Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Неужели резиновые письки и анальные пробки — это абсолютная норма?» Как рассказ о стройотряде «Данко» вскрыл явление

«Неужели резиновые письки и анальные пробки — это абсолютная норма?» Как рассказ о стройотряде «Данко» вскрыл явление

28 894
Тот самый фаллоимитатор, который назван символом стройотряда «Данко» | Источник: предоставлено «Фонтанке»Тот самый фаллоимитатор, который назван символом стройотряда «Данко» | Источник: предоставлено «Фонтанке»

Тот самый фаллоимитатор, который назван символом стройотряда «Данко»

Источник:

Материал «Фонтанки» о петербургском стройотряде вызвал такой резонанс, что в редакцию написали десятки студентов со всей страны. Одни — выступили в защиту отрядного движения, другие — признались, что узнали в истории Сони себя, и поделились тем, с чем они сталкивались на сезонах. Объединяет и тех и других одна просьба — остаться анонимными.

«Мы переживаем, что волна пойдет на всех». В защиту студенческих отрядов

Одна из студенток, которая уже пять лет состоит в отрядном движении и за это время успела сменить три отряда разных вузов, рассказала, что получила в отрядах и жизненный опыт, и полезные знакомства, и дополнительную специальность, и трудовой стаж. «Ездишь в такие места нашей страны, куда бы вряд ли купил билеты своими силами. После отрядной жизни бытовых инвалидов не остаётся. Ну и зарплата по студенческим меркам достойная», — пояснила она.

Девушка признала, что атмосфера в отрядах может кардинально отличаться: кто-то работает на «рейтинг и вылизанный имидж», кто-то — на «атмосферу, ради воспоминаний и смеха».

— В целом я не вижу ничего плохого в том, чтобы пару раз сотворить какую-то дичь за сезон, если все не против. А когда буквально каждое действие привязано к чему-то отталкивающему — такого я ещё нигде не встречала. Врать не буду, в некоторых случаях бойцы перегибают. Однако это совершенно единичные случаи. Уж не чаще чем, например, встречается какая-то жесть у коллективов любого другого рода. Мы все переживаем, что из-за одного такого случая волна сейчас пойдёт на всех, всех будут проверять и «душить». А ведь у нас подобной дедовщины и нет, — поделилась она.

Также она добавила, что однажды работала в одном месте с отрядом «Данко». «Были вежливы с нами и приходили на помощь», — поделилась она.

Тех же настроений придерживается большинство в тематических пабликах — описанное в материале не то чтобы поддерживают, но о репутации всего сообщества переживают. Тут следует оговорить, что «Фонтанке» известно, что во многих отрядах, в том числе петербургских, подобного и близко нет — студенты действительно работают, волонтерят и веселятся, так сказать, в меру.

«Как много было сделано для создания положительного образа бойца студенческого отряда — и как же быстро перечеркнули титанический труд огромного количества горящих этой идеей ребят», — с сожалением пишут студенты.

В одной из крупнейших групп студенческих отрядов после публикации даже провели опрос — что для вас допустимо на сезонах. Так вот, большинство (38%) проголосовали за «этичные вечеринки» — «интересные комиссарки с расширением личных границ, но под жестким контролем». Еще треть опрошенных отметили, что «ездят за романтикой», а жесткие комиссарки им не нужны. 34% не против «обжималочек» и поцелуев, но не более того. 14% — что на стройку ездят работать, а не расслабляться каким бы то ни было образом. И только 27% признались, что не против «интересностей». Оговорим, что такое процентное соотношение связано с тем, что в опросе был допустим выбор нескольких вариантов ответа.

«Боль и унижение». Истории студентов, которые съездили на сезон

Одна из студенток поделилась двумя историями из студенческих отрядов — так сказать, на контрастах. В одном из них дедовщиной и не пахло — все были на равных. «Комиссарки были в духе „давайте пройдём психологический тест“, „сегодня у нас караоке“, „ролевая игра“. Никто не раздевался. Зарплата у всех такая, какую они заслужили, работали на равных. И спали мы все на своих местах», — рассказывает девушка.

Однако о своем первом опыте она рассказывает как о довольно болезненном. В отряд девушка пошла после первого курса — говорит, студенты позиционировали себя «как „треш и угар“», а «по факту девиз был „боль и унижение“», о чем стало известно только на сезоне.

— На выезде ввели правила. Тоже никуда нельзя было никуда ходить без бойца. Однажды я ушла по поручению геодезиста на несколько минут одна — за это мне назначили отработку в виде колокольчика из жестяной банки на шее, позже сменившегося на куб из стального листа. С таким аксессуаром я проходила месяц. Были комиссарки, направленные именно на то, что бойцы издевались над кандидатами. Как мне известно, в 2024-м году несколько ребят не выдержали и уехали.

