Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Разрывать так разрывать. Смольный отказался от еще одного контракта на проектирование метро

Разрывать так разрывать. Смольный отказался от еще одного контракта на проектирование метро

17 495

станция «Шуваловский проспект»

Источник:

Смольный продолжает расторгать контракты с компанией «Метрогипротранс», которая проектировала большую часть обещанных в ближайшее время станций. Формальные причины его в этом не ограничивают, тем более что город собирается переходить на самостоятельную разработку документации. Вопрос в сроках, которые недавно назвали в городском правительстве.

Уведомление о расторжении договора на продолжение фиолетовой линии метро от станции «Комендантский проспект» до станции «Шуваловский проспект» было опубликовано на прошлой неделе, но датируется концом декабря. В нем городской фонд капстроительства (ФКСР), который унаследовал роль заказчика от дирекции транспортного строительства, сообщает компании «Метрогипротранс» (МГТ), что в одностороннем порядке отказывается от контракта.

Причин две, обе они знакомы. Первая — срыв сроков. Это не первая попытка запроектировать линию до «Шуваловского проспекта», так что в 2018 году официально работы назвали «корректировка проектной документации». При стоимости 133 миллиона рублей выполнить работы нужно было еще осенью 2021-го. Так что заказчик говорит о срыве сроков.

Вторая причина — отсутствие действующей лицензии ФСБ, которая требуется для работы с гостайной. «Фонтанка» рассказывала, что МГТ получила ее в 2021 году, но документ аннулировали в 2024-м. Теперь ФКСР считает, что «Метрогипротранс» не соответствует условиям закупки, ведь к гостайне относят данные о «горных выработках, естественных полостях, метрополитенах или других сооружениях, которые могут быть использованы в интересах обороны страны».

Из 133 миллионов оплачены работы на 119 миллионов рублей. Судя по акту сверки, все они были приняты и оплачены в 2018–2019 годах, то есть до истечения положенного срока. С тех пор — молчание, готового проекта с положительным заключением экспертизы нет.

Где и когда появится станция «Шуваловский проспект»

Станция «Шуваловский проспект» должна появиться на фиолетовой линии и стать следующей за «Комендантским проспектом». Собственно на пересечении этих магистралей и планируется строительство. Еще несколько лет назад были показаны рендеры.

Станция станет пересадочной с зеленой станцией «Каменка», которая уже строится и к которой более чем на треть проделал свой путь проходческий щит «Надежда». Судя по проекту «Каменки», выходы с двух станций появятся на четырех углах перекрестка магистралей, «Шуваловскому проспекту» прописали северные.

Сейчас уже дурной тон вспоминать, что ее ждали в 2013 году, потом — в 2020-м. Шли проектные работы «Ленметрогипротранса», а в 2018 году город заключил тот самый контракт на корректировку проекта с МГТ. Примерно в то время началась жесткая конкуренция между этими двумя компаниями, переросшая в полноценный корпоративный конфликт (так как они аффилированы). Руководство «Ленметрогипротранса» настаивало, что сдало заказчику проекты и «Шуваловского проспекта», и «Каменки», и «Богатырской», но они не ушли в экспертизу из-за отсутствия проектов планировки.

В 2021 году город решительно заявил, что готов ускорить строительство метро и при условии федерального софинансирования сдать в 2024-м не 4 станции метро, а все 8. То есть добавить к гарантированным «Горному институту», «Театральной», «Путиловской» и «Казаковской» еще и «Богатырскую», «Каменку», «Кудрово» и как раз «Шуваловский проспект».

Не секрет, что в итоге в 2024-м сдали только «Горный институт» и «Театральную» без выхода на поверхность (его ждут к 2030 году). «Путиловскую» и «Казаковскую» перенесли на 2025-й; некоторых смутила фраза вице-губернатора Николая Линченко, что они будут в этом году «фактически построены», но Смольный недвусмысленно обещал их в эти сроки именно запустить. «Богатырскую» и «Каменку» ждут в 2028 году. «Кудрово» — непреходящая история, на которую требуется федеральное софинансирование и усилия двух регионов.

«Шуваловский проспект», по последним заявлениям Линченко, намечен на 2030 год. «Мы проработали проект организации строительства, позволяющий сохранять транспортную доступность, то есть связность дорог, которые, по сути, разорвутся, пока мы будем производить в котловане работы, — рассказал он. — В Приморском районе почти миллион человек живут, а только в этом анклаве, северо-приморской части — порядка 500 тысяч».

Сейчас в адресной инвестиционной программе на проектирование и строительство участка «Комендантский проспект» — «Шуваловский проспект» заложено 119,6 миллиарда рублей. Но в 2025-м расходы символические, да и в следующие два года — 500 миллионов и 1 миллиард соответственно.

Что происходит с проектированием метро в Петербурге?

Одновременно с проектированием фиолетовой линии метро ФКСР расторг контракт с «Метрогипротрансом» на Красносельско-Калининскую (коричневую) линию — от «Казаковской» до «Сосновой поляны». Аргументы были те же, что и в случае с «Шуваловским проспектом», плюс отсутствие банковской гарантии. Там были приняты и оплачены работы примерно на 40% от всего объема.

Насколько можно судить, «Метрогипротранс» не оспаривает расторжение контракта. Но по коричневой линии ему пришлось сходить в ФАС, так как его попытались включить в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Это дает возможность оценить позицию сторон.

Напомним, на коричневой линии проектирование застопорилось по вполне геологическим причинам: на трассировке обнаружилась палеодолина на глубине 70 метров. Из-за этого МГТ просил согласовать новое расположение станции «Петергофское шоссе» за пределами зоны возможного подтопления. То есть работы вышли за границы документации по планировке территории, требовались изменения в техзадание и ППТ. О них даже договорились в 2024 году, однако в итоге менять ничего не стали.

Аргумент о лицензии ФСБ комиссия ФАС тоже обсудила. Представители МГТ пояснили, что ее отсутствие не связано с неисполнением работ; а если бы заказчик пошел навстречу по технической части и по срокам, компания нашла бы субподрядчика с лицензией. В итоге антимонопольщики пришли к выводу, что «Метрогипротранс» предпринимал «меры, направленные на исполнение принятых обязательств по контракту, и выражал намерения по исполнению принятых на себя обязательств». В реестр его вносить не стали.

Кроме расторгнутых контрактов с ФКСР, «Метрогипротранс» продолжает проектировать другой участок коричневой линии метро по договору с «Метростроем Северной столицы» от «Путиловской» до «Каретной». На рендеры станций можно посмотреть здесь.

Отношения фонда капстроительства с «Метрогипротрансом» радикально отличаются от отношений бывшего заказчика КРТИ с «Ленметрогипротрансом». Напомним, во втором случае именно подрядчик отказывался от исполнения договора из-за бездействия города, а тот его всячески понуждал к исполнению работ.

В обоих случаях ситуация далека от идиллии. На фоне этого Смольный заявил, что намерен наращивать проектные компетенции своего генподрядчика «Метрострой Северной столицы», другими словами — переходить на самостоятельное проектирование. По данным «Фонтанки», предполагается создание дочерней организации МССС с рабочим названием «Метропроект».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY21
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY20
Печаль
SAD18
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
83
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5