В Итальянском зале Академии художеств (вход из вестибюля, дверь напротив ректората) до 18 февраля показывают работы выпускников вуза Анастасии Криулиной и Михаила Пастухова. Курирует проект ректор Академии Семён Михайловский, который верил в студентов даже тогда, когда это было не модно. Именно такое искусство — современное, но «настоявшееся» в стенах консервативной АХ, — под его патронажем смотрится лучше всего. Выставка вообще очередной раз заставляет задуматься, так ли Академия старорежимна, как принято считать.
Как это часто бывает с проектами Михайловского, «Криулина/Пастухов» — выставка экстравертная и обаятельная. Как вечеринка, на которую приходишь нехотя, а в итоге танцуешь до утра. В двух залах почти физически ощутимо бойкое движение, оно по-театральному зрелищно: вас ждёт скульптура, созданная будто по мотивам тренировки танцоров хип-хопа, и насыщенная живопись на ярких выставочных щитах. Первый зал — розово-салатовый, второй — морковный, жёлтый, коричневый. Вспоминается уже легендарный «Советский неореализм. 1953-1968» того же Семёна Михайловского — выставка работ из фондов Академии, вызвавшая бурные восторги и интерес к тем самым фондам больше десяти лет назад.
Энергию молодости Михайловский умеет раскрывать лучше многих (возможно, лучше всех). Михаил Пастухов — выпускник факультета скульптуры АХ и творческой мастерской, где начинал работать под руководством Григория Ястребенецкого, скончавшегося в 2022 году, и продолжил под наставничеством Александра Иванова. Работы Пастухова не раз показывали и в стенах Академии, и на выставках в залах Союза художников. Кураторский взгляд Семёна Михайловского добавляет им пружинистости; скульптуры из гипса и бронзы, живопись и графика складываются в одну пластическую реальность. И это не какая-то старомодная манерная пластика — Михаил Пастухов, можно сказать, читер, использующий академические навыки для создания вещей вроде «Отдыха» (2024) — гипсовой фигуры молодого человека в дутой куртке и приспущенных с зада трениках, свернувшегося улиткой. Задом вверх, головой вниз.
В зале много работ, в которых есть некий телесный залом, — «Повязанная» (2022), «Глядящий за звёздами (Солевой)» (2024), «Полночь» (2021), «Юная» (2024). Но это не хрупкие или сломанные фигуры, совсем нет — тут либо борзая энергия, либо пауза в непрерывном contemporary dance. Михаил Пастухов точно чувствует движение и состояние, в его скульптурах и пастельных портретах повторяется выражение лица, которое бывает, когда человек делает неудачное случайное селфи — широко открытые глаза, приоткрытый рот, подсветка снизу. Ирония фронтальной камеры смартфона. В живописи («Салют на День России», 2024) фигуры Пастухова напоминают киношных зомби, однако нет сомнений, что это всё же люди. Важность физической реальности для обоих художников вообще сложно переоценить.
Может поэтому чуть ли не самая интересная часть выставки — графические серии, наброски, которые показывают сразу «пачками», скопом, и в которых авторы будто на наших глазах в очень быстром темпе работают с формой, крутят-вертят-лепят. Продолжая ассоциацию с вечеринкой и танцорами хип-хопа, скажем, что графические серии на выставке работают как речитативы между припевами.
Часть первого зала и второй занимают работы Анастасии Криулиной — выпускницы факультета живописи, которая росла в деревне Глухово Ивановской области и много пишет на тему детства. Вспоминая деревенский садик, художница говорит, что это был «треш и угар», и использует тот ценный опыт. Не подумайте, что Криулина делает центральной темой детские травмы — здесь гротеск и глубокая нежность к людям, которые нечасто становятся героями картин. Краснолицый мужчина в столовой следит, чтобы поднос с обильным обедом не сильно наклонился («Обед», 2024), «Тётки в плацкарте» (2024) неспешно окружают себя народным натюрмортом из курочки в фольге, яиц, огурцов, помидоров, рыбы. Наконец, дети: вы увидите семейные праздники, застолья, ритуальные стояния на табуретке рядом с Дедом Морозом. Это как будто фотоальбом миллениала, и плёночные снимки сделаны в 90-е со вспышкой: девочка в малиновом или голубом платье, окружённая роднёй, мальчик в плаще мушкетёра, отороченном мишурой.
Анастасия Криулина объясняет, что в её работах вы найдёте и выстроенные композиции («классицистические кулисы»), и приёмы, которые она «подсмотрела» у немецких художников Нео Рауха (род. 1960) и Герхарда Рихтера (род. 1932). Что в какой-то момент она «вкусила все прелести академического образования» и поняла, как много может дать художнику рисунок — хотя сегодня это не самая популярная точка зрения. Кто-то увидит в картинах Криулиной китч и избыточность, но спросите себя, нет ли избыточности в образцах барокко и классицизма (конечно, есть). Как относиться к таким композициям — дело вкуса, заметим только, что ценнейшее, наверное, качество живописи Криулиной — то, что сегодня называют витальностью, — это мир «человека играющего» на серьёзном до зубовного скрежета ландшафте.
Художница воспринимает жизнь как интересное приключение, в котором из «довольно трешового» опыта можно синтезировать нечто новое — гротескное и звонкое. Она пишет компанию возле машины, и в открытом багажнике видны кальян и пластиковая посуда (серия «Тусовка у тачки», 2024), изобильное «Восточное застолье» (2004), густо населённое отсылками к старым мастерам (впрочем, это касается и других вещей), — жизненный опыт и наблюдения выстроены согласно художнической воле. Проактивная позиция позволяет легко говорить об истоках и влияниях и наращивать инструментарий для работы с реальностью (а это нынче задача не из простых).
На фоне выставок либо очень серьёзного, либо, наоборот, «сказочного» искусства Михаил Пастухов и Анастасия Криулина предлагают пинг-понг с реальностью в исполнении молодых и полных сил художников. Получается насыщенно и немного неожиданно. Легко представить, что на выставке, как на вечеринке, играет музыка, серия Анастасии Криулиной «Анапская жара» задаёт температуру, обильные изображения еды работают с вкусовыми рецепторами, скульптуры Михаила Пастухова — с ощущением движения. И вот уже вам сложной уйти с вечеринки, даже если вы не любите, когда нажористо и громко.
Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»