Каждый третий житель мегаполиса активно занимается спортом, а каждый второй говорит о себе как о соблюдающем принципы ЗОЖ — таковы данные ВЦИОМ. В понятие ЗОЖ входит много всего: спорт, забота о питании и ментальном здоровье, свежий воздух, экологичная среда — и покупателям жилья хочется, чтобы новая квартира всему этому способствовала. Застройщики подчеркивают, что за последнее время из модного тренда запрос на ЗОЖ превратился в обязательное требование к месту для жизни.
Мода или потребность
Запросы покупателей на спортивную инфраструктуру у дома стали расти и развиваться вместе с поколением Z, считает Надежда Ильина, директор по развитию ГК «Лидер Групп». По ее мнению, молодые люди более креативны и стремятся правильно распределять свои ресурсы, время и энергию. А значит, для них важно, чтобы в шаговой доступности были не только продуктовые магазины и аптеки, но и спортивные объекты. Достаточно посмотреть, какой популярностью пользуются студии фитнеса и йоги, которые повсеместно открываются в помещениях на первых этажах.
В пресс-службе Группы «Эталон» отметили, что о популярности тренда на ЗОЖ говорят как рост объемов рынка мировой wellness-экономики, так и данные о росте отдельных секторов российской. Так, например, по данным Национального фитнес-сообщества, по результатам 2024 года ключевые показатели на российском рынке фитнеса показали позитивную динамику: в среднем на 8-10% выросла посещаемость клубов, продажа клубных карт и дополнительных услуг, активно растет спрос на товары здорового питания, выходит на первый план ментальное благополучие.
— Это отражается и в запросе покупателей жилья — ведь наличие в легком доступе спортивной и рекреационной инфраструктуры позволяет в бытовом сценарии сэкономить немало времени на логистике, — продолжили эксперты компании. — Девелоперы, в свою очередь, стараются наполнить проект сопутствующей инфраструктурой, обеспечив условия для прогулок и отдыха на свежем воздухе, тренировок разной направленности: активной work-out зоной, спокойными зонами для йоги и стретчинга, беговыми и велодорожками и т. д.
Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК», напомнил, что запрос на более-менее здоровый образ жизни — это всеобщая тенденция, покупатели недвижимости в данном случае не являются какой-то выделяющейся категорией. Он напомнил, что пару лет назад ВЦИОМ проводил опрос на эту тему, и около половины респондентов заявили что ведут здоровый образ жизни, хотя каждый в это понятие вкладывает что-то свое.
— ЗОЖ и качество жизни связаны напрямую, — говорит Алексей Бушуев, коммерческий директор Группы Аквилон в Москве, Санкт-Петербурге и ЛО. — Поэтому покупатели заинтересованы, чтобы у них были возможности поддерживать свое здоровье.
— Под здоровым образом жизни мы понимаем заботу о внутреннем и внешнем состоянии человека и его семьи, — говорит Ирина Межейникова, директор проекта «Юнтолово» компании «Главстрой Санкт-Петербург». — Это не только новая квартира, но и придомовая территория. Все должно закрывать потребности жителей в активном или медитативном отдыхе, спокойном досуге в доме и за его пределами. Покупатели больше обращают внимание на то, как пространство ЖК и локация может повлиять на качество жизни, насколько выдержана идея и концепция проекта (если он позиционируется застройщиком как «эко» или «зеленый»).
Ирина Межейникова отметила два ключевых момента, которые расцениваются покупателем как «здоровые» — это различные элементы благоустройства, помогающие поддерживать ЗОЖ-стиль в ЖК, и использование «зеленых» технологий в строительстве.
— Сегодня возможность вести здоровый образ жизни — это одна из самых важных составляющих запроса покупателей недвижимости, — говорит коммерческий директор ГК «А101» в Петербурге Мария Орлова. — Именно поэтому проекты комплексного развития территорий становятся все более популярны, потому что все необходимое здесь вписывается в модель «15-минутных городов». И запрос на такую среду на уровне района уже предъявляют практически все покупатели — люди хотят приобрести не только стены, но и благоустроенные территории.
