На сайте КГИОП опубликован акт государственной историко-культурной экспертизы по ряду участков в Кировском, Московском и Фрунзенском районах. Их проверяли, потому что скоро там пройдет метро.
Что нашли археологи на месте будущей трассы метро
Акт опубликован 31 января, экспертиза проводилась по заказу «Метрогипротранса». Именно эта компания проектирует участок Красносельско-Калининской линии «Путиловская» — «Каретная» еще с тремя промежуточными станциями — «Броневой», «Заставской» и «Боровой».
Эксперты обследовали часть трассы протяженностью 3,5 км, разделив ее на 15 участков, большая часть — в Московском районе. Под изучение попала территория в районе улиц Кубинской (поблизости построят «Броневую»), Черниговской, Парфеновской и Ташкентской (рядом строится «Заставская»), Киевской («Боровая» появится у одноименной железнодорожной платформы), Черняховского (рядом построят «Каретную»).
В шурфах были сделаны некоторые находки, вроде осколка фаянсовой кружки, фрагмента деревянного мощения, фарфоровой крышки. Никаких объектов культурного наследия не обнаружено, материалы показали археологическую изученность этих участков вдоль будущей линии метро. В связи с этим эксперты выдали положительное заключение на проведение земляных и строительных работ.
Что за метро собираются строить?
Именно коричневую линию в Смольном называют самой приоритетной, говоря, что она удовлетворит транспортные потребности 1,5 млн человек. «Это жизненно необходимая новая линия, которая должна связать Красносельский район, где 768 тысяч человек проживают, не обеспеченных метрополитеном, и через центр край Красногвардейского и Калининский район», — говорил вице-губернатор Николай Линченко в эфире телеканала «Санкт-Петербург».
Он имеет в виду полную или почти полную трассировку этой линии — от станции «Сосновая Поляна» до хотя бы «Пискаревки», не говоря уже про станцию «Ручьи». Сам по себе участок «Путиловская» — «Броневая» — «Заставская» — «Боровая» — «Каретная» должен стать продолжением первого этапа коричневой линии «Казаковская» — «Путиловская», который обещают открыть в 2025 году.
«Фонтанка» показывала, как будут выглядеть эти станции и каким проектировщики видят вестибюль «Броневой».
Вокруг других участков много коллизий. Юго-западный хвост от «Казаковской» до «Сосновой Поляны» еще на стадии проектирования уперся в плывун на глубине 70 метров в районе предполагаемой станции «Петергофское шоссе». Возникла пауза в разработке документации, а в 2025 году Фонд капстроительства расторг договор с «Метрогипротрансом», даром что ФАС признала: компания предпринимала меры по его исполнению.
Противоположное продолжение, за «Каретную», выглядит перспективнее, но только на первый взгляд. Проект ВСМ с терминалом у Московского вокзала заставил городские власти ускориться в части создания к 2028 году нового выхода со станции оранжевой линии метро «Лиговский проспект». Он приведет в совмещенный вестибюль со станцией «Лиговский проспект — 2», которая как раз и должна стать следующей на коричневой линии после «Каретной». Но сама станция будет введена уже потом, после 2030 года, как и весь участок от «Каретной» до «Суворовской» и потом до «Полюстровского проспекта», где Красносельско-Калининская линия, как обещают, когда-то встретится с Кольцевой.
Так когда же откроются станции
Это самый интересный вопрос. Стоимость строительства участка от «Путиловской» до «Каретной», указанная в адресной инвестиционной программе, — 128 млрд рублей, срок — 2029 год. Но это условность.
Сейчас здесь в тестовом режиме работают два старых проходческих щита «Метростроя», еще два новых, производства Обуховского завода, должны присоединиться в этом году. Это однопутные щиты, и они начнут по двое прокладывать два тоннеля, попарно двигаясь навстречу друг другу. Некоторые работы на земле уже идут. В частности, строится необходимое депо «Красносельское» (силами компании «БТС-Мост»), а на «Заставской» разработка шахты вызвала жалобы на ночной шум.
Но в недавнем перечне станций до 2030 года, который озвучил недавно вице-губернатор Николай Линченко, этих станций нет.
«Фонтанка» знает, какие сроки содержатся в презентации, которую осенью готовили к заседанию Координационного совета по развитию транспортной системы города и области под руководством вице-премьера Виталия Савельева. На представленной ниже схеме значком «6.3» помечен участок станции, который откроют в 2025 году, — «Путиловская» — «Казаковская». Символ «6.2» относится к пуску 2030 года — это как раз «Путиловская» — «Каретная». Значок «6.4» — к пуску 2031-го («Казаковская» — «Сосновая Поляна»), «6.1» — к пуску 2032 года («Каретная» — «Суворовская»).
Николай Линченко уже говорил, что в целях ускорения работ часть станций будут оставлять «на прогон» — то есть некоторое время после запуска участка у них не будет выхода на поверхность, как произошло с «Театральной». Еще в одной схеме к тому же заседанию можно увидеть, как это может повлиять на даты.
Судя по схеме, предлагается в 2030 году открыть для пассажиров «четные» станции участка — «Заставскую» (пересадочная с «Московскими воротами») и «Каретную» (пересадочная с «Обводным каналом», но саму пересадку предлагают запустить только в 2032-м). «Нечетные» «Броневая» и «Боровая» обретут выход на поверхность только в 2032 и 2033 годах соответственно, до тех пор поезда поедут без остановки.
Этот принцип предлагается и на других участках коричневой линии. В направлении «Сосновой Поляны» спорная станция «Петергофское шоссе» будет работать без выхода с 2032 до 2035 года. В направлении «Полюстровского проспекта» «Знаменскую» предлагают запустить в 2030 году, но пересадку на «Маяковскую» и «Площадь Восстания» открыть только в 2032-м. Есть аналогичные планы и в отношении совсем уж отдаленных станций («Бестужевская», разнесенная на 2035 и 2038 годы, и фиолетовая станция «Магистраль 31» с таким же горизонтом), но сейчас всерьез говорить об этом сложно.