У автомобилистов, что называется, подгорело. В Сети стремительно распространяется видеоролик, запечатлевший невероятный конфуз китайского автомобиля: при буксировке Jetour трос с треском вырвал решетку радиатора и усилитель бампера, раскрошились и разлетелись еще некоторые детали.
Оборвался и сам трос. Кадры инцидента уже набрали более сотни тысяч просмотров, вызвав бурное обсуждение. «Фонтанка» спросила у экспертов, что не так с китайским Jetour и со всеми «китайцами» в принципе и о каких неожиданных нюансах их эксплуатации должны знать автовладельцы. Тем более что практически у всех них в инструкции буксировка на тросе прямо запрещена. Но кто ж это читает?
Машина из картона?
Комментаторы тут же разделились на два лагеря. Одни сопровождали видео рассуждениями, дескать, это доказывает, что у китайских машин серьезные проблемы с качеством. Другие обратили внимание на пренебрежение техникой безопасности и правилами буксировки.
Эксперты, опрошенные «Фонтанкой», считают, что второй лагерь ближе к истине.
— Видео и смешное, и грустное. Смешное потому, что сначала приходит на ум «китайцы сделаны из картона», а грустное потому, что время идёт, а люди не только не читают инструкции, но и не соблюдают элементарные правила техники безопасности, — говорит заместитель генерального директора крупной сети СТО «ЕвроАвто» Илья Плисов. — Буксировочные крюки давно уже, даже на европейцах, стали несколько декоративным элементом. Их невозможно использовать, например, для буксировки из канавы. Неслучайно на внедорожниках место крепления лебёдки готовят специальным образом. Многие «городские» автомобили оснащены съёмным резьбовым крюком, со сниженной допустимой нагрузкой, для буксировки по ровному асфальту. Видимо, китайские разработчики пошли ещё дальше и оставили конструктивную проушину для самых незначительных усилий, что и отразили в инструкции.
Эксперт рассказал, что встречал истории, когда автомобиль пытались буксировать за самые разные элементы, включая пружину подвески и даже рулевую тягу, что приводило к аналогичным фатальным результатам. «Это были как российские, так и европейские автомобили», — уточняет он.
Увеличить сцепление и компенсировать энергию рывка
Внимательно изучил видео технический директор дилерского центра «Автополе» Алексей Соломин. Он подчеркнул, что судить о причине отрыва усилителя бампера по видео сложно, но в глаза сразу бросилось несколько моментов. И дело совсем не в автомобиле.
— Машина провалилась левым колесом в снег достаточно глубоко, и для того, чтобы помочь ей выехать, нужно было расчистить снег. Автомобиль решили вытащить «рывком». В таких случаях нужно использовать «динамический трос» или «рывковую» стропу. Они компенсируют часть энергии рывка и предотвращают повреждение буксировочного крюка. На видео непонятно, обладал ли используемый трос «динамическими» качествами. Такой метод с обычными, не подготовленными к бездорожью автомобилями чаще всего и приводит к отрыву буксировочного крюка или, как в данном случае, к отрыву усилителя бампера со всеми последствиями, — отмечает он.
Если выдернуть машину из западни очень уж хотелось, говорит Алексей, следовало расчистить снег перед застрявшими колесами, подложить под колесо ветки или резиновый коврик из салона, чтобы увеличить сцепление колеса с поверхностью, и использовать динамический трос. И в обязательном порядке завести автомобиль и, нажимая на педаль газа, помочь его вытаскивать. А тут водитель даже за руль не сел.
— И не забываем, что городской внедорожник и подготовленный автомобиль для бездорожья — это машины для разных условий эксплуатации, — заключил Соломин.
Изучаем матчасть
Впрочем, отдельные вопросики есть и к самому автомобилю. Как отмечают эксперты, запрет на буксировку тросом черным по белому прописан в инструкции Jetour, в данном случае речь идет об X90 Plus.
В мануале, в частности, указано, что для эвакуации автомобиля следует обратиться за помощью в специализированный сервис.
Кроме того, в документе черным по белому указано, что «это следует делать только на дороге с твердым покрытием на короткие расстояния на низкой скорости». Кроме того, нужно воздержаться от резких стартов, так как избыточная нагрузка может привести к разрушению буксирной проушины и разрушению автомобиля.
А что с остальными «китайцами»?
Такой нежный не только Jetour. Требовательны к себе автомобили и других китайских брендов, которые в прошлом году в РФ покупали чаще всего.
Omoda (С5, куплено 38 тыс. штук), говорится в инструкции, рекомендуется буксировать с вывешиванием колес на подкатную тележку (передних или задних, в зависимости от привода), а полноприводные вообще следует перевозить с полной погрузкой. Пользоваться буксирной проушиной тоже можно, но, как и в предыдущем случае, «лишь на дорогах с твердым покрытием при низкой скорости движения и на небольшое расстояние». Водителю следует находиться в буксируемом автомобиле и управлять рулем и тормозом.
В руководстве по эксплуатации Haval (Jolion, 84 тыс. продаж) прямо указано пользоваться эластичным буксировочным тросом, а при температуре ниже нуля буксировочный крюк использовать «не рекомендуется». Если автомобиль увяз в снегу или грязи, можно попробовать натолкать под колеса доски или камни и выбираться усилиями двигателя. Если и это не помогло, мануал рекомендует обратиться к профессиональным спасателям или в сервисный центр, ибо «запрещается прибегать к услугам непрофессионалов».
Chery (Tiggo 7 Pro Max, 65 тыс. продаж) тянуть на тросе можно, но лишь «некоторое время», «на дорогах с твердым покрытием, при низкой скорости движения и на небольшое расстояние». Если буксируемая машина едет с трудом, нужно бросить это дело во избежание поломки и вызвать эвакуатор. Инструкция рекомендует избегать резкого трогания с места из-за возможной избыточной нагрузки и разрушений.
Производители Geely (Monjaro, куплено 48 тыс. штук) вообще разрешают использовать буксировочную проушину только для транспортировки сломанного автомобиля, а использование в иных целях запрещается. Про застрявший автомобиль в инструкции выделено особо: «Не используйте буксировочную проушину для вытягивания с помощью троса застрявшего автомобиля», а также на неровных дорогах или на пересеченной местности. Затягивать машину на эвакуатор с помощью этой штуковины тоже нельзя.
Стоит отметить, что о подобных нюансах «китайцев» эксперты уже говорили. К примеру, выяснилось, что многие модели противопоказаны садоводам — к Geely, Chery и Omoda нельзя прикрутить прицеп. Такую нагрузку могут выдержать Haval Dargo, Haval H9, пикапы Great Wall и кроссовер Changan Uni-K.
Но даже Haval Dargo при буксировке допускается крепить лишь гибким тросом, везти недалеко, медленно и по ровным дорогам. Причем если на улице хотя бы на градус ниже нуля, эту затею следует немедленно бросить, даже не начиная.
— Эти рекомендации связаны не с тем, что китайские машины нежные. Это обычная инструкция для транспортировки на тросе автомобилей с автоматической коробкой передач. Такие же рекомендации у европейцев. Hyundai с АКПП, если мне не изменяет память, можно было буксировать вообще не быстрее 15 километров в час и не больше 1,5 километра, — резюмирует Алексей Соломин.
Мораль этой истории такая, говорит Илья Плисов: если вы решили выполнить работу стропальщика, то потрудитесь изучить матчасть, как именно устроен конструктив конкретного автомобиля. А не спешите сразу вязать трос и дергать джипом.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»