Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Не ниже пяти метров. Какой будет Широтная магистраль, которую начнут строить уже летом?

Не ниже пяти метров. Какой будет Широтная магистраль, которую начнут строить уже летом?

11 509

Материалы для общественных слушаний по проекту Широтной магистрали скоростного движения опубликовали 29 января. Главную городскую стройку ближайшей пятилетки показывают лицом.

Если быть точными, то речь идет о корректировке проекта планировки территории для участка Широтной магистрали (ШМСД). В титуле его называют Этап.2 — от транспортного узла на пересечении с Витебским проспектом до пересечения с Союзным проспектом, включая мост через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Протяженность — под 7 км.

Но в терминологии строительной очередности это, конечно, не один этап. Витебская развязка ЗСД, открытая в прошлом году, — это первый этап ШМСД. От Витебского проспекта до Софийской — этап 2, от Софийской до улицы 2-й Луч — этап 3, от улицы 2-й Луч — до Союзного — этап 4.1, от Союзного до Кольцевой — этап 4.2. Потом идут областные 5-й и 6-й этапы.

Концессионное соглашение на строительство II–IV этапов платной ШМСД город подписал с компанией «Широтная магистраль Северной столицы», принадлежащей ВТБ и Газпромбанку. Стоимость строительства — 241 млрд рублей, участвуют компания, региональный и федеральный бюджеты. Участки Ленобласти по отдельному соглашению с регионом будет строить Всеволожская концессионная компания. Общая протяженность трассы составит 32,4 км (16,7 км — по Петербургу, 15,7 км — по Ленобласти). Срок завершения строительного этапа — 2031 год, в проекте соглашения говорилось, что участки будут вводить поочередно. Подробнее об условиях концессии, а также о том, какая запланирована стоимость проезда по ШМСД, читайте на «Фонтанке».

Проект Широтной магистрали пришлось корректировать, чтобы уйти от «космических ценников». Обоснования для изменения ППТ выложили на сайте КГА до 7 февраля.

Зачем нужна ШМСД

По замыслу градостроителей, Широтная магистраль должна стать частью каркаса скоростных трасс, которые создают несколько дуговых и радиальных связей за счет строительства новых развязок и мостов через Неву (включая Большой Смоленский).

Магистраль предназначена для вывода внутригородского транзита с улиц, а также служит кратчайшей связью двух федеральных трасс с Морским портом Санкт-Петербург.

Задачи в целом такие.

Связь двух берегов Невы на самом протяженном в городе интервале улично-дорожной сети между мостом Александра Невского и Володарским мостом (их разгрузка).

Транспортный обход городского центра («в совокупности с ЗСД и подключением его к улично-дорожной сети Василеостровского района сформирует глубокий обход центральных районов города и обеспечит устойчивую связь восточной части Южной планировочной зоны (ЮПЗ) с северными районами города»).

Разгрузка других улиц. «К проектируемой магистрали будут подключены следующие радиальные магистрали: Витебский пр. Софийская ул., Глухоозёрское шоссе и ул. Седова, пр. Энергетиков и Союзный пр., ул. Коммуны, — пишут проектировщики. — Перераспределение транспортных потоков в пользу новой широтной магистрали позволит снизить загрузку на наиболее проблемных участках и узлах улично-дорожной сети Фрунзенского и Московского районов».

Связь восточных районов с центром города: «Магистраль обеспечит дублирование Заневского пр. и пр. Косыгина и позволит перераспределить центростремительные транспортные потоки, формирующиеся в этих районах, между радиальными магистралями, входящими в центральное ядро застройки Санкт-Петербурга».

Дублирование южного участка КАД: ШМСД перехватит потоки на дальних подходах к Большому Обуховскому мосту, где наблюдаются заторы.

Дублирование трассы «Кола» на выходе из города, но это вместе с областными участками: «Будет сформировано дополнительное вылетное направление, подключённое к системе скоростных магистралей, что в свою очередь позволит улучшить уровень транспортного обслуживания селитебных территорий Всеволожского муниципального района Ленинградской области».

Для всего этого понадобится много работы с окружающей сетью: например, продление ул. Коммуны на участке от Хасанской ул. до ул. Кржижановского, строительство Союзного пр. и продолжения пр. Энергетиков, реконструкция Глухоозёрского шоссе от ШМСД до наб. Обводного канала с развязкой там, реконструкция ул. Седова на участке от Смоляной ул. до ШМСД, строительство продолжения Софийской ул. и т. д.

