Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Бизнес Город Общество Миллионный кредит, нулевой баланс. История триумфа и краха в Петербурге сети автомастерских самообслуживания

Миллионный кредит, нулевой баланс. История триумфа и краха в Петербурге сети автомастерских самообслуживания

63 066
Источник:

Идея петербуржца открыть автомастерскую самообслуживания казалась формулой несокрушимого успеха. Четыре мастерские, полные клиентов, заработок под миллион в месяц, зависть коллег. Но где-то что-то сломалось. Эта история «Фонтанки» — о цене успеха и о том, как даже самые блестящие идеи могут рухнуть под тяжестью обстоятельств.

Как создать автомастерскую самообслуживания

На верстаке под яркой лампой — наборы гаечных ключей и инструментов для развальцовки, чемоданчик метчиков с плашками и шестигранных бит, комплект сепараторных съемников, ударных торцевых головок, инструментов для утапливания поршней тормозного цилиндра и универсальный обратный молоток для демонтажа подшипников. Чуть ближе к краю — точильный станок и большие тиски, правее — паяльник.

На площадке в 500 квадратных метров есть даже сушильно-окрасочная камера. Правда, работать в ней можно лишь с кисточкой: от пульверизатора на соседние автомобили летят мелкие брызги, и от химического запаха все соседи разбегутся. В углу зала — несколько автоподъемников.

— Сначала их было всего два, теперь семь, еще докупили гидравлический кран для снятия двигателя. Здесь есть все, что может потребоваться для ремонта автомобиля. Если возникают какие-то затруднения, сотрудник покажет, как подступиться, расскажет, где что лежит, — подсказывает владелец мастерской Юрий Заерко.

Сколько стоит открыть автомастерскую

Инфляция и нестабильная экономическая ситуация вынуждают автовладельцев экономить на ремонте, искать более бюджетные варианты, вплоть до починки своими силами. Примерно так рассуждал автомеханик с 10-летним стажем Юрий Заерко, когда в 2016-м решил открыть на юге Петербурга автомастерскую, где каждый, кто хоть немного понимает в устройстве машины, мог автомобиль отремонтировать. По большому счету не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы заменить аккумулятор, свечи или «переобуть» на зиму колеса.

— Я второй в городе открыл мастерскую самообслуживания, первой была точка на Софийской. Я сам туда приезжал ремонтироваться и понял, что спрос будет: там была такая очередь, что невозможно было протолкнуться, машин, наверное, пять, а в выходные вообще не попасть. И тоже решил открыть такой сервис. Правда, я сделал попроще: весь инструмент у меня бесплатный, кроме сварки, а у них за каждый нужно было платить. Взял болгарку — плати. Взял ключ — снова плати, — объясняет свою идею Юрий.

Единственное, за что заплатить все-таки нужно, — за аренду площадки. Сейчас ценник пришлось поднять в полтора раза, а начинал Юрий с вполне бюджетных 300 рублей в час. Даже если провозиться часов пять, то выйдет гораздо меньше, чем в самом дешевом автосервисе. Правда, возиться с машиной нужно самому. Зато хоть круглые сутки.

На старте у Юрия было только помещение. Его обустройство и оснастка потребовали серьезных инвестиций — предприниматель взял кредит на 1 миллион рублей.

— Сразу купил подъемники, сварочный аппарат, провел освещение, стеллажи, столы, пневмопистолеты, инструмент тоже купил, компьютер. Это ведь в обычном сервисе все можно докупать постепенно, а здесь для комфортного ремонта должно быть все и сразу, — поясняет Юрий.

На подхват Юрий взял в штат трех сотрудников. В обязанности им вменил вести запись, загонять автомобили на подъемник, консультировать клиентов по мелочам и следить за порядком. Зарплату положил приличную — 30 тысяч оклад, все остальное — бонусы. В среднем, говорит он, сейчас набегает 80 тысяч.

Какая рентабельность у автомастерской

Идея выстрелила — народ в мастерскую повалил валом, отмечает Юрий: одни менять масло, другие — на химчистку, третьи — на подъемник. Особенно плотно клиенты шли зимой, когда на открытом воздухе под машиной не належишься.

— Кредит я закрыл быстро — наверное, за год-полтора. Для того чтобы отбить аренду, достаточно было работать всего 10 дней, все остальное — чистая прибыль. Тогда я зарабатывал до 300 тысяч рублей с одной точки, — делится он.

Вскоре Юрий задумался об открытии второй точки. Правда, выяснилось, что найти подходящее помещение, особенно на севере города, практически невозможно. И когда арендодатели шепнули, что освобождается подходящее место в Выборгском районе, смело ударил по рукам. Кредит брать не стал — продал машину и позвал в долю товарища. Следом открыл еще две точки, правда поменьше — от 100 до 170 «квадратов».