Слагаемые ЗОЖ
Полноценно реализовать весь арсенал ЗОЖ-концепций возможно преимущественно в масштабных комплексах, территория которых позволяет это сделать, уточнили в Группе «Эталон». В небольших проектах, ограниченных размерами земельного участка, обычно эти решения реализованы частично, но так или иначе присутствуют практически в каждом.
— В объектах Группы «Эталон» концепцией благоустройства обязательно соблюдается наличие workout-площадок, — отметили в компании. — В качестве примера эффективного использования внутридворового пространства можно привести проект бизнес-класса DOMINO Premium, где в небольшом дворе помимо уличных тренажеров предусмотрены зоны отдыха с навесами и гамаками, амфитеатр, современная детская площадка и велодорожка — что редкость для небольших камерных проектов. Также здесь сохранили существующие взрослые деревья внутри двора.
— В проектах холдинга Setl Group мы стремимся создавать условия для ЗОЖ, проектируя спортивные площадки, зоны для йоги, велосипедные дорожки и благоустроенные скверы, — говорит директор департамента развития проектов Setl Group Павел Мельников. — Для этого у нас есть свои стандарты — например, стандарт SetlSport разработан для создания спортивной инфраструктуры с участием профессиональных тренеров. Предусмотрены специализированные спортивные зоны — универсальные площадки для волейбола, баскетбола и футбола, фитнес-капсулы с различными тренажерами. Второй стандарт — SetlPark, который предполагает авторскую концепцию озеленения в ЖК.
— В проектах квартальной застройки, вблизи зеленых массивов или водоемов, особую популярность приобрели места для работы на свежем воздухе в виде навесов или пергол в окружении крупномерных зеленых насаждений, — говорит Надежда Ильина. — Такая концепция реализована в жилом квартале «Гавань Капитанов» на намывных территориях Васильевского острова. При этом в ЖК высокого ценового сегмента интерес покупателей больше смещен в сторону полноценных фитнес- и СПА-центров, куда можно попасть, не покидая пределов дома. В нашем флагманском проекте ЖК «Дефанс Бизнес» в Московском районе предусмотрен физкультурно-оздоровительный комплекс площадью 2700 кв. м с зоной СПА.
— У нас локомотивом продвижения идей здорового образа жизни выступают «ЖИВИ Клубы», которые ежегодно организуют для жителей более 800 мероприятий, в том числе спортивного и оздоровительного характера, — от совместных сап-прогулок и велосипедных заездов до занятий фигурным катанием и волейбольных турниров, — говорит директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман. — Также наши ЖК строятся вблизи лесных массивов, заказников, озер. Поэтому одна из любимых привычек наших жителей — это неспешные прогулки, спокойный отдых на фоне природы. Еще мы зонируем пространства с помощью кустарников, деревьев, тропинок, «живых» изгородей и других элементов ландшафтного дизайна.
В районах ГК «А101» есть общедоступные площадки с разными функциями: общественными, рекреационными, развлекательными и, конечно, спортивными.
— В основу мы закладываем принцип мягкого зонирования с бесшовным разделением общественных пространств, — говорит Мария Орлова. — Например, спортивную инфраструктуру, которая создает достаточно много шума, мы обычно выносим за пределы дворов. Такой подход дает нам возможность создавать достаточно крупные спортивные площадки, которыми могут пользоваться жители сразу нескольких домов. Эти спортивные кластеры включают площадки для воркаута, футбольные поля, волейбольные и баскетбольные площадки, столы для настольного тенниса и т. д.
Если же человек предпочитает тренироваться индивидуально или с кем-то из знакомых — он может арендовать фитнес-поинт — небольшое пространство для физических упражнений, оснащенное всем необходимым.
Кроме того, компания располагает часть спортивной инфраструктуры в школах, чтобы к ней был доступ у всех жителей района, в школах. Также создаются специальные места для молодежи, где можно проводить время среди сверстников, например скейтодромы или площадки со столами для текбола.
Как добавил Николай Гражданкин, начальник отдела продаж «Отделстрой», нормативами прописано обязательное размещение в жилых комплексах не только детских, но и спортивных площадок для взрослых. При этом их наполнение никак не регламентируется.