Недавно ШМСД стала звучать также в контексте другой трассы — М-7, которая уйдет на север и включит Арсенальный мост в створе одноименной улицы и проект планировки на которую хотят разрабатывать в 2025 году. «Трассировку мы замкнули. Не только ответвление, заезд в центр с новым Арсенальным мостом, который у нас в Генплане предусмотрен, — рассказывал недавно вице-губернатор Николай Линченко в эфире телеканала „Санкт-Петербург“, — но и подключим в районе Ладожского вокзала уже к согласованному проекту Широтной магистрали. И у нас получится с вами реальный транспортный каркас».

Какой будет ШМСД

По большей части 6-полосная Широтная магистраль пройдет по эстакадам. Высота над улицами и автодорогами — не менее 5,25 м, над железной дорогой — 7,75 м.

В составе вынесенного на обсуждения участка есть три развязки. Первая — с Софийской ул.; там будет один объединенный съезд (собственно, продолжение Софийской) и 4 однополосных съезда по направлениям.

Вторая — с Глухоозерским шоссе (и ул. Седова); ее будут делать в два этапа — сначала организуют съезд на одностороннее сейчас Глухоозерское, потом реконструируют шоссе до двухстороннего движения и закончат «клеверный» узел со съездом еще и на улицу 2-й Луч.

Третья — самая масштабная, с Союзным проспектом и проспектом Энергетиков западнее Ладожского вокзала. «Фонтанка» подробно рассказывала о ней и о том, что она образует единую систему с более южной Дальневосточной развязкой, которая появится на правом берегу Невы после Большого Смоленского моста. Предусматривается перспективное строительство магистрали, соединяющей Союзный пр. и пр. Энергетиков, — пишут проектировщики. — Организация движения автомобильного транспорта по данной транспортной развязке предполагается только при условии строительства участка Союзного проспекта с перекрестком с ул. Ворошилова и ул. Складской и реконструкции участка пр. Энергетиков от Заневского пр. до Союзного проспекта со строительством путепровода над Гранитной улицей, железнодорожными путями Ладожского вокзала и Зольной улицей». Этот самый «перспективный» Союзный проспект обеспечит проезд от улицы Коллонтай (именно там появится Дальневосточная развязка) до примыкания к Заневскому пр. и пр. Энергетиков и въезды-выезды на ШМСД, ул. Ворошилова и Уткин пер.

Про мост через Неву и то, как он будет разводиться, «Фонтанка» тоже подробно рассказывала. Как и про то, что его облик решили подчинить архитектурной панораме Финляндского моста, который находится в нескольких десятках метров.

Интересно, что в материалах для общественных обсуждений все еще значится: «Как альтернативный вариант строительству моста через р. Неву рассматривается вариант реализации тоннеля под р. Невой». Но вообще разводной мост — вопрос решенный, губернатор неоднократно говорил о нем, в том числе президенту.

Дальнейшие этапы ШМСД почти не обсуждаются в рамках этого пакета документов. Разве что сказано о «применении двухуровневого основного хода на участке пересечения с железнодорожными путями. Путепроводы в два уровня для Широтной магистрали уже не новость — так Витебская развязка пересекает Московский проспект, подробнее — здесь.

Подготовка территории под этап Широтной магистрали до Союзного уже вовсю идет, этим занимает концедент в соглашении на строительство — городское АО ЗСД. Саму первую сваю II–IV этапов могут приурочить к летнему ПМЭФ-2025 года. Примерно понятно, где ее погрузят — на пока тупиковом ходе Витебской развязки, который не подключается к одноименному проспекту.

Но строить будут не только от нее, а сразу на нескольких участках, чтобы уложиться в довольно сжатые сроки. Как сообщил недавно Николай Линченко в эфире телеканала «Санкт-Петербург», проектная документация наполовину уже получила положительное заключение Главгосэкспертизы: «Хвост мы буквально в течение второго квартала получаем, в апреле-месяце ориентировочный срок. И у нас будет вся необходимая документация. С землей мы параллельно разбираемся, с инженерной подготовкой, решаем имущественно-правовые вопросы. И будем готовы к лету осуществить процедуру закладки и выполнения строительно-монтажных работ».

Концессионная модель предполагает, что уже после завершения строительства (а II–IV этапы хотят ввести в 2029–2031 годах) город будет некоторое время компенсировать партнеру инвестиционные и эксплуатационные расходы, если для этого не будет хватать выручки с пассажиров. Когда же трафик, наоборот, превысит эту линию рентабельности, уже концессионер будет возвращать излишки в бюджет. Подробнее об этом, а также о том, какая запланирована стоимость проезда по ШМСД, — читайте на «Фонтанке».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
34
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях