В январском обзоре новинок от Дениса Рубина — неожиданный твист в дискографии Ринго Старра, уходящие в пляс Franz Ferdinand, сверхэйфория FKA twigs, приглашение к сложности от Kele, возврат к корням от The Weeknd и трибьют Markscheider Kunst.
Ringo Starr. Look Up
Похоже, этот альбом Ринго не особо собирался записывать. По крайней мере, не в таком объеме. Оно и понятно — и простительно для столь пожилого и уважаемого музыканта. Нам в его годы не то, что записывать, а слушать музыку — можно будет засчитать как подвиг.
Однако в дело вмешался знаменитый продюсер и сонграйтер T-Bone Burnett. На одной из торжественных вечеринок несколько лет назад он обещал Ринго сочинить для него песенку. В итоге сочинил не одну, а целых девять. Ещё и в стиле кантри.
Надо сказать, что Ринго уже записывал кантри альбом, но было это несколько десятков лет назад. В этом смысле такой «поворот не туда» для его поклонников, да и для него самого точно был неожиданностью.
Дописав к материалу Бернетта еще одну песню, пригласив Элисон Краусс (многие помнят, что она недавно выпустила альбом с Робертом Плантом) и ещё ряд музыкантов, Ринго выпустил полноценный кантри-альбом.
На выходе имеем очень приятную для уха, комфортную и позитивную смесь корневого кантри с битловским и не характерным обычно для кантри оптимизмом.
На пластинке нет явных хитов. Но все сделано с чувством, толком, расстановкой. Играют все суперкруто. Бледнее всех выглядит голос самого Ринго. Впрочем, и он, и музыканты спокойно признают это в своих интервью. И потом… это же Ринго. За этот голос мы его и любим.
Franz Ferdinand. The Human Fear
Новый альбом FF поклонники ждали больше пяти лет. За это время коллектив покинул бессменный барабанщик, а сама группа не особо активно светилась в медийном и музыкальном поле.
Перед Капраносом стояла серьезная задача: прославившись в свое время в качестве переоткрывателей гитарного рока, группе надо было выдать материал такого же уровня и драйва, но во времена, когда музыка изменилась. Когда синтезаторы и прочие устройства научились выдавать музыку и яркую, и мощную, и искреннюю.
FF, похоже, решили сесть на два стула, убить двух зайцев, соединить свои старые прихваты и новый язык. В итоге, получился альбом, в котором половина отдана гитарным композициям, а половина — синтезаторным боевикам.
Гитарные вещи оказались менее выразительными, их можно было бы провести по разряду «лирические баллады», если бы они не были столь блеклыми.
А вот танцевальные, даже бесстыжие синти-поп трэки оказались вполне себе боевиками.
Похоже, если так пойдет дальше, Фердинанды окончательно уйдут в танцы. По крайней мере, это у них и правда стало получаться отлично.
Слушается альбом хорошо, но все время присутствует ощущение, что во многом в силу инерции и уважения к былым заслугам. И, конечно, понятного интереса — справятся или нет?
FKA twigs. Eusexua
Похоже, уже в январе вышел альбом, который может стать не только одним из лучших в 2025 году, но и попасть в число тех, которые критики называют «Важнейшими альбомами современности».
На новой пластинке twigs приручила техно-музыку, заставив ее играть одновременно по правилам поп-музыки и авангарда.
Биты здесь становятся атмосферой. Они атональны, многослойны, непредсказуемы, и вступают в постоянную конфронтацию-диалог с голосом певицы.
Непонятно каким образом, оперируя современными музыкальными форматами и такими же технологиями, twigs умудряется создавать музыку, достойную звания «новая классика». Похоже, в наше время классика должна быть именно такой. Технократичной, экстатической и чувственной. Как и название альбома — неологизм, придуманный самой певицей — точка небытия перед оргазмом. Она же — момент истины, эйфории на танцполе. «Смерть на рейве», одним словом.
Kele. The Singing Winds. P. III
Bloc Party всегда казалась не просто симпатичной командой в потоке новых гитарных ансамблей, но как будто обладала ещё каким-то тайным знанием и своей эстетикой. В них ощущалось непреодолимое желание, оставаясь в рамках британского гитарного канона, внедрять свой собственный эксперимент.
Разумеется, главным экспериментатором был Келе, эффектный фронтмен коллектива. Но если в полном составе его эксперименты все же сдерживалось законами жанра и рынка, на своих сольных работах он показывает своим экспериментаторские зубы.
Альбом, завершающий трилогию, посвященную силам природы, по рассказам самого Келе, записан только при помощи голоса и гитары. Но из этой гитары он выжимает, кажется, все.
На выходе Келе удалось сделать, возможно, самую смелую и необычную работу последнего времени, которая может удержаться в рамках поп-жанра.
То есть слушать его легко и интересно, но в нем присутствует приглашение к сложности. Увлекательное приглашение для тех, кто готов его принять.
The Weeknd. Hurry Up Tomorrow
Достойное завершение проекта под вывеской The Weeknd. В дальнейшем артист планирует выступать под своим собственным именем Абель Тесфайе. И, надо сказать, если кроме имени музыкант решит поменять и стиль, то можно будет утверждать, что ушла эпоха.
Последнее десятилетие весь нео-соул и современный r’n’b проходил под знаком The Weeknd, он задавал тренд, опережая время ровно настолько, чтобы оставаться популярным артистом, но увлекать всех — и слушателей, и коллег по цеху.
На последнем альбоме при этом Тесфайе решил вернуться к корням и сделать более традиционный альбом. В нем нет откровений. Он более простой по форме и искренний по содержанию.
Без особых хитов он говорит в нем о себе и о вечности. И в качестве послесловия к роману под названием The Weeknd подходит идеально.
«Будем с тобой на связи». Песни Markscheider Kunst
Январь обычно беден на релизы. Артисты стараются не рисковать и не испытывать судьбу альбома на уставшей от праздников аудитории. В России особенно.
Поэтому никаких новинок отечественной эстрады не случилось. Кроме одной. Но она привязана одновременно к радостной и грустной датам.
В январе год назад, не дожив одного дня до своего дня рождения, умер лидер группы Markscheider Kunst Сергей Ефременко.
Его песни — возможно, лучшее, что случилось в современной российской рок-эстраде. По крайней мере, по части ощущения солнца, жизни и чувству юмора. Недаром, у Сергея всегда было множество друзей, в том числе из числа музыкантов.
Идея трибьюта Ефру принадлежит его другу, продюсеру Илье Бортнюку. И он подошел к процессу с предельной демократичностью. Пустил к участию очень разные коллективы, независимо от стиля их музыки и тем более статусности («Кирпичи», Billy's Band, Dobranotch, «Отава Ё», «Маша и Медведи», Jane Air и многие другие). А музыканты в свою очередь вообще не соревновались друг с другом, а просто отдавали дань уважения другу и… кайфовали. Потому что иначе с Ефром и нельзя. Он был бы недоволен.
Трибьют задуман так, чтобы никогда не заканчиваться: каждый год к нему будут присоединяться новые музыканты, таким образом продлевая память о Сергее. Жизнь больше смерти, и музыкой побеждает ее. Ефр понимал это больше, чем кто бы то ни было.
Денис Рубин, специально для «Фонтанки.ру»
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».