Материалы для общественных слушаний по проекту Широтной магистрали скоростного движения опубликовали 29 января. Главную городскую стройку ближайшей пятилетки показывают лицом.
Если быть точными, то речь идет о корректировке проекта планировки территории для участка Широтной магистрали (ШМСД). В титуле его называют Этап.2 — от транспортного узла на пересечении с Витебским проспектом до пересечения с Союзным проспектом, включая мост через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Протяженность — под 7 км.
Но в терминологии строительной очередности это, конечно, не один этап. Витебская развязка ЗСД, открытая в прошлом году, — это первый этап ШМСД. От Витебского проспекта до Софийской — этап 2, от Софийской до улицы 2-й Луч — этап 3, от улицы 2-й Луч — до Союзного — этап 4.1, от Союзного до Кольцевой — этап 4.2. Потом идут областные 5-й и 6-й этапы.
Концессионное соглашение на строительство II–IV этапов платной ШМСД город подписал с компанией «Широтная магистраль Северной столицы», принадлежащей ВТБ и Газпромбанку. Стоимость строительства — 241 млрд рублей, участвуют компания, региональный и федеральный бюджеты. Участки Ленобласти по отдельному соглашению с регионом будет строить Всеволожская концессионная компания. Общая протяженность трассы составит 32,4 км (16,7 км — по Петербургу, 15,7 км — по Ленобласти). Срок завершения строительного этапа — 2031 год, в проекте соглашения говорилось, что участки будут вводить поочередно. Подробнее об условиях концессии, а также о том, какая запланирована стоимость проезда по ШМСД, читайте на «Фонтанке».
Проект Широтной магистрали пришлось корректировать, чтобы уйти от «космических ценников». Обоснования для изменения ППТ выложили на сайте КГА до 7 февраля.
Зачем нужна ШМСД
По замыслу градостроителей, Широтная магистраль должна стать частью каркаса скоростных трасс, которые создают несколько дуговых и радиальных связей за счет строительства новых развязок и мостов через Неву (включая Большой Смоленский).
Магистраль предназначена для вывода внутригородского транзита с улиц, а также служит кратчайшей связью двух федеральных трасс с Морским портом Санкт-Петербург.
Задачи в целом такие.
Связь двух берегов Невы на самом протяженном в городе интервале улично-дорожной сети между мостом Александра Невского и Володарским мостом (их разгрузка).
Транспортный обход городского центра («в совокупности с ЗСД и подключением его к улично-дорожной сети Василеостровского района сформирует глубокий обход центральных районов города и обеспечит устойчивую связь восточной части Южной планировочной зоны (ЮПЗ) с северными районами города»).
Разгрузка других улиц. «К проектируемой магистрали будут подключены следующие радиальные магистрали: Витебский пр. Софийская ул., Глухоозёрское шоссе и ул. Седова, пр. Энергетиков и Союзный пр., ул. Коммуны, — пишут проектировщики. — Перераспределение транспортных потоков в пользу новой широтной магистрали позволит снизить загрузку на наиболее проблемных участках и узлах улично-дорожной сети Фрунзенского и Московского районов».
Связь восточных районов с центром города: «Магистраль обеспечит дублирование Заневского пр. и пр. Косыгина и позволит перераспределить центростремительные транспортные потоки, формирующиеся в этих районах, между радиальными магистралями, входящими в центральное ядро застройки Санкт-Петербурга».
Дублирование южного участка КАД: ШМСД перехватит потоки на дальних подходах к Большому Обуховскому мосту, где наблюдаются заторы.
Дублирование трассы «Кола» на выходе из города, но это вместе с областными участками: «Будет сформировано дополнительное вылетное направление, подключённое к системе скоростных магистралей, что в свою очередь позволит улучшить уровень транспортного обслуживания селитебных территорий Всеволожского муниципального района Ленинградской области».
Для всего этого понадобится много работы с окружающей сетью: например, продление ул. Коммуны на участке от Хасанской ул. до ул. Кржижановского, строительство Союзного пр. и продолжения пр. Энергетиков, реконструкция Глухоозёрского шоссе от ШМСД до наб. Обводного канала с развязкой там, реконструкция ул. Седова на участке от Смоляной ул. до ШМСД, строительство продолжения Софийской ул. и т. д.
