не столь однозначной.
«Мы заключили соглашение с „Зенитом“, а Клаудиньо согласился на наши условия. Я лично общалась с ним, и он дважды заверил, что перейдёт в „Палмейрас“. Он утверждал, что не хочет выступать в Катаре. Однако в последние минуты, пока шла работа над проектами договоров с „Зенитом“, агент игрока сообщил, что планы изменились. Мы сделали отличное предложение, которое Клаудиньо одобрил. Но, к сожалению, футбол порой таков», — комментировала ситуацию президент «Палмейраса» Лейла Перейра в интервью Globo.
На ситуацию также отреагировал Маркос Браз, бывший директор другого бразильского клуба, «Фламенго». В прошлом году он тоже не сумел заключить сделку по Клаудиньо, правда перепутал по ходу дела главу «Зенита» Александра Медведева с экс-президентом России Дмитрием Медведевым.
«История снова повторяется. Они думают, что все будет хорошо: сначала договариваются обо всем, а потом просто убегают», — написал Браз у себя в соцсетях.
На просьбу прокомментировать ситуацию «Зенит» подтвердил, что переговоры с «Палмейрас» были, как и несколькими другими командами из Бразилии, но до окончательного решения не дошло.
«В рамках переговоров предварительные договоренности были достигнуты с „Палмейрас“ и не только — речь идет не о двух клубах, а больше. При этом окончательное решение о переходе всегда принимает игрок. Очевидно, что катарская сторона предложила лучшие условия как для клуба, так и для самого футболиста, и главное — он сам принял такое решение. Да, между клубами шла стандартная деловая переписка, не подразумевающая юридических обязательств.
Более того, «Палмейрас» прислал нам ряд вопросов, изменений и замечаний, на которые мы не давали подтверждений.
Обвинения во лжи? Мы их не признаем, поскольку они безосновательны, мы всегда открыты перед партнерами, обиду на ФК «Палмейрас» и госпожу Лейлу Перейру держать не будем», — заявили «Фонтанке» в пресс-службе «Зенита».
Отметим, что вариант с «Аль-Садд», похоже, действительно появился в последний момент. Изначально переговоры шли сразу с несколькими бразильскими командами. Клаудиньо явно тосковал по родине и собирался вернуться домой.
Среди возможных покупателей были «Ботофаго», который в итоге купил Артура и Вендела, и тот же «Фламенго». 17 января стало известно о переговорах с еще одним клубом — «Флуминенсе». Президент бразильской команды Марио Биттенкур заявил, что «Зенит» хотел обменять Клаудиньо на колумбийского футболиста Джоне Арьяса, но тот отказался переезжать в Россию.
17 января бразильский инсайдер Жорже Никола сообщил, что Клаудиньо дал согласие на переход в «Палмейрас». А 21 января журналист Фелиппе Фачинкани написал в соцсети X, что бразильский клуб заплатит «Зениту» за игрока 14 млн евро в несколько траншей и может добавить еще 4 млн в виде бонусов за различные достижения.
Тем же вечером стало известно о варианте с «Аль-Саддом». Катарцы предлагали выплатить 20 млн евро одним переводом и добавить в будущем к этой сумме возможные бонусы. Сам игрок также получил от шейхов крайне щедрый контракт.
В своем телеграм-канале «Кафешка» Алексей Новик предполагает, что быстро обо всем договориться помогла давняя дружба между Александром Медведевым и шейхом Мохаммедом бин Абдулрахманом бин Джассимом, который руководит «Аль-Саддом», он же член королевской семьи Катара и премьер-министр страны.
«Знакомы они с Медведевым больше 15 лет — с тех времен, когда Александр Иванович в качестве зампреда правления „Газпрома“ тогда еще главу МИД Катара на ПМЭФ чаем поил», — написал Новик.
20 млн вместо 14 — солидная причина, чтобы изменить планы в последний момент. Как говорится, ничего личного, только бизнес. Вот только неизвестно, как это теперь скажется на репутации «Зенита» и Александра Медведева лично в Бразилии — самой важной страны для комплектования петербургской команды в последние годы.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»