Контрольно-счетная палата проверила работу петербургского фонда капремонта за три года. «Фонтанка» знает, что не устроило аудиторов и что на это готов ответить региональный оператор. Сверьте свои ощущения.
Контрольно-счетная палата регулярно проверяет, как исполняется в Петербурге региональная программа капремонта и как работает фонд. Понятно, почему: оператор собирает взносы с горожан в обязательном порядке и распределяет их по тем объектам, которые оказываются в краткосрочном плане. К системе этого общего котла у многих вопросы, так как до части домов эти деньги дойдут еще не скоро, а критерии очередности — вещь непрозрачная. При этом сами взносы растут, годовые планы тоже, а к работе подрядчиков остается много вопросов — и по качеству, и по срокам. Фонд фактически находится под постоянной проверкой — и не только со стороны КСП.
Новая проверка охватила 2022, 2023 и почти весь 2024 год (10 месяцев). За это время, надо напомнить, успел смениться руководитель фонда, и даже не один раз. В августе прошлого года из ФКР ушел Дмитрий Шутов, который управлял им с конца 2021-го, а сменивший его в должности врио начальника Евгений Петров не закрепился на новом месте и в ноябре уступил его Леониду Вишневскому.
Акт проверки, по данным «Фонтанки», подписан в конце ноября. После получения ответов от фонда должен быть выпущен полноценный отчет.
Долги растут
Вечная тема фонда — долги по взносам с горожан. К 2022 году они перевалили за 6 млрд рублей, многие числились уже как безнадежные. Поэтому тогда объявили амнистию: тем, кто закрывал свои долги по специальным квитанциям, списывали пени. Так как одновременно в городе меняли систему расчета коммунальных платежей, не обошлось без скандала, многие увидели несуществующие задолженности. Однако благодаря этой программе собираемость платежей в 2022 году превысила 100%, как и в 2023-м — показалось, что тренд переломили.
Не переломили. На начало 2024 года задолженность составляла 5,3 млрд рублей, к осени выросла до 5,5 млрд. Из них сумма просроченной более 3-х лет (исковая давность) — 1,3 млрд. При этом КСП признает, что фонд принял дополнительные меры по сбору взносов: в 2023 году заключены 367 соглашений по предоставлению рассрочки, поданы иски в суды на 1,8 млрд рублей в отношении 133 826 должников.
По данным самого фонда, за ноябрь 2024 года собственникам направили 465 тысяч досудебных требований об оплате задолженности. Через суды фактически взыскать удалось в 2023 году 600 млн, в 2024-м — более 900 млн рублей.
Основными причинами роста задолженности в фонде называют выявление новых должников — за счет сверки базы с данными Росреестра. Приведено в соответствие с данными Росреестра более 440 тыс. лицевых счетов, общая сумма перерасчетов (на увеличение) за 2023 год составила 873 млн руб., в 2024 году — 383 млн руб., прокомментировали в пресс-службе регоператора. Плюс увеличивается сама ставка взноса, а значит — и размер недоимки.
Деньги тратят неэффективно
Еще одна старая история — то, как фонд на фоне дефицита средств использует так называемые доходы от предпринимательской деятельности, хотя никакого бизнеса он, конечно, не ведет. Речь о неустойках, собранных с подрядчиков, и о процентах с депозитов, куда кладут средства в обеспечение контрактов, примерно — по 130 млн в год. КСП уже отмечала, что почему-то часть этих денег идет не в общий котел на капремонт, а тратится на другие нужды, например, административные. Отмечает и сейчас, причем говорит, что таким образом за 2023–2024 годы причинен ущерб фонду под 152 млн.
Фонд уверен, что все делает правильно. Он ссылается на письмо Минстроя, согласно которому названные выше статьи дохода не образуют фонд капремонта. По сути, спор только о том, является это письмо достаточно веским документом или нет. «Вместе с тем в случае внесения изменений в ЖК РФ и Налоговый кодекс Российской Федерации в части изменения состава фонда капитального ремонта, определенного статьей 170 ЖК РФ, Фонд готов реализовать механизм направления денежных средств от неустоек и процентов по ним для формирования фонда капитального ремонта», — добавили в пресс-службе.
Финансирование капремонта выросло за пару лет вдвое, с 18 млрд до 36 млрд рублей — по большей части за счет роста взносов, увеличения бюджетной субсидии да и просто новых домов. Однако в такой пропорции растут и неиспользованные остатки средств — 5,6 млрд к началу 2022 года, 11,3 млрд — к началу 2024-го. Фонд неоднократно рассказывал, что расчеты по работам могут сильно заходить на следующий год и невозможно все закрыть бухгалтерски к курантам. Но КСП каждый раз скрупулезно повторяет, что все дело в планировании.
