Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Бунтовщики похуже луддитов». Как в Петербурге гасили протест бизнеса против «Честного знака»

«Бунтовщики похуже луддитов». Как в Петербурге гасили протест бизнеса против «Честного знака»

3 841

Презентация исследования о рисках внедрения маркировки в сфере легкой промышленности обернулась настоящим сражением бизнеса и власти. Против объединенных сил восставших предпринимателей был брошен спецназ в лице депутата Госдумы, представителя Минпромторга, Федеральной таможенной службы, Смольного и самого оператора «Честный знак». Не обошлось и без перебежчиков. Правда, маневр оказался настолько удачным, что лицом к лицу стороны так и не встретились.

О том, что 23 января в «Невской ратуше» пройдет презентация исследования о влиянии системы маркировки «Честный знак» на бизнес в сфере легкой промышленности, стало известно на прошлой неделе. Организатором выступила РОО «Содействие малому бизнесу», которая и заказала работу группе ученых из Высшей школы государственного администрирования (ВШГА) МГУ имени М. В. Ломоносова.

Предполагалось, что исследование добавит веса доводам предпринимателей в диалоге с властью о необходимости отсрочить новый этап маркировки, а то и вовсе пересмотреть подход к ее внедрению. На встречу пригласили местных чиновников и депутатов, представителей оператора системы маркировки «Центр развития перспективных технологий», Минпромторга, Госдумы и Совета Федерации.

Высокая делегация действительно прибыла в Петербург, чтобы высказаться по теме маркировки. Вот только, как выяснилось за день до мероприятия, гости из Москвы решили не выступать в «Невской ратуше», а за несколько часов до нее устроить собственную пресс-конференцию в «Интерфаксе». На фоне таких новостей бизнес сначала получил от городских властей уведомление об отмене мероприятия в «Невской ратуше», но после вмешательства уполномоченного по защите прав предпринимателей Валерия Калугина конференц-зал им все-таки предоставили.

Коллизия возникла и с самим исследованием. После анонса презентации коллектив ученых ВШГА МГУ попросил вернуть его на доработку, сославшись на выявленные «расхождения целого ряда численных данных с официальными и реальными», а также на резонанс в СМИ проблем, связанных с маркировкой. «Весь этот околонаучный шум, связанный с лоббизмом частных интересов, не был охвачен в техническом задании научного исследования и причиняет нам неоправданно значительное беспокойство», — говорилось в письме за подписью замдиректора учреждения Марии Вареник. Однако РОО «Содействие малого бизнеса» ответила отказом, заявив, что как заказчик недостатков в работе не усматривает, а договор, заключенный с ВШГА МГУ, считает исполненным.

«Это не проблема государства, а проблема бизнеса»

Интриги добавил тот факт, что один из авторов заказанного бизнесом исследования, доцент МГУ Алексей Андреев оказался спикером на мероприятии у оппонентов. На пресс-конференции в «Интерфаксе» он пояснил, что научная работа, по сути, представляла собой описание «проблемного поля», то есть чаяний бизнеса, а все выводы носили сугубо «вероятностный и оценочный характер». После сдачи заказчику он продолжил изучение вопроса и пришел к мнению, что опасения предпринимателей оказались необоснованными. «Мы хотели сделать соответствующее заявление, а заказчик на предложение обновить отчет ответил отказом», — сказал он. Впрочем, описывая новые выводы, Алексей Андреев больше оперировал фразами вроде «цифры всем известны», «все широко знают», «значительный процент контрафакта» и «громадный фискальный эффект», нежели количественными показателями. При этом его заявление, что вклад маркировки в рост цен составляет не более 1%, вызвал протест у депутата Госдумы Сергея Лисовского. «1% — это много», — заявил он. Правильнее было бы говорить о «сотых процента», считает парламентарий.

Сам Сергей Лисовский предложил смотреть на ситуацию в историческом контексте и вспомнил про луддитов, которые «в начале XIX века в Англии ломали ткацкие станки». «Примерно та же самая революция у нас с вами: переходим от бумажного учета к электронному», — сказал он. Такой переход, по мнению парламентария, неизбежен, если бизнес хочет быть конкурентоспособным не только на своем, но и на международном рынке. «Маркировка нужна не для бюджета и фискальных органов, а для легального добросовестного производства», — подчеркнул он.