Также на сезоне была система КТУ — коэффициента трудового участия, где оценивалась работа человека на объекте и участие в комиссарках. Пропускаешь вечернее мероприятие по болезни — теряешь половину дневной зарплаты. С кандидатами бойцы почти не общались, да и денег заработали больше, даже когда увиливали от работы, утверждает девушка.

— Была комиссарка, где всех кандидатов били резиновым членом, пока он не разденется догола. Я терпела это лишь потому, что мне было интересно отрядное движение и хотелось стать его частью, но меня решили не посвящать [в бойцы], конкретных причин никто не озвучил. После такого выезда полгода была в подавленном состоянии, — вспоминает студентка.

Написал «Фонтанке» и командир одного из отрядов из Омской области. Парень работал в студенческом отряде проводников с 2021-го по 2023-й год. «В том отряде, которым я руководил, я комиссарку и прочее не проводил, потому что я был один на три должности — и командир, и комиссар, и мастер. И я понимал, что люди пришли работать, а не делать какую-то фигню, не связанную с работой. А по поводу дикого — в стране проводится акция, которая в разных регионах по-разному называется. И вот там лютейшая концентрация трешака на выездах», — поделился он.

Поначалу акция проводилась с благими целями — студенты выезжали в далекие районы, помогали в деревнях пенсионерам, выступали в местных школах и проводили профориентацию для школьников. Собственно, этим студенты и занимаются, пока не наступает ночь.

— Люди в десантах не спят от слова совсем. Зачастую удаётся поспать 1,5-2 часа, и то не всегда. Командный состав ночью гоняет бойцов по различным мероприятиям. Градус абсурдности заданий примерно как в вашем материале. Но больше по ночным приключениям десантов ничего рассказать не могу, потому что у них негласное правило о том, «что было в десанте — то в нем и остается», а сам я в десант вообще не горел желанием ехать, — поделился студент.

В общем, рассказали «Фонтанке» разное — в том числе о том, что на сезонах ничего из ряда вон не происходило. «Пели под гитару, веселились, отрывались, но без принуждения и совсем уж обнаженки», — поделился один из студентов. Но были и рассказы более «выдающиеся»:

— Как-то после колледжа строительного мне в голову пришла идея тоже пойти на лето в стройотряд. Но благо после очень странного собеседования я от этой идеи сразу отказалась. У меня спрашивали, а готова ли я раздеваться. А также сказали, что участие в этом во всем будет носить обязательный характер и что все это будет после долгой рабочей смены — просто отказаться и пойти спать будет нельзя. А так как цели «развлечься» у меня не было, то я сразу и отказалась.

— В прошлом году каталась с отрядом, и на комиссарках нас просили делать лютую грязь. Самые яркие моменты — это когда нас просили воровать трусы детей, а позже ходить в них в актовом зале или, например, били резиновым другом. Говорили, что это нужно для духовного объединения.

Одна из студенток рассказала, что подобные активности часто встречаются в отрядах, но это «табуированная тема, о которой за пределом сообщества говорить нельзя». Иначе — травля от «бывших товарищей».

О «кризисе системы». Кто виноват?

В сообществах одни студенты винят командный состав отряда «Данко» — мол, те недостаточно уделили внимания отбору кандидатов. «Ходить гуськом и петь гимн — это ещё ок, тут вопросов нет, про отчитывание тоже нет вопросов, все мы понимаем, что это такое, но неужели оскорбления, резиновые письки и анальные пробки — это абсолютная норма?» — написал один из студентов и подчеркнул, что буллинг неуместен.

Другие студенты признаются, что работа в студенческих отрядах потрясающая, но «порой комиссары довольно жестят в отношении своих подчиненных», а другие «старики» находят это смешным.

Один из отрядников написал в комментариях о том, что виноват кризис системы:

— Кризис заключается в том, что внутри отрядов такие «комиссарки» стали нормой. В том, что комсоставы считают, что только так они добьются максимального сплочения коллектива. В том, что мы обсуждаем не как заменить это, а как скрыть. Кризис системный, кризис мышления. Пока такое большое количество людей будет перекладывать эту ответственность на собирательного персонажа в виде Сони, <…> вместо того чтобы задуматься о себе, ничего не изменится. Пока комсоставы и бойцы будут гордиться этим, пока будут кричать «это традиция, мы так делали всегда!» или «мы это проходили, они тоже пройдут!», — ничего не изменится. Пока каждый, в силу своей должности и своих компетенций, не задумается — ничего не изменится. А если ничего не изменится — система может долго не продержаться в текущих реалиях.

А какая точка зрения близка вам?

Перестаньте вмешиваться в дела молодежи, они сами разберутся
Любой досуг молодежи должен контролироваться взрослыми
Вы все не правы, объясню в комментариях

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY4
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY28
Печаль
SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
70
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5