Говорит она и о неэффективных тратах: 128 млн на пошлины и судебные расходы, 712 млн — на исправление плохо проведенных ранее работ.
Исполнить программу нереально
«Фонтанка» рассказывала, что 25-летняя региональная программа капремонта, принятая в 2014-м, в отличие от некоторых годовых краткосрочных планов не просто отстает от исполнения, а отращивает все больший хвост. Нагнать ее — утопия. Город проводит инвентаризацию, находит много работ, которые на самом деле не требуются или требуются не сейчас. Но все же, пишет КСП, к осени 2024 года количество невыполненных по программе работ составило 21 тысячу единиц в 12,4 тысячах домов.
Отрицать очевидное отставание фонд не собирается. В организации его связывают с тем, что программа составлялась в 2014 году и не всегда содержит актуальные данные. «При этом фонд выступает исполнителем работ, а за своевременную подачу сведений для внесения в краткосрочные планы отвечают администрации районов», — подчеркивают там.
КСП продолжает: более того, 20,7 тысяч объектов вообще ни разу не включались в годовые планы, порядка 240 — включались и исключались позже. Чтобы было понятно — 260 объектов должны были быть завершены еще в 2015–2018 годах, а 467 в настоящее время доползли до аварийности.
«Ключевая проблема при выполнении аварийно-восстановительных работ — необходимость переселения жильцов в маневренный фонд. Сложности возникают при получении доступа к строительным конструкциям на этапе обследования и проведения капитального ремонта, — сообщили „Фонтанке“ в фонде. — Только за последние три года из-за отсутствия доступа из краткосрочных планов были исключены более 60 объектов».
2024-й: что со сроками?
Нюансы отчетности и приемки работ влияют и на картинку исполнения годового плана. Например, к ноябрю 2024 года оно составляло лишь 61%. Понятно, что последние месяцы — самые активные в плане закрытия, а окончательные итоги года будут подведены при опубликовании годового отчета.
«На сегодняшний день завершено свыше 2 600 видов работ, это 92% исполнения Краткосрочного плана по строительно-монтажным работам. 96% — исполнение плана с учетом работ по проектированию, — сообщили „Фонтанке“ в фонде. — Выполнен ремонт более 420 крыш, более 200 фасадов, проведена замена более 2 300 лифтов в 580 МКД, завершены работы по ремонту более 1 380 инженерных систем».
Не секрет, что взносы на капремонт можно делать не в общегородский фонд, но и на счет своего дома. Сейчас это скорее исключение, ведь для такого требуется минимальное единство жителей и готовность их следить за расходованием средств и отчетностью. Но КСП считает, что такими темпами люди и правда могут махнуть на регоператора, это называется «рисками по выбору собственниками иного способа формирования фонда капитального ремонта». Причины такие:
плохое качество ремонта и нарушение сроков (в 2022 году — 4 976 жалоб, в 2023 году — 6 650, на 01.11.2024 — 7 878);
неравномерное распределение работ (80 % средств расходуется на 4 центральных района и лишь 20 % — на остальные);
систематическое невыполнение региональной программы и краткосрочных планов.
Слишком мягко с подрядчиками
Основной лейтмотив руководства фонда последних лет — дисциплина и жесткость в отношении подрядчиков. В 2022 году Дмитрий Шутов говорил: «У нас нет любимчиков, для нас нет аргументов „я забыл“. Не вышел? Предупреждение. Нет реакции, все еще не начал? Еще одна претензия и основание для расторжения контракта с включением в реестр недобросовестных подрядчиков».
Тем удивительнее, что год за годом основная претензия КСП к фонду - мягкость и пассивность во взыскании неустоек и расторжении договоров. Речь не столько о приемке работ, которые фактически не были исполнены; такие случаи КСП, конечно, видит на несколько миллионов рублей, но речь чаще про скрытые работы. Главное — неготовность тотально судиться и расторгаться.
В некоторых типовых договорах вообще не было ответственности подрядчика за срыв окончательного срока, это исправили. Да и претензионную работу фонд усилил: в 2023 направил 367 претензий на 194 млн рублей, в 2024-м — 473 претензии на 102 млн. Победил в 43% и 33% случаев. Стал и чаще взыскивать штрафы при одностороннем расторжении контракта. Но контрольно-счетной палате все равно не нравится.
К ноябрю 2024-го фонд так и не пошел в суд по 168 договорам, где подрядчики сорвали сроки и не погасили добровольно претензионные требования. Всего так недополучили 75 млн. Еще на 147 млн — не взыскали авансы после расторжения договоров (половина — с компании «Ленпрофмонтаж»), на 31 млн — недобрали процентов за пользование этими средствами, на 88 млн — не удержали неустоек, на 57 млн — не выставили претензий, чем лишили себя возможности взыскать штрафы.