— Мы в своих проектах размещаем многофункциональное оборудование, на котором удобно тренироваться людям разных возрастов и с разной физической подготовкой, — говорит он. — Фитнес-пространство включает в себя уличные тренажеры, комплексы для воркаута, стол для настольного тенниса, баскетбольное кольцо и пр. Круглогодичное использование обеспечивается за счет навесов, защищающих от осадков. На всех площадках мягкое покрытие, которое бережет от травм и позволяет комфортно заниматься при любой погоде. Для велосипедистов у парадных и площадок устанавливаются велопарковки. На территории школ, которые мы строим в рамках жилых комплексов, также оборудуем спортивные площадки, беговые дорожки, полосы препятствий, площадки для сдачи норм ГТО.
— Мы видим реализацию запроса на ЗОЖ через плейхабы со спортивными элементами во дворах домов или фитнес-центры и студии йоги на первых этажах, — говорит Людмила Рева, коммерческий директор «ГК Алькор». — Также востребованы маршруты для пеших прогулок, езды на велосипеде или бега — собственные набережные и променады уверенно заняли целую нишу в ряде ЖК. Уже не представить новые дома и без велопарковок и помещений для хранения уличного транспорта (самокаты, велосипеды и т. п.). Помимо этого, ряд УК предлагает аренду спортивного инвентаря. Также увеличивается площадь озеленения — сегодня даже в сегменте комфорт+ застройщики стараются перевыполнить нормы и посадить как можно больше деревьев, цветов и кустарников. Кроме того, ЗОЖ-вектор поддерживается и локацией объекта — например, наш ЖК «Кронфорт» расположен на берегу Финского залива, что дает возможность наслаждаться чистым морским воздухом и заниматься спортом на берегу или в акватории.
— В наших кварталах «ЮгТаун» в Пушкинском районе у жителей есть собственный парк отдыха «Олимпийские надежды» площадью 4200 кв. м, — добавила генеральный директор Агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева. — На его территории мы обустроили футбольное, волейбольное и баскетбольное поля, площадки с тренажерами и гимнастическим комплексом, а также зону для подвижных игр детей. Дорожки, проходящие через парк, отлично подходят для пробежек, катания на велосипедах, самокатах и роликах. Все это вдохновляет людей вести подвижный образ жизни, больше гулять, проводить время с семьей, а также знакомиться и общаться с соседями. Кроме того, чтобы жители вели активный образ жизни не только летом, но и в холодное время года, мы открыли первый Соседский центр «КВС», где есть детская комната, кабинет для хобби, коворкинг, зал для фитнеса. В спортивном зале проходят занятия по йоге, аэробике, танцам, растяжке, а также детскому и взрослому фитнесу.
— Как правило, 70% от выделенной на благоустройство территории мы отводим для мест занятия спортом, — продолжила Ирина Межейникова. — Так как активности бывают разные: йога, сапсерфинг, скейтбординг, воркаут, велоспорт, девелоперу желательно обеспечить вариативность в рамках проекта. «Тихие» рекреационные зоны, где много зелени и мест для уединенного отдыха занимают до 5%. Такие пространства важны для ментального здоровья, восстановления и заземления. Наконец, в наполнении пространства важно соотношение «зеленых» и общественных пространств относительно жилой застройки: так, к завершению реализации экорайона «Юнтолово» этот показатель будет составлять 25%.
Также, по словам эксперта, играет роль и местоположение: есть ли рядом парк, заповедник или водоем, которые буквально мотивируют больше проводить время на свежем воздухе.
Время и затраты
Создание элементов, ориентированных на ЗОЖ, требует вложений от застройщиков, но такие вложения оправданы, поскольку растущий интерес покупателей к ЗОЖ значительно повышает привлекательность жилых комплексов и соответствует требованиям современного покупателя, подчеркнул Павел Мельников.
— Уровень вложений в такую инфраструктуру зависит от конкретного проекта и самого девелопера, но в целом невелик по сравнению с другими затратами (например, на создание школ и детсадов), а также от запросов покупателей: какие объекты они хотят видеть на территории — для спорта, отдыха или активного досуга, — добавил Ян Фельдман. — Мы дополняем инфраструктуру кварталов в том числе на основании регулярных опросов жителей.
