Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Спасают китайские автомобили. Порты Петербурга показали рекордный прирост перевалки

Спасают китайские автомобили. Порты Петербурга показали рекордный прирост перевалки

5 323
Источник:

Порты Балтийского бассейна нарастили перевалку контейнеров по итогам 2024 года до 1,6 млн TEU, это на треть больше, чем в 2023 году. Перевалка груженых выросла еще заметнее, на 39 %, — все вместе терминалы растарили 1,2 млн TEU против 844 тыс. в 2023-м. Однако, несмотря на масштабную перестройку логистических маршрутов в сторону Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, отставание от досанкционного 2021 года все еще ощутимо — до тогдашних показателей совокупного контейнерооборота в 2,04 млн TEU не хватает порядка 400 тыс. двадцатифутовых контейнеров, или чуть больше 20 %.

Отставание показателей от досанкционного периода объясняется достаточно вялым внешнеэкономическим грузооборотом, из-за которого страдают преимущественно порты Балтики: экспорт вырос всего на 42 %, до 693,1 тыс. TEU (груженых на 45 %, до 352 тыс. TEU), импорт — на 19,53 %, до 594,4 тыс. TEU (груженых на 22,8 %, до 566,7 тыс.). Для сравнения: в 2020 году за границу отправились 1,19 млн TEU, приехали к нам из-за кордона 1,21 млн, то есть пока еще не хватает примерно половины былого объема.

Лидирующие позиции по перевалке на всей Балтике, как, впрочем, и обычно, занимает Большой порт Санкт-Петербурга. За весь год здесь растарили 1,4 млн TEU, или на 31 % больше год к году (989,9 тыс. груженых TEU, +34,6 %). Экспортное направление приросло на 38 %, до 649,7 тыс. TEU (337,8 тыс. груженые, +41,4 %), импорт вырос на 20,1 %, до 551 тыс. TEU (груженые прибавили 23,9 %, до 523,6 тыс. TEU). Увы, в 2021 году примерно с таким же объемом перевалки Большой порт расквитался всего за полгода.

Треть сотни контейнеров, полсотни китайских машин

Энергичнее остальных нарастили объемы перевалки терминалы, где растаривали автомобили из Китая — «Петролеспорт» и Первый контейнерный терминал, которые входят в стивидорный холдинг «Глобал Портс» (ГК «Дело»).

У первого контейнерооборот вырос почти вдвое, до 316,2 тыс. TEU (231,3 тыс. груженые), при этом более половины составили экспортные двадцатифутовые контейнеры — 136,4 тыс, с приростом в 86,6 % год к году (73,8 тыс. груженых, +57,8 %). Чуть меньше контейнеров, однако с приростом в 94,6 %, отправлено за границу — 116,6 тыс. TEU (из них груженые 109,4 тыс, +105 % год к году).

Не намного, но чуть отстает по абсолютным показателям ПКТ: всего 285,9 тыс. TEU (+155 %), из них экспортных — 140,4 тыс. (+164 %, из них груженых 95 тыс.), и 126,3 тыс. TEU (+114 %) растарено из-за границы.

ГК «Дело» перегружает автомобили и в тыловом терминале «Логистический парк „Янино“» в Ленобласти. Всего за 10 месяцев прошлого года ГК «Дело» на трех терминалах растарила 45 тысяч автомобилей из Китая в 26 тысячах контейнеров. И хотя данных по году еще нет, зная объемы перевалки за 10 мес., можно предположить, что за весь год речь идет не менее чем о 32 тыс. растаренных двадцатифутовых контейнеров с 54,6 тыс. китайских автомобилей в них.

Тем не менее пальма первенства в растарке иномарок принадлежит стивидорам Дальнего Востока. К примеру, через таможню Владивостока за год прошло более 270 тысяч автомобилей из Китая, в порту Корсаков на Сахалине оформили 4,1 тыс. машин из Японии, через пункт пропуска Благовещенск прошло 2,1 тыс. «китайцев», через уссурийскую таможню въехали 17,8 тыс. машин.