«Фонд начинает судопроизводство по всем подрядным организациям в случаях невыполнения требований, — говорят в ФКР. — Однако в связи с ограниченной численностью штата и повышением размера государственной пошлины работа ведется по утвержденным планам».
Зачастую в фонде приостанавливали работы без последствий для подрядчика и освобождали их от взысканий — это еще минус 122 млн. Так и правда можно делать по объективным условиям — не впускают в квартиру, погода подвела, жильцы отказались. Но в Петербурге так поступали и просто из-за отсутствия вторичных договоров, из-за кондиционера или балкона на стене и т. д. Сейчас фонд изменил подход и убрал эти дополнительные основания.
Где расторжение контрактов?
Наконец, фонд просто не расторгал договор, когда имел на это основания.
«Если он просто сидит на авансах фонда и на оплатах по актам — этот подход меня совершенно не устраивает. Мы избавляемся от этих подрядчиков, в лучшем случае предупреждаем, чтобы просто больше не появлялся», — описывал Дмитрий Шутов свой подход в 2023-м. Но КСП указывает, что даже за 3 неполных года фонд не стал разрывать в одностороннем порядке (с взысканием 10-процентного штрафа) 137 договоров с 43 подрядчиками (там есть и лифтовики, и кровельщики, и подрядчики по фасадам или инженерным системам). В теории только за счет штрафов это принесло бы 938 млн рублей (правда, не говорится, что было бы с недоделанными объектами).
Больше всего палату напрягает, что из 43 этих самых «недобросовестных» с 29 фонд уже собрался расторгаться с перспективой взыскать 336 млн рублей. И даже направил уведомления об этом. Однако потом отозвал их — личным решением членов руководства, в том числе бывшего и нынешнего руководителей фонда — Шутова и Вишневского.
Причины указывали разные: «в связи с высокой эффективностью предпринятых подрядчиком мер», «в связи с тем, что в настоящее время подрядчик ведет работы», «в связи с обращениями подрядчиков с просьбой отозвать уведомления» или вовсе без аргументов. КСП эти доводы не воспринимает и не находит им подтверждения, указывая множество просрочек на полгода и более.
Суммируя все это, аудиторы пишут в неприятных выражениях: «Фондом предоставлялись необоснованные преференции отдельным подрядчикам с признаками коррупционного характера», недополученные доходы — 1,3 млрд рублей.
ФКР в ответ подчеркивает, что односторонний отказ от договора — крайняя мера. «Это может повлечь за собой неисполнение программы капитального ремонта в связи с необходимостью проведения новых электронных аукционов, а также усиление социальной напряженности со стороны жителей, которые в середине производства работ могут остаться без подрядной организации до момента проведения Фондом новых электронных аукционов (1-2 месяца) в связи с возможным отсутствием второй подрядной организации».
В первую очередь фонд старается воздействовать на подрядчика иначе, в том числе неустойками. Из 137 договоров, на расторжении которых настаивает КСП, более 60% завершены или в высокой степени готовности.
Цены и конкуренция
КСП говорит также о более привычных вещах. Например, о завышении смет в результате применения не тех нормативов, методик расчета и коэффициентов. Всего так насчитали 1 367 объектов, а завышение составило 248 млн рублей — на фасадах, крышах и особенно лифтах, на которые идет большая часть бюджетной субсидии.
«Фондом стоимость лифтового оборудования применена из прилагаемых конъюнктурных анализов цен на оборудование, согласно требованиям по выполненному проекту, на основании полученных официальных коммерческих предложений», — настаивает регоператор. Кроме того, смета проходит независимую экспертизу.
Отдельная глава — авансирование. Дмитрий Шутов рассказывал «Фонтанке»: «Я, когда только пришел в фонд, собрал подрядчиков, мы долго беседовали, спорили. И я подчеркнул: если вы подписываете контракт, я исхожу из того, что у вас денег достаточно, чтобы его исполнить за свой счет. Не нужно ко мне приходить и жаловаться, что средств нет».
Однако Контрольно-счетная палата считает, что за три неполных года фонд неправомерно проавансировал подрядчиков на 1,3 млрд рублей, опять же — по служебным запискам конкретных руководителей.
Да и само распределение лотов кажется КСП неоптимальным, их раздают слишком большими кусками. Чего стоит, например, договор с «ЩЛЗ» на капитальный ремонт лифтов на 1,1 млрд, или с ООО «Маяк» на фасады за 427 млн. «Чрезмерное укрупнение лотов не актуально для субъектов малого и среднего предпринимательства и создает преимущественные условия для определенных участников торгов», — пишут аудиторы.
О результатах другой проверки Контрольно-счетной палаты — в сфере школьного питания — читайте на «Фонтанке».