«Гранд Отель Европа» накануне отметил 150-летие большим светским мероприятием. Главным событием праздника стало явление оперной дивы Хиблы Герзмавы.
То, что в отеле явно происходит нечто нестандартное, можно было понять еще на Михайловской улице. Вход осуществлялся непосредственно через окрашенное золотом число 150, вернее, если быть точным, гости проходили через нижнюю половину «пятерки». Портье в шапках-пирожках и расшитых шинелях с меховыми воротниками были вдвое выше обычного — за счет ходуль, конечно.
Сюрреализм продолжался и внутри: праздник поделился на две части. Поднявшись по парадной лестнице на бельэтаж и свернув налево, то есть в ресторан «Европа», участники попадали в прошлое, а если направо, где в обычное время работает кафе «Мезонин», — соответственно, в будущее. В настоящем, видимо, можно было остаться, если подняться еще чуть выше — в зал «Лидваль», где сервировали десерты.
Прошлое символизировали «нэпмановский» джаз-бенд и лица знаменитостей на большом экране, «перетекающие» друг в друга, как когда-то в клипе Майкла Джексона Black or White. В частности Елизавету II сменил Вертинский, а после Чайковского последовали Николай II и Маяковский, Майя Плисецкая. Все они имели какое-либо отношение к отелю. Не только жили — к примеру, сотрудники «Гранд Отеля Европа» готовили банкет для английской королевы во время ее официального визита в Петербург в 1994 году.
В «будущем» на сцене под медитативную музыку перемещались какие-то белые гомункулусы в прозрачных шлемах (а может, просто с прозрачными головами?) диаметр которых как минимум не уступал первому искусственному спутнику Земли.
Кухня также отличалась: если в «прошлом» кормили лососем, пирогом с говядиной и гречкой, стейками и уткой в ягодном соусе с томленой грушей, то «будущее» представляли суши, спринг-роллы и прочая азиатская еда.
В итоге публика, 90 % которой исповедовала стиль total black, регулярно перемещалась во «времени». Гости были самые разнообразные: генеральный директор Русского музея Алла Манилова, модельер Лариса Погорецкая, генеральный директор Dom Boutique Hotel Марианна Нойманн и т. д. Тренер (по какому виду спорта — говорить излишне) Тамара Москвина с удовольствием вспоминала историю про торт по ее семейному рецепту, который уже минимум пару лет под Новый год предлагают гостям кафе «Мезонин».
Когда концентрация гостей достигла пика, на главную сцену праздника вышла генеральный директор отеля Юлия Пашковская и первым делом процитировала запись из книги почетных гостей, сделанную Эдвардом Радзинским: «Менялись времена, уходили эпохи, но ваша власть остается неизменной…» Официальная часть была недолгой и нескучной, в основном дарили подарки, в частности серебряное панно в честь 400-летия дома Романовых (такое, например, есть у патриарха Кирилла). Затем на сцене собрался сводный оркестр из поваров, горничных, официантов, портье и т. д. С трубами, скрипками, контрабасами, виолончелями, флейтами и литаврами. Центральное положение в оркестре занял шеф-повар Денис Соболев с большим барабаном.
Оркестр исполнил торжественную ораторию самозабвенно и артистично, но, конечно, под фонограмму. В конце концов место дирижера заняла сама Юлия Пашковская. По взмаху ее палочки с потолка зала опустилась гигантская люстра, которая оказалась обманкой. Потому как верхняя часть люстры являла собой торт, естественно, со 150 свечами.
Впрочем, торт, в свою очередь, тоже был обманкой. Хотя некоторые гости никак не могли в это поверить и заверяли, что он покрыт мастикой. Но долго спорить об этом не пришлось — из другого зала раздалась мелодия Casta diva, и гости устремились в «будущее». Сцену там заняла Хибла Герзмава, наверное, самая востребованная российская оперная дива последних лет. Классическая часть программы арией из «Нормы» и ограничилась. Весь дальнейший концерт представлял собой смесь из джаза, оперы и боса-новы, с немалой дозой серотонина.
Закончилось все так же внезапно, как началось: пошел золотой дождь, который стоит назвать скорее ливнем. За густой пеленой золотых лепестков дива исчезла, а на ее месте возник диджей, одежда которого была пронизана красными неоновыми трубками. Будущее наступило. А вместе с ним — «Девочки, мальчики танцуют» и даже «Макарена».