Удобрения и фрукты

Динамично приросли терминалы «Моби Дик» и «Терминал Морской рыбный порт». Первый с 2023 года сотрудничает с «НордИмпэкс» и перевозит грузы в районы Крайнего Севера (+159 % год к году, до 39,6 тыс. TEU всего, трехкратный, до 25,6 тыс., прирост груженых и по нулям внешнеэкономический оборот). ТМРП, который после смены собственников летом прошлого года переименовался в «БазисПорт» и расширил номенклатуру принимаемых грузов (к рыбе добавились металлургические, минудобрения, фрукты и контейнеры), прирос на 93 %, до 73 тыс. TEU (+106 % груженые, до 51 тыс.). Экспортный товарооборот прирос на 77 %, до 30 тыс. контейнеров (из них груженых 17 тыс.), импортный прибавил чуть более чем вдвое, до 42,9 тыс. TEU (груженые +125 %, до 33,9 тыс.).

Черные металлы, зерно и калийка

Терминал «Нева-Металл» серьезно инвестировал в расширение технической базы и приобрел на 115,7 млн рублей два погрузчика, ричстакер и грузовик-платформу ГАЗ-А21R32. Расставшись со своим активом в 2022 году, часть грузов «Северсталь», судя по всему, по-прежнему перегружает здесь: как следует из тарифов на услуги, терминал переваливает черные металлы, металлопрокат, стальные трубы, чугун в чушках, калийные удобрения, зерно, семена и шрот (жмых от переработки семян. — Прим. ред.). По году контейнерооборот прибавил 122 %, до 51,5 тыс. TEU (груженые +92 %, до 36,6 тыс.), экспортный вырос на 216 %, до 26,2 тыс. TEU (и половина из него груженый), почти вдвое подтянулся и импорт — до 25,3 тыс. TEU (из них 23 тыс. груженых).

Контейнеров меньше, но вы держитесь

Менее блистательно шли дела у КТСП, «МГС-Терминала» (перегружал бананы из Эквадора в Петербург, а также транзитом в Казахстан и Узбекистан), Терминала Святого Петра и у «Феникса» (перегрузочный комплекс «Бронка»).

У первого контейнерооборот снизился на 9 %, до 510,8 тыс. TEU, экспортное направление просело на 2,39 %, до 257,7 тыс., импортное — на 18 %, до 201,9 тыс.

У «МГС-Терминал» падение на 10 %, до 6,9 тыс. TEU, причем экспорт подрос на 4 % (до 2,3 тыс. двадцатифутовых контейнеров), а импорт сократился на 16 % (до 4,6 тыс. TEU). У его коллеги по цеху Терминала Святого Петра тоже снижение, причем сократился и экспорт (на 2,33 %, до 6,5 тыс. TEU), и импорт (на 10 %, до 12,1 тыс. TEU).

Несмотря на присвоение статуса «стратегического» проекту по строительству в порту нового терминала, в «Бронке» контейнерооборот тоже сократился, причем по части импорта аж на 46 %, до 21,3 тыс. TEU, а вот экспорт, наоборот, несколько подтянулся — на 9 %, до 49,9 тыс. TEU.

Фанера, шпон и снова удобрения

Нельзя не отметить серьезный рывок, который продемонстрировал Усть-Лужский контейнерный терминал (входит в «Глобал Портс», стивидорный холдинг ГК «Дело» в Усть-Луге). Экспортное направление выстрелило на три тысячи процентов: против 197 TEU в 2023 году стивидоры обработали 6,2 тыс. в 2024-м, на полторы тысячи взлетел импорт — до 2,3 тыс. TEU со 150.

Успех в Усть-Лугу в середине прошлого года привезло судно NewNew Star китайской морской линии Hainan Yangpu Newnew Shipping Company, груженное фанерой, шпоном и пиломатериалами. К тому же весной терминал начал переваливать минеральные удобрения. Совместно с «Петролеспортом» и Первым контейнерным терминалом за 10 месяцев прошлого года они обработали 3,1 млн тонн, на 39 % больше год к году.

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY5
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY6
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
35
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5