Имя Юры Борисова сейчас у всех на устах: он стал первым из российских актеров, выдвинутых на «Оскар», — за роль второго плана в фильме «Анора». А чем еще известен молодой актер, ставший за последние годы главной отечественной звездой? Вспоминаем десять его лучших ролей.
«Хрусталь» (2018)
Картина белорусского режиссера Дарьи Жук — портрет Минска 90-х, полный постсоветской неприкаянности. Борисов тут играет одного из характерных персонажей эпохи, диджея Алика, друга главной героини, наркомана и проходимца, при этом неизменно обаятельного. Портрет его срисован с нескольких реальных знакомых режиссера, причем Борисов, чтобы вжиться в образ, специально пошел в клуб под веществами. Чтобы расширить зрачки на съемках, он использовал глазные капли. 18+
«Бык» (2019)
В криминальной драме Бориса Акопова, взявшей главный приз «Кинотавра», актер сделался молодым лидером криминальной группировки из 90-х, который оказывается в долгу у крупного криминального авторитета. Борисов вспоминал, что намеренно старался разговаривать в стиле Данилы Багрова: низким голосом, рублеными фразами. И персонаж его, в общем, напоминает героя «Брата». Сергей Бодров для Борисова до сих пор остаётся важным ориентиром. 18+
«Калашников» (2020)
Фильм Константина Буслова, биографию создателя самого знаменитого автомата, историки раскритиковали за несоответствие действительности, а критики — за неуклюжий сценарий и режиссуру. Зато самого Борисова, исполнившего главную роль — Михаила Калашникова, хвалят почти все: за убедительное создание образа парня-самоучки, изобретателя с горящими глазами, не очень знающего, как ладить с людьми, зато умеющего совладать с металлом и порохом. 12+
«Серебряные коньки» (2020)
У Михаила Локшина в историческом экшене Борисов сыграл Алекса, главаря банды карманников и по совместительству революционера. Образ получился двойственным: Алекс одновременно и настоящий преступник, холодный и циничный тип, — и благородный разбойник, способный на великодушие.
«Купе номер шесть» (2021)
Получившая Гран-при в Каннах картина финского режиссера Юхо Куосманена. Борисов здесь играет простецкого парня Лёху, который оказывается попутчиком финской студентки Лауры в поезде на Кольский полуостров. Кажется, соседство хуже не придумаешь: Лёха — грубый тип, который едет делать «бизнес», хлещет спиртягу и пристаёт с разговорами. Потом, конечно, всё оказывается сложнее, нежнее и глубже. 18+
«Капитан Волконогов бежал» (2021)
В этом ярком, но невеселом фэнтези про тридцатые годы Борисов — капитан НКВД Фёдор Никодимович Волконогов, настоящий сталинский сокол в красном спортивном костюме, равнодушный и активный участник репрессий. Однако когда арест начинает грозить ему самому — Волконогов пускается в бега по сюрреалистическому Ленинграду, просит помощи у родственников своих жертв и пытается понять, что же пошло не так. Премьера состоялась на Венецианском кинофестивале и на «Кинотавре», в российских кинотеатрах фильм так и не вышел. 18+
«Мама, я дома» (2021)
В картине Владимира Битокова, одного из выпускников Александра Сокурова из его мастерской в Нальчике, Борисов сыграл в дуэте с Ксенией Раппопорт. Здесь он выдаёт себя за сына героини, вроде бы погибшего в Сирии в составе ЧВК: просто внезапно появившийся незнакомец, документы правильные, а человек — нет. Это и не «чернуха», и не сатира, и не кафкианский сюрреализм, а какая-то смесь всего понемногу. Борисов, как обычно, играет сдержанно и справляется. 18+
«Кентавр» (2023)
«Кентавр» Кирилла Кемница — это камерный триллер, происходящий почти целиком в салоне такси. Борисов тут — водитель Саша, которого судьба сводит с молодой эскортницей Лизой и втягивает в кровавую историю. Его герой — это такой бленд Райана Гослинга из «Драйва» и Роберта Де Ниро из «Таксиста»: немногословный и внимательный наблюдатель, любящий, когда пассажиры раскрываются перед ним, но способный в трудную минуту на гонки в духе Джеймса Бонда. 18+
«Сто лет тому вперед» (2024)
В новой экранизации фантастической повести Кира Булычева Юра Борисов сыграл вместе со своим коллегой по «Аноре» Марком Эйдельштейном. Здесь Борисов стал главным антагонистом, космическим пиратом Глотом. Его главная цель — найти космион, штуку, которая даёт власть над временем и возможность менять историю. Глот здесь — жутковатый безволосый тип с торчащим позвоночником, при этом не лишенный чувства юмора: Борисов даже под тонной грима способен выдать выразительную игру. 12+
«Кончится лето» (2025)
В модном жанре якутского триллера (фильм прошел в прошлом году на фестивале «Маяк» с большим успехом) Борисов тоже успел сыграть. Здесь он — лихой парень Кеша, который после тюрьмы возвращается в родной поселок, устраивается в золотодобывающую артель, но вскоре пускается в бега с несколькими золотыми слитками из сейфа и младшим братом. Тут Борисов оказывается где-то на распутье между Балабановым и братьями Коэн: обаятельный разбойник, которого рок влечет в никуда. 18+
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».