Недавно ШМСД стала звучать также в контексте другой трассы — М-7, которая уйдет на север и включит Арсенальный мост в створе одноименной улицы и проект планировки на которую хотят разрабатывать в 2025 году. «Трассировку мы замкнули. Не только ответвление, заезд в центр с новым Арсенальным мостом, который у нас в Генплане предусмотрен, — рассказывал недавно вице-губернатор Николай Линченко в эфире телеканала „Санкт-Петербург“, — но и подключим в районе Ладожского вокзала уже к согласованному проекту Широтной магистрали. И у нас получится с вами реальный транспортный каркас».
Какой будет ШМСД
По большей части 6-полосная Широтная магистраль пройдет по эстакадам. Высота над улицами и автодорогами — не менее 5,25 м, над железной дорогой — 7,75 м.
В составе вынесенного на обсуждения участка есть три развязки. Первая — с Софийской ул.; там будет один объединенный съезд (собственно, продолжение Софийской) и 4 однополосных съезда по направлениям.
Вторая — с Глухоозерским шоссе (и ул. Седова); ее будут делать в два этапа — сначала организуют съезд на одностороннее сейчас Глухоозерское, потом реконструируют шоссе до двухстороннего движения и закончат «клеверный» узел со съездом еще и на улицу 2-й Луч.
Третья — самая масштабная, с Союзным проспектом и проспектом Энергетиков западнее Ладожского вокзала. «Фонтанка» подробно рассказывала о ней и о том, что она образует единую систему с более южной Дальневосточной развязкой, которая появится на правом берегу Невы после Большого Смоленского моста. Предусматривается перспективное строительство магистрали, соединяющей Союзный пр. и пр. Энергетиков, — пишут проектировщики. — Организация движения автомобильного транспорта по данной транспортной развязке предполагается только при условии строительства участка Союзного проспекта с перекрестком с ул. Ворошилова и ул. Складской и реконструкции участка пр. Энергетиков от Заневского пр. до Союзного проспекта со строительством путепровода над Гранитной улицей, железнодорожными путями Ладожского вокзала и Зольной улицей». Этот самый «перспективный» Союзный проспект обеспечит проезд от улицы Коллонтай (именно там появится Дальневосточная развязка) до примыкания к Заневскому пр. и пр. Энергетиков и въезды-выезды на ШМСД, ул. Ворошилова и Уткин пер.
Про мост через Неву и то, как он будет разводиться, «Фонтанка» тоже подробно рассказывала. Как и про то, что его облик решили подчинить архитектурной панораме Финляндского моста, который находится в нескольких десятках метров.
Интересно, что в материалах для общественных обсуждений все еще значится: «Как альтернативный вариант строительству моста через р. Неву рассматривается вариант реализации тоннеля под р. Невой». Но вообще разводной мост — вопрос решенный, губернатор неоднократно говорил о нем, в том числе президенту.
Дальнейшие этапы ШМСД почти не обсуждаются в рамках этого пакета документов. Разве что сказано о «применении двухуровневого основного хода на участке пересечения с железнодорожными путями. Путепроводы в два уровня для Широтной магистрали уже не новость — так Витебская развязка пересекает Московский проспект, подробнее — здесь.
Подготовка территории под этап Широтной магистрали до Союзного уже вовсю идет, этим занимает концедент в соглашении на строительство — городское АО ЗСД. Саму первую сваю II–IV этапов могут приурочить к летнему ПМЭФ-2025 года. Примерно понятно, где ее погрузят — на пока тупиковом ходе Витебской развязки, который не подключается к одноименному проспекту.
Но строить будут не только от нее, а сразу на нескольких участках, чтобы уложиться в довольно сжатые сроки. Как сообщил недавно Николай Линченко в эфире телеканала «Санкт-Петербург», проектная документация наполовину уже получила положительное заключение Главгосэкспертизы: «Хвост мы буквально в течение второго квартала получаем, в апреле-месяце ориентировочный срок. И у нас будет вся необходимая документация. С землей мы параллельно разбираемся, с инженерной подготовкой, решаем имущественно-правовые вопросы. И будем готовы к лету осуществить процедуру закладки и выполнения строительно-монтажных работ».
Концессионная модель предполагает, что уже после завершения строительства (а II–IV этапы хотят ввести в 2029–2031 годах) город будет некоторое время компенсировать партнеру инвестиционные и эксплуатационные расходы, если для этого не будет хватать выручки с пассажиров. Когда же трафик, наоборот, превысит эту линию рентабельности, уже концессионер будет возвращать излишки в бюджет. Подробнее об этом, а также о том, какая запланирована стоимость проезда по ШМСД, — читайте на «Фонтанке».