Смольный согласовал внешний облик обслуживающего комплекса на привокзальной площади в Шушарах. Здесь появится железнодорожная станция Пулковские высоты.
Остановка «Пулковские высоты» (или «19-й км») расположится вблизи пересечения Соколиной и Сарицкой улиц. Вариант с номерным обозначением вроде бы логичнее, потому что сами Пулковские высоты расположены чуть в стороне, но в публичных заявлениях она звучит именно под «топонимическим» названием.
На самом деле внешний облик будущей станции уже показывали и даже обсуждали, а в 2021 году СЗППК даже заключила контракт на проектирование за 288 млн. Анонсировали здание высотой в 23 метра и площадью 838 квадратных метров, рядом — стоянку для автомобилей (не менее чем на 99 мест) и автобусов (15), а также переход над путями. Начало строительства ждали в 2024 году, ввод станции обещают в 2026-м. Сама платформа должна появиться на направлении Балтийский вокзал — Луга и связать с центром города новую застройку в районе Царскосельских холмов и «Экспофорума». В технических условиях на проектирование в свое время требовали обеспечить «возможность беспрепятственного пропуска залповых пассажиропотоков, генерируемых в период проведения массовых мероприятий КВЦ „Экспофорум“, а также международным аэропортом „Пулково“».
На той развертке, что теперь публикует КГА, виден стеклянный купол и в целом более симметричная конструкция. Все это называется «обслуживающий комплекс на привокзальной площади».
«Фонтанка» рассказывала, что «Пулковские высоты» попали в список 23 перспективных транспортно-пересадочных узлов, которые должны появиться именно на базе железнодорожных станций по концепции РЖД. Более того, этот адрес угодил в перечень пяти первоочередных — наравне с «Удельной», «Ул. Турку», «Ул. Димитрова», «29-м км» и петергофскими «Фонтанами».
Транспортно-пересадочные узлы — одновременно лейтмотив и боль петербургского транспортного строительства. Стратегические списки кочуют из одного планировочного документа в другой годами, при том что понимание самого термина у потенциальных участников процесса различается. Несколько лет назад вице-губернатор Кирилл Поляков говорил в интервью «Фонтанке»: «Пока эффективную модель показали только РЖД. Другие проекты ТПУ — при всем уважении — бизнес-центр, построенный над станцией метро, таковым не является. Особенно если для комфортного подъезда к нему надо на 350 метров отнести автобусные остановки. Я не понимаю, где „Т“ в таком „ТПУ“».
В новой версии комплексной схемы организации дорожного движения в городе этих будущих ТПУ набралось аж 47. Их условно поделили на три уровня: первый предусматривает совмещение внешних видов пассажирского транспорта с городскими. Второй — пригородного (электрички и смежные автобусы) с городскими. Третий — основных видов городского пассажирского транспорта (это будут наиболее загруженные узлы).
Понятно, что по этой классификации Пулковские высоты — второй уровень. Сроком реализации ТПУ называют 2028 год, состав его таков: «Остановка ж/д Пулковские высоты вблизи пересечения улиц Соколиная и Сарицкая и между станцией Александровская и платформой Аэропорт, станциями Лужского направления. Строительство двух пассажирских платформ, строительство вокзального комплекса, создание перехватывающей автостоянки и отстойно-разворотной площадки, пешеходных переходов и остановок общественного транспорта».
Интересно, что нет речи о метро. Дело в том, что к Пулково и далее собираются тянуть красную линию за «Проспект Ветеранов» (ей прописали два ответвления, но про это, южное, говорят больше). Первый этап понятен — три станции «Ульянка» — «Авиагородок» — «Пулково».
Второй включает еще две станции. Первая — внимание — «Пулковские высоты». Но другие, настоящие, прилично на северо-запад от железнодорожной платформы. Вторая — собственно, КВЦ «Экспофорум», тоже не рядом с рельсами.
Но линию хотят продолжать дальше. И следующей станцией метро должна стать как раз станция с условным названием «Остановочный пункт 19-й км», судя по карте — аккурат под боком вышеназванного ТПУ, только через пути перейти. Дальше — еще четыре станции вплоть до университетского кампуса и технологической долины.
Впрочем, перспективы строительства неясны. Под линию до Пулково, по меньшей мере, готовят документы и подумывают о подрядчике. «Фонтанка» рассказывала, что на этот сравнительно новый проект может зайти сторонняя компания, а не «Метрострой Северной столицы». Свою готовность участвовать в городских стройках выражал уже работающий в Петербурге «БТС-Мост», а возможность привлечения второго подрядчика не исключал и губернатор.
Кроме того, станция метрополитена «Пулковские высоты» интегрирована еще в один проект. Она должна стать пересадочной с другой линией, которая станет ответвлением синей, а именно отойдет от «Звездной» на юг. В результате первая и вторая линии метро своими продолжениями образуют своеобразную вилку.
Но все это сейчас — только планы. Смольный уже заявлял, что ему требуется софинансирование из федерального центра — ни много ни мало 500 млрд рублей. Признаков того, что они кем-то согласованы, не видно.
В итоге пока наиболее реальный горизонт — Пулково. Гендиректор «Воздушных ворот Северной столицы», которые занимаются его управлением и развитием, в недавнем интервью «Коммерсанту» сообщил, что проект очередной стадии расширения уже в Главгосэкспертизе. «Я оцениваю общие затраты на вторую фазу более чем в 200 млрд руб. Из чего состоит эта сумма? Вложения в возведение аэропортовой инфраструктуры, а также деньги, которые город выделит на строительство метро, — это десятки миллиардов рублей. Я считаю, что правильно смотреть на объект с учетом всех вложений, не дробить их», — уточнил он.
В том же интервью он обратил внимание на уязвимое положение инвесторов, которые вкладываются в воздушные гавани на свой страх и риск, не имея гарантированного пассажиропотока: «Как вы себе представляете ситуацию, при которой у нас, например, город собирается протянуть ветку метро за 120 млрд руб., а завтра авиакомпания заявляет: „Мы сворачиваем рейсы“? И что может ответить Петербург?»
Напомним, РЖД тоже собираются тянуть линию электрички в Пулково. Но именно соображения пассажиропотока и конкуренции с метро заставляют их пересчитывать проект. Все это, в общем, ответ на вопрос, почему к железнодорожной станции Пулковские высоты даже на бумаге пока не подключают подземку: даже насчет аэропорта нет уверенности, что нынешним автобусам срочно нужна помощь.