Доля нелегальных товаров в легкой промышленности за счет введения маркировки уже сократилась с 36 до 23% за период с 2019 по 2023 год, рассказал замдиректора Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИГМУ ВШЭ) Артем Концерев. Он пояснил, что доля нелегальной продукции рассчитывалась как соотношение между спросом (проданным товаром) и тем, сколько произвели отечественные производители (за вычетом экспорта) и легально импортировали из других стран. То есть та продукция, которая не была сделана внутри страны или ввезена из-за границы, а словно появилась из воздуха, по всей видимости, является нелегальной. Зафиксированный официальной статистикой рост производства тоже может говорить о перераспределении объемов теневого рынка.

По словам эксперта, за три года реальная выручка производителей (с поправкой на инфляцию) выросла на 35%, а у оптовиков и розницы осталась на том же уровне. То есть магазины больше продавать не стали, но фабрики стали шить больше. Это может говорить о том, что становится сложнее продавать серый товар. В результате либо легальные производители замещают продукцию нелегальных, либо тем, кто раньше работал «в серую», приходится легализовывать свою деятельность, сказал он.

1 из 5
Источник:

Протест продавцов одежды Сергей Лисовский объяснил тем, что те торгуют в основном импортным товаром, который уже два года как должен быть промаркирован. «И вот это основное, почему это так болезненно для среднего и малого бизнеса. Но это больше их проблемы, чем проблемы государства, потому что контрабанда никогда не приветствовалась», — отметил он. Начальник Северо-Западного таможенного управления Николай Лагирев заверил, что его ведомство пропускает через границу только маркированную продукцию. Стало быть, любая импортная одежда и обувь без меток «Честного знака» находится на рынке нелегально. «Жалуются те, кому выгодно, чтобы система не работала, потому что продают нелегальную продукцию», — согласился председатель Общественного совета при Роспотребнадзоре РФ Олег Павлов.

Впрочем, после наводящих вопросов журналистов участники встречи всё же признали, что на оптовых рынках, где в основном и закупается малый бизнес, продаются гигантские объемы немаркированной одежды. По словам Сергея Лисовского, сейчас проводится исследование контрабандной продукции на вещевых рынках. «В ближайшие полгода мы увидим решение этой проблемы», — сказал он. Заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов пообещал, что индикаторы риска системы маркировки помогут выявлять тех, кто занимается вводом в оборот незаконной продукции.

Но пока санкции к бизнесу не слишком жесткие. В Петербурге в 2024 году был выявлен 1 миллион нарушений, связанных с маркировкой товаров легкой промышленности, рассказал директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Владислав Заславский. Но подавляющая часть не имела для нарушителей последствий. «Необходимо соответствующим органам, в полномочия которых входит контроль и надзор за этим рынком, поактивнее участвовать в работе», — резюмировал он. По словам Владислава Заславского, сейчас прорабатывается автоматическое выставление штрафов и выдача предостережений — по типу той, что действует за превышение скорости.

С собой члены делегации привели несколько предпринимателей, которые рассказали, что сначала пришли в ужас от перспективы внедрения маркировки, но с помощью подсказок ЦРПТ разобрались и теперь не испытывают затруднений.

«Неповоротливая машина сдвинулась»

Через час после того, как затихли последние словесные залпы в «Интерфаксе», стартовала конференция в «Невской ратуше», куда съехались почти две сотни предпринимателей со всей страны. Ни представители ЦРПТ, ни другие участники московской делегации на встречу с «бунтовщиками» не доехали. Из органов власти были лишь представитель комитета по промполитике Даниил Кузьмин и депутаты петербургского Законодательного собрания, которые изначально встали на сторону бизнеса.

Руководитель рабочей группы по проблеме маркировки Наталья Астахова кратко пересказала участникам итоги мероприятия оппонентов, куда, по ее словам, петербургских парламентариев не позвали. По ее словам, открытие центра маркировки, где представители ЦРПТ и Смольного будут консультировать бизнес и помогать наладить работу с «Честным знаком», пока является главной победой. «Мы дали толчок, неповоротливая машина сдвинулась», — сказала она.

Бизнес-омбудсмен Валерий Калугин сообщил, что после его доклада на комиссии Госсовета (консультативно-совещательный орган при президенте РФ) в резолюцию вошла рекомендация Минпромторгу рассмотреть перенос нового этапа маркировки на 2026 год. Он прокомментировал выступление в «Интерфаксе» Сергея Лисовского. Противопоставив малый и средний бизнес государству, народный избранник тем самым «поставил на себе крест», заявил омбудсмен.

Депутат закса Ирина Иванова посетовала на то, что ученые МГУ взяли за исследование «неоправданно много денег». При этом выводы, по ее словам, не являются «криминальными» ни для власти, ни для «Честного знака». «Почему они не приехали, я не понимаю», — отметила она.

1 из 2

В отсутствие автора результаты научной работы представляла заказчик — Янина Гришина. На слайдах в частности приводился расчет затрат на внедрение «Честного знака», который заметно расходится с оценками ЦРПТ. Так, капитальные затраты для работы с маркировкой товаров на 1 рабочее место составляют около 200 тысяч рублей, а ежегодные затраты на обслуживание системы — еще 360 тысяч на одно место. Впрочем, особенно перегружать аудиторию графиками и цифрами она не стала и перешла сразу к выводам. «Рыночные практики ООО „Центр развития перспективных технологий“ негативно отразились на финансовом положении предпринимателей. Система „Честный знак“ с высокой вероятностью приведет к закрытию значительного количества предприятий, которые столкнулись с экономическими трудностями из-за применения системы цифровой маркировки», — говорилось на одном из слайдов.

Но без оппонентов дальнейшее обсуждение больше напоминало группу психологической поддержки. Предприниматели один за одним рассказывали, сколько мучались с настройкой «Честного знака», а также о том, что даже специалистам ЦРПТ не удавалось наладить систему с первого раза. Одни говорили, что были вынуждены из производителя превратиться в ателье, другие о том, что потеряли объемы из-за того, что их партнеры не захотели работать с «Честным знаком». Иногда выступления превращались в натуральный стендап. «Все ругают честный знак, а я хочу похвалить. Вчера купил в „Фамилии“ куртку китайского бренда „Шеньгван“, сканирую код, написано „Производство Россия“. Я горжусь, машины научились делать, теперь еще и куртки. Еще купил кроссовки Nike за 1000 рублей тоже с маркировкой и футболку Lacoste за 1500», — рассказал директор розничной сети «Бизнес Стиль» Алексей Зажигин, сорвав бурные аплодисменты.

Своим опытом и мнениями делились представители других отраслей. К примеру, президент Ассоциации фермеров Ленинградской области Михаил Шконда признал, что внедрение системы маркировки и ее интеграция с системой «Меркурий» позволили выявлять фальсифицированную продукцию. Но из-за этого цены пошли вверх. «Цена на молоко пошла вверх, потому что стыковка [„Честного знака“ и „Меркурия“] стала более серьезной, и какая-то прослеживаемость стала идти». Расходы на внедрение «Честного знака» в фермерском хозяйстве он оценил в 1 миллион рублей. На такие затраты готовы идти единицы. «Десятки фермеров будут уничтожены системой „Честный знак“. По 1 миллиону рублей никто не будет платить, проще закрыться», — сказал он.

«Проблема не в том, что мы не хотим, мы не можем», — отметила Ксения Коротченко, которая занимается фасовкой специй. По ее словам, она является единственным работником на своем предприятии и не может позволить себе нанять ИТ-специалиста, так что затраты на внедрение и обслуживание «Честного знака» рискуют оставить ее без прибыли. Отказ же от маркировки поставит бизнес вне закона.

Но свое поражение в информационном противостоянии бизнес не признал. В резолюции, принятой по итогам собрания, предприниматели договорились продолжать настаивать на введении моратория на проверки и дальнейшей доработке системы маркировки с учетом реалий малого бизнеса. Осталось, как заметил Валерий Калугин, грамотно донести свою мысль.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE5
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY16
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
48
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях