После нескольких переносов из-за пожаров в Калифорнии Американская киноакадемия 23 января наконец объявила номинантов на 97-ю премию «Оскар». Разберемся, кто лидирует в гонке за золотой статуэткой, а кто отстает.
Для российской публики главным бумом, конечно, стала номинация Юры Борисова в категории «Лучшая мужская роль второго плана» за роль в фильме Шона Бейкера «Анора». Борисов оказался первым в истории российским актером, попавшим в оскаровский шорт-лист. В 1978 году в той же категории выдвигали Михаила Барышникова за роль в фильме «Поворотный пункт» — но Барышников не считал себя ни российским, ни советским актером.
Надо сказать, Юра Борисов получил номинацию вполне заслуженно. «Анора», конечно, получила «Золотую пальмовую ветвь» в Канне, пять номинаций на «Золотой глобус» и так далее. Но это хоть и симпатичный — далеко не лучший фильм Бейкера. А вот нежный гопник Игорь, которого сыграл Борисов, — одно из его бесспорных достоинств.
Кроме того, «Анора» претендует на главный «Оскар» как лучший художественный фильм, номинируется на лучший оригинальный сценарий и лучший монтаж. Шон Бейкер выдвинулся как лучший режиссер, а Майки Мэдисон, сыгравшая Анору, — на звание лучшей актрисы. Всего 6 категорий.
Но в число главных фаворитов гонки фильм Бейкера не вошел. Лидером по количеству оскаровских номинаций в этом году стала картина «Эмилия Перес» Жака Одиара — комедийный франко-мексиканский мюзикл про женщину-адвоката, помогающую весьма необычному клиенту. В главной роли — Зои Салдана (Нейтири в «Аватаре» и Гамора в фильмах «Марвел»).
Кино выступило в 13 категориях, включающих «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучший адаптированный сценарий», лучшие женские роли первого и второго плана» и «лучшая операторская работа». Фильм уже взял несколько «Золотых глобусов» и приз в Каннах за лучшую женскую роль. Впрочем, отзывы на него были довольно противоречивые, от восторженных до скептических. Лидирование «Эмилии Перес» можно прочитать и как политический стейтмент от левого Голливуда, выдвижение квир-фильма в пику консервативной политике нового президента Трампа. Впрочем, тут надо будет дождаться вручения самого «Оскара».
Хорошо выступил также «Бруталист» Брэди Корбета, историческая драма о злоключениях венгерского архитектора-еврея, спасшегося в Америке от нацистов. Фильму досталось 10 номинаций, в том числе и на лучший фильм. «Бруталиста» обласкали в минувшем сентябре на Венецианском фестивале, дав ему приз ФИПРЕССИ и «Серебряного льва», так что у него уже хорошее реноме. А вот то, что в нем сыграл превосходный Эдриан Броуди, который также выдвинут на «лучшую мужскую роль», может парадоксальным образом пойти ему не впрок. 29-летний Броуди в далеком 2002-м уже получил «Оскар» за роль в «Пианисте». Академия может не захотеть повторяться — чтоб не заваливать актера наградами за содержательно схожие роли творцов, выживших в холокосте. Впрочем, критика и шествие по фестивалям у «Бруталиста» проходят очень удачно.
Столько же номинаций и у фэнтези-мюзикла Стивена Шварца «Злая», ревизионистского приквела к «Волшебнику из страны Оз», показывающего жизнь злой ведьмы с неожиданного феминистского ракурса. В фильме главные роли исполнили Синтия Эриво и Ариана Гранде, картина очень успешно прошла в прокате и заслужила симпатии у критиков. С другой стороны, у «Барби» было ещё больше хайпа, но победила она только в категории «Лучшая песня». Вряд ли фэнтези и сейчас сделают абсолютным победителем «Оскара» — академики все-таки предпочитают что-то более нейтрально-сентиментальное. Но шансы на несколько призовых мест у «Злой» достойные.
Слегка отстаёт «Конклав» Эдварда Бергера — о самых необычных выборах папы римского. У него — восемь номинаций, в том числе за лучший фильм, лучшего режиссера, лучший сценарий; Рэйф Файнс претендует на статуэтку за лучшую мужскую роль, а Изабелла Росселлини — за лучшую женскую роль второго плана. Еще он выдвинулся на «Оскар» за лучшие костюмы, и действительно: рясы и сутаны ватиканских священников тут очень стильные. Да и фильм, по мнению критиков (кроме тех, что работают в католических изданиях), вышел увлекательным политическим триллером не без ироничных моментов. Так что это крепкий претендент.
Наравне с ним восемь номинаций дали «Совершенному незнакомцу», байопику о том, как Боб Дилан пришел к успеху. Главную роль сыграл Тимоти Шаламе, которого выдвинули на лучшего актера, — это, конечно, плюс. Но, судя по отзывам, фильм благодушный и благопристойный, успешно обходящий острые углы. С одной стороны, такое обычно нравится академикам. С другой — может, он и перебарщивает с этой умеренностью и аккуратностью, особенно учитывая, что речь идет о рок-звезде и лидере протеста. Но, как знать, может, тут Шаламе и получит свой первый «Оскар».
Интересно, что другой фильм с Тимоти, «Дюна: Часть вторая», был почти обделен номинациями, получив их всего пять. То же самое произошло и с «Субстанцией», которая всех вроде бы поразила своей смелостью: фавориты отчетливо обошли ее на повороте. Впрочем, у Деми Мур есть шанс получить статуэтку для лучшей актрисы. По одному «Оскару» — за лучшие визуальные эффекты — есть шанс получить у новой «Планеты обезьян» и «Чужого: Ромула». Все-таки кинофантастика остается для академии недостаточно респектабельным жанром.
А кто все-таки победит, узнаем чуть больше чем через месяц. Церемония вручения премии «Оскар» 2025 года состоится 2 марта в театре «Долби» в Голливуде. Ведущим церемонии впервые станет комик Конан О'Брайен.