Контингент, говорит Юрий, прибывал самый разномастный: от студентов на заниженных «ведрах» до серьезных мужчин на «Мерседесах», часто приезжали таксисты и граждане ближнего зарубежья. Случалось, заглядывали и женщины, и даже в шутку прозвали мастерскую Меккой мужской энергии.

Случались и неприятные моменты. Часто клиенты жаловались, что приезжают по записи ко времени, а место занято.

— Если что-то не получается, люди вынуждены задерживаться. Бывает, что не понимают. Насмотрятся «Ютуба», как менять колодки. Приезжают, а не выходит. Не выгонять же их, — разводит руками предприниматель.

Были неприятности и посерьезнее: один клиент чуть не отрезал себе палец, когда соскочила болгарка, у другого во время сварки загорелась машина. «На эти случаи у нас есть огнетушители», — успокаивает Юрий.

Какие могут быть проблемы у автосервиса

Кроме дохода, мастерские самообслуживания приносили и изрядную головную боль. Оказалось, что бизнес — абсолютно ручной и требует от владельца постоянного присутствия и контроля. Совершенно не готов Юрий оказался и к воровству.

— Куда-то уехать, скажем, на две недели отдыхать, — это вообще нереально. Инструмент воруют постоянно. Я один раз уезжал на неделю, так приехал, хорошо, что подъемники остались, — вздыхает он.

А еще досаждала постоянная грязь — почему-то люди считали, что за ними кто-то должен убирать. «Даже мусор не выкидывают за собой. Не свое — не жалко. Вот это наш менталитет такой», — добавляет предприниматель.

В целом же предприятием он был доволен и с удовольствием делился опытом со всеми, кто интересовался, и даже денег за консультации не брал. И не заметил, как буйным цветом по городу выросла конкуренция. Сейчас в Петербурге мастерских, подобных его, насчитывается больше двух десятков.

Почему автосервис может быть убыточным

Соревнований бизнес Юрия не выдержал. Клиенты стали убывать, две точки пришлось свернуть, и в 2024 год мастерские вошли в урезанном вдвое составе. Но удержаться на плаву не помогло и это.

— Владельцы стали поднимать ценник на аренду. Сначала на 30%, потом на 40%. За последний год аренда выросла в два раза: было 220 тысяч, сейчас 450. Чтобы дело приносило прибыль, теперь нужно работать 25 дней в месяц. При этом выручка упала более чем вдвое, выходит меньше 100 тысяч. То есть всю вот эту выручку, которую я сейчас плачу за аренду, просто вытащили из кармана, — делится Юрий.

Ударила под дых и нехватка кадров. «Прямо вообще какая-то беда. Раньше думали, как бы найти работу, а теперь — как бы найти сотрудников. Потому что работа есть, а людей нет», — добавляет он.

Что творится с ценами на инструменты, так и вообще подумать страшно: подъемники, за которые в 2016 году предприниматель платил 60 тысяч, сейчас, по его словам, стоят 178. Пришлось отказаться и от рекламы: «звезды» соцсетей, у которых он «продвигал» свои мастерские, с 30 тысяч за упоминание в ролике подняли расценки, по словам Юрия, до полумиллиона.

Сегодня от сети автомастерских самообслуживания Юрия осталась лишь одна точка на юге и скромное объявление о ней на популярной площадке в Интернете. От сервиса на севере он избавился 4 месяца назад:

— Продал парню с горящими глазами. Он там везде освещение поменял, что-то покрасил. Человеку нравится. А я уже перегорел.

Судьба последней «самомастерской» висит на волоске, и выживает она главным образом за счет соседства с автосервисом обычного формата, который открыл Юрий. И реанимировать ее, говорит он, нет никакого желания.

Как посчитали в Автостате, в 2024 году автомобилисты РФ оставили в автосервисах более 1 триллиона рублей. Из этой суммы больше половины (594 миллиарда рублей) пришлось на услуги по ТО и ремонту. Причем на долю официальных дилеров пришлось лишь 8% рынка (47,3 миллиарда рублей), 38% (или 225,3 миллиарда рублей) обеспечили независимые СТО. Оставшиеся 54% работ на сумму 321,6 миллиарда рублей автовладельцы делали сами или доверили механикам, практикующим в гаражах. И это — без учета стоимости запасных частей и расходников.

Если говорить предметно, то всего в России, по данным экспертов, 117,5 тысячи автосервисов, 7,27 тысячи из них находятся в Петербурге и Ленобласти. На долю официалов приходится всего 350 точек, 2,92 тысячи независимых СТО и 4 тысячи имеют узкий профиль.

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.


ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE25
Смех
HAPPY8
Удивление
SURPRISED4
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD49
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
86
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5