Пожилой петербуржец, который всегда отличался критическим мышлением, лишь чудом спасся от телефонных мошенников. В банках рассказали, как помочь родственнику не стать жертвой жуликов.
Александру Анатольевичу 71 год, и он всегда скептически относился к новостям о том, как телефонные мошенники обманули и оставили без накоплений и жилья очередного несчастного. Мол, как можно на такое повестись? Но на днях Александр Анатольевич сам едва не стал жертвой звонка «из Росфинмониторинга». Спасло мужчину, можно сказать, чудо — точнее, сформировавшаяся за годы привычка регулярно созваниваться с дочерью. Эту историю можно было бы не рассказывать, ведь схемы, по которым работают мошенники, хорошо известны. Если бы не одно «но»: причина, почему образованный, рациональный и не привыкший «вестись» человек безоговорочно поверил голосу в телефонной трубке.
Все началось в понедельник около полудня. Обычно Александр Анатольевич не отвечает на звонки с незнакомых номеров, но тут по какой-то рассеянности поднял трубку. Звонили от «мобильного оператора». Стремительно ввели в курс дела — некто «взломал его номер» и пытается, используя телефонный номер Александра Анатольевича, добраться до его банковских счетов. Подробнее расскажет «специалист Росфинмониторинга». После двух часов этих рассказов до пенсионера дозвонилась дочь, узнать, как дела у отца. Тот лишь коротко и печально ответил, что у него возникли кое-какие проблемы, он сейчас занят их решением и перезвонит позже.
«А потом до отца было уже не достучаться, номер все время оказывался занят, — говорит Ирина, дочь Александра Анатольевича. — Ситуация осложнялась тем, что я живу в Петербурге, а папа находился в Ленобласти, так просто не подскочишь, чтобы проверить на месте, что случилось».
В общей сложности телефонные мошенники «водили» попавшегося на крючок Александра Анатольевича больше трех часов. Все это время с ним непрерывно разговаривали, за одним звонком тут же следовал другой. Схема, казалось бы, обычная: сначала первый «артист» рассказал о сторонней попытке получить доступ к банковским счетам потенциальной жертвы и велел ждать звонка от должностного лица из уважаемой госструктуры. Второй «артист» разговаривал строго, даже запугивал — предупредил, что со взломанных счетов деньги пытаются перевести «в Казахстан». Из-за непрерывных входящих звонков от жуликов у Александра Анатольевича не оставалось шанса связаться с кем-то еще. Можно было только внимательно слушать, четко отвечать на вопросы и беспрекословно выполнять поступающие распоряжения. А еще Александр Анатольевич был убежден, что его телефон взломан.
Спустя три часа этой изматывающей процедуры Александр Анатольевич все же вспомнил, что собирался перезвонить дочери. Но его телефон не умолкал ни на минуту, к тому же был «взломан». И тогда мужчина сделал то, на что его мучители, очевидно, не рассчитывали — пошел к соседу и попросил мобильник у него.
«Отец перезвонил с чужого номера и упавшим голосом сказал, что его банковские счета взламывают, но все должно обойтись, потому что его вопросом прямо сейчас занимается Росфинмониторинг, — говорит Ирина. — Я в ту же секунду поняла, что происходит, и прямо крикнула в трубку: „Стоп! Остановись немедленно!“ Папа еще какое-то время пытался возражать, но быстро пришел в себя, услышав мои аргументы. Он сам всегда удивлялся, когда узнавал, что кто-то поверил телефонным мошенникам. Он же был уверен, что никогда на такие уловки не попадется. Но мошенники сказали ему кое-что, после чего он безоговорочно поверил всему, что они внушали ему дальше».
Что же это за волшебные слова были? «Специалист Росфинмониторинга», как по писаному, перечислил Александру Анатольевичу названия банков — Сбер, ВТБ и Газпромбанк, — где у мужчины есть счета, и назвал правильные суммы, которые на этих счетах хранятся. В общей сложности пенсионер мог лишиться нескольких миллионов рублей, которые накопил за многие годы. Ему и в голову не могло прийти, что информация, относящаяся к банковской тайне, да еще и из трех разных мест, может оказаться в распоряжении злоумышленников. Мошенники пытались добиться, чтобы Александр Анатольевич зашел на фишинговый сайт и выдал им пин-коды от своих счетов.
Повесив трубку после разговора с отцом, Ирина первым делом позвонила в поддержку Сбера. Объяснила ситуацию и попросила остановить любые операции по счетам отца до тех пор, пока он сам не придет в отделение банка, чтобы сменить пароли и перевыпустить карты. Оператор уточнил фамилию, имя и отчество, а также дату рождения отца, и Сбер выполнил просьбу Ирины. А вот в другом большом банке отказали, сказав, что владелец счета должен позвонить сам, со своего номера. Но Александр Анатольевич в тот момент был не в состоянии звонить — его продолжали атаковать «госорганы». Дозвониться до поддержки третьего в тот день вовсе не удалось.