По словам Ирины Межейниковой, затраты на благоустройство и озеленение территории ЖК закладываются на этапе работы над концепцией, так как зависят от масштаба строительства и площади участка. Итоговая сумма, даже с учетом повышения себестоимости проекта, составляет до 5% от общей стоимости.
— Безусловно, продвинутая инфраструктура требует определенных затрат, — добавила Мария Орлова. — Однако их доля в общей стоимости затрат на создание района невысока. А вот пользы они приносят гораздо больше — в том числе и маркетинговой, дополнительно стимулируя продажи. Так что для девелоперской компании, как и в случае с отдельно взятым человеком, инвестиции в здоровье и спорт себя всегда окупают.
Сергей Софронов выделил две категории затрат на ЗОЖ. Первая — это общедоступная инфраструктура. Вторая — часть социальной.
— Например, в квартале Plus Пулковский школу и детские сады мы строим с бассейнами — это прибавляет к себестоимости приличную цифру, — пояснил он. — Сама чаша бассейна, выраженная в затратах на бетон, может быть не такой уж и дорогой. Но вместе с оборудованием и дополнительными площадями стоимость увеличивается процентов на 10 или даже больше.
Что касается общедоступной инфраструктуры, то верхней планки, по словам эксперта, в теории нет, как и нельзя сказать, что требуются умопомрачительные затраты.
— Например, современная спортивная площадка с разнообразным инвентарем, покрытиями, ограждениями и площадью в 200-300 кв. м может быть оборудована и построена миллионов за пять (без учета стоимости земли), — говорит он. — В проектах массовой застройки спортивная инфраструктура почти всегда на улице. В дорогой недвижимости — наоборот, чаще всего она убрана внутрь здания, располагается на первом этаже с доступом только для жителей. У нас есть примеры и того, и другого. В «Северной короне», например, для жителей есть спортзал, массажный кабинет, зоны отдыха — плата за их посещение не взимается.
Создать или сохранить привычку
Сергей Софронов подчеркнул, что застройщики не создают стиль жизни и тренды, это делают люди.
— Если вы построите вместе с жилыми домами стадион, но жителям ввиду их устойчивых привычек он вообще не нужен, то сам факт наличия стадиона не будет каким-то массовым стимулом все поменять и вдруг начать регулярно и много заниматься спортом, — говорит он. — Тем не менее стремление поселиться рядом с парком определяется желанием этот парк использовать. То же самое касается спортивной инфраструктуры во дворах — вот она, из окна видно, всегда открыта для посещения. Мы, конечно, не спрашиваем про привычки у покупателей, но потребности в реализации практик ЗОЖ считываем.
— Место жизни, безусловно, влияет на наши привычки, — говорит Надежда Ильина. — Сегодня большинство покупателей выбирает не просто дом, а определенный образ жизни, эмоции. Начать заниматься бегом или кататься на велосипеде приятнее там, где для этого созданы все условия. Мы знаем несколько примеров, когда после переезда на Василеостровский намыв новоселы увлеклись яхтенным спортом, например, или катанием на сапах.
Анжелика Альшаева подчеркнула, что при выборе нового дома клиенты хотят сохранить текущие привычки своей жизни, но переезд нередко становится поводом для приобретения новых. Например, многие новоселы начинают больше заниматься спортом, если рядом есть парки, спортивные площадки или фитнес-центры.
— По опыту могу сказать, что люди стремятся получить инфраструктуру для уже имеющихся у них потребностей, но в то же время всегда открыты новому, — считает Людмила Рева. — Если застройщик предлагает фитнес-центр прямо на первом этаже или променад у воды, то чем это не повод заняться спортом или начать бегать по утрам?
Как добавил Алексей Бушуев, покупатели при переезде в новый район хотят получить новые возможности, так как зачастую на прежнем месте жительства либо было мало возможностей заняться спортом, либо, наоборот, они были, и надо не потерять такую возможность.
— Мы считаем, что здоровый образ жизни помогает создать среда, — говорит он. — Если двор дома забит припаркованными авто, а спортивные снаряды давно сломаны — среда не помогает создать полезные привычки, а только мешает. Учитывая это, например, мы создаём в Аквилон Stories аллею и разместим несколько площадок для воркаута. Проект ещё не реализован полностью, но в будущем во дворе раскинется целый дендропарк. Конечно, это поможет чаще бывать на свежем воздухе и проще нагулять свои минимальные 10 тысяч шагов в день.
— Очень часто привычки человека формируются возможностями, которые дает ему среда, — считает Мария Орлова. — Поэтому мы стараемся максимально насытить наши районы спортивной инфраструктурой… Но она будет более востребованной и принесет гораздо больше пользы, если регулярно организовывать специальные мероприятия. В структуре ГК «А101» за это отвечает отдельное образовательное бюро «А101 Лёрнити».
Ирина Межейникова добавила, что застройщики ориентируются на пожелания и интересы своей ЦА в части организации досуга и образа жизни. По ее мнению, пространство ЖК должно быть в этом плане универсальным, то есть помогать следовать «здоровой рутине» тем жильцам, у которых она уже сложилась, и поддерживать новую активность тех, кто давно хотел попробовать что-то новое.
— Здоровый образ жизни подразумевает разнообразие сценариев, поэтому главное — это создать все условия и насытить квартал необходимой инфраструктурой, — полагает Ян Фельдман. — А жители уже сами могут выбирать по душе любой сценарий — гулять, заниматься йогой на свежем воздухе, качать мышцы, играть в бадминтон, кататься на велосипеде или медитировать.
Тренд превращается в мастхэв
Павел Мельников отметил, что запрос на здоровый образ жизни у покупателей современного жилья напрямую влияет на их выбор недвижимости, и для многих наличие удобных зон для активного отдыха и спорта становится ключевым фактором. Можно сказать, что актуальность ЗОЖ как тренда уже перешла в категорию «мастхэв».
Сергей Софронов добавил, что ЗОЖ можно было назвать свежим трендом лет 15-20 назад. В нулевые и в первой половине десятых годов происходил самый интенсивный рост числа фитнес-клубов в Петербурге, рынок фитнеса развивался, был взрывной рост культуры воркаута — занятий на открытых площадках, а также рост числа детских секций и занимающихся в них детей. По его словам, все эти факторы говорили о новом тренде, а сегодня это уже часть привычной инфраструктуры.
— Более благополучная жизнь создает потребности для занятий спортом, выбора более качественных продуктов, внимания ментальному здоровью, внешнему виду и так далее, — говорит он. — Физическая и нутрициологическая культура есть часть расширенной пирамиды Маслоу. По мере удовлетворения базовых потребностей настает черед потребностей чуть более высокого порядка. Факт в том, что есть довольно массово сформированная потребность в занятиях спортом и регулярных выходах на природу, поэтому спортивные площадки, зеленые зоны, а также социнфраструктура со спортивными составляющими (стадионы и бассейны) — все это появляется в проектах нового строительства в обязательном порядке. Под это подстраивается и аренда коммерческих помещений — больше точек здорового питания, студий йоги, персональных тренировочных сессий и так далее.
Надежда Ильина добавила, что тренд начал развиваться по мере роста запросов покупателей и изначально выражался в стремлении застройщиков создать определённый вау-эффект вокруг проекта. Наиболее активно мода на ЗОЖ «не отходя от дома» проявила себя в период пандемии, когда многие горожане были лишены возможности вести полноценный активный образ жизни вне дома.
— Большинство наших покупателей — семейные люди, которые приобретают квартиры надолго, для жизни с детьми, — говорит Анжелика Альшаева. — Здоровый образ жизни давно перешел из разряда трендов в категорию обязательных элементов современной культуры, так как жизнь в крупных городах сопровождается высоким уровнем стресса и нехваткой времени. В таких условиях забота о себе необходима, а физическая активность помогает справляться с эмоциональным напряжением.
— Какие-то элементы в благоустройстве и строительстве, помогающие поддержать здоровые привычки — это мастхэв, — подытожил Алексей Бушуев. — Тренд на здоровый образ не появился просто так, многие люди увидели его преимущества на своем примере или примере близких. Поэтому, покупая новую квартиру, люди вполне обоснованно ожидают возможностей для спорта, прогулок на свежем воздухе, зелени вокруг и т. д. Да и сами девелоперы, в конечном итоге, тоже люди, и мы тоже стараемся поддерживать такой образ жизни, в том числе создавая возможности для других.