«Если бы у меня была аудиозапись этого разговора, где отцу называют суммы на его банковских счетах, у меня, конечно, был бы повод задавать официальные вопросы банкам, — говорит Ирина. — Папу спасло то, что у нас принято созваниваться каждый день и он мне безоговорочно доверяет».
А вот что по поводу этой ситуации говорят в банках.
«Банк не может проигнорировать сообщение о необходимости блокировки карты, — прокомментировали историю Александра Анатольевича в пресс-службе Сбера. — Для блокировки потребуется назвать информацию, чтобы можно было идентифицировать карту клиента. Таким образом, в случае угрозы мошенничества у родственников потенциальных жертв есть дополнительная возможность для оперативного реагирования. При этом банк тщательно изучает все обращения и данные перед блокировкой, а потом заблокированную карту можно перевыпустить в кратчайшие сроки, сохранив денежные средства».
В банке подчеркивают, что эффективность антифрод-системы (программного комплекса для предотвращения мошеннических транзакций) Сбера достигает 99,8%, благодаря которой банк автоматически приостанавливает подозрительные транзакции. В приложении «Сбербанк-онлайн» можно также установить бесплатный определитель номера для Android — сервис определит или заблокирует мошеннические и спам-звонки по телефону и в мессенджерах.
При этом в Сбере уверены, что данные о суммах на счетах не могли «утечь» из банка. «В большинстве случаев клиенты сами передают персональные и финансовые данные злоумышленникам в результате психологического воздействия и многоступенчатых мошеннических схем», — говорят в пресс-службе.
В ВТБ придерживаются аналогичной позиции.
«Сегодня в открытом доступе находится множество персональных данных, чем активно пользуются мошенники, — прокомментировали историю петербургского пенсионера в пресс-службе ВТБ. — Они профессионально их агрегируют, формируют клиентские профили и используют в самых изобретательных схемах социальной инженерии. Под воздействие мошенников может попасть любой человек, поэтому стоит постоянно напоминать себе и своим близким о правилах финансовой безопасности. При необходимости можно оформить доверенность на родственника для выполнения операций по текущим счетам. Банк всегда руководствуется интересами безопасности своих клиентов и может блокировать доступ в онлайн-банк только по обращению клиента или третьего лица с доверенностью на совершение таких операций».
В пресс-службе отметили, что в «ВТБ-онлайн» клиенты могут установить лимиты на операции, проверить посещаемость личного кабинета и заблокировать его при подозрении на мошенничество. А еще — поделиться подозрительной интернет-ссылкой или проверить номер телефона. С февраля 2025 года пользователи «ВТБ-онлайн» смогут настроить самоограничения на операции в приложении и интернет-банке. «Это позволит им исключить несанкционированное оформление кредита, досрочное снятие денег с вклада, переводы и тому подобные действия», — говорят в пресс-службе.
«На будущее можно сделать такой вывод: один из способов защитить своего пожилого родственника от посягательств мошенников — установить ему на мобильный программу, которая записывает звонки. Конечно, предупредив его об этом, — говорит дочь Александра Анатольевича Ирина. — И объяснить, что, даже когда вызываешь врача на дом, телефонный разговор записывается и ни одна госструктура не будет возражать, если ты тоже будешь записывать разговор со своей стороны. А вот жулики очень напрягаются, если слышат признаки включившейся записи разговора, и требуют эту запись немедленно прекратить. В противном случае начинают угрожать и бросают трубку».
Еще один признак мошеннических действий — звонок через мессенджеры, а не по телефону. Впрочем, и по телефонной линии жулики могут звонить, предварительно подменив свой номер на цифры, указанные на официальных сайтах государственных структур. Поэтому проверять на подлинность номера и имена, которые вам называют, через поисковики в Интернете не имеет смысла https://www.fontanka.ru/2025/01/23/75015170/.
Куда важнее сохранять бдительность и здравый смысл: например, задаться вопросом, откуда может сотовый оператор знать что-либо о действиях относительно ваших банковских приложений? Не стесняться повесить трубку в любой ситуации, какой бы критичной ее ни выставляли на том конце провода неизвестные, и перезвонить оператору сотовой связи, если представились им, банку или в любую другую организацию, от имени которой поступил тревожный звонок. Звонить могут даже из снабжающей организации под предлогом скидок, компенсаций или неких возвратов. И конечно, в любой ситуации нужно быть на связи с родными и близкими.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»