Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Общество «Вдохновил» на долги в десятки миллионов. Как американский маркетплейс оставил без денег сотни российских продавцов

«Вдохновил» на долги в десятки миллионов. Как американский маркетплейс оставил без денег сотни российских продавцов

10 321
Источник: BrianAJackson / iStockИсточник: BrianAJackson / iStock
Источник:

Маркетплейс Inspire Uplift, предложивший российским мастерам в разгар санкций доступ к рынкам США и Европы, задолжал предпринимателям десятки миллионов рублей. Лишившись возможности продавать через Etsy, Amazon и eBay, производители сувениров, одежды поверили «вдохновляющей» площадке и теперь не знают, как вернуть деньги.

Спасители от санкций

Российские продавцы узнали о существовании Inspire Uplift в 2022 году. Появление нового игрока оказалось весьма кстати после того, как они лишились доступа к иностранным маркетплейсам. Как рассказал «Фонтанке» Станислав, представитель обманутых продавцов, который и сам размещал свои товары на площадке, в июне 2022 года с мастерами связался сам основатель маркетплейса Аарон Уоллес и пригласил к себе. «Нам на почту прислали письма. Либо по базе какой-то они собрали, либо нашли через российский сайт „Ярмарки мастеров“, где мастера выкладывали свои товары ручной работы. А тогда продавцов выкинуло с международных крупных площадок — eBay, Etsy, Amazon. Все остались без средств к существованию и пытались найти какой-то новый маркетплейс, куда они могли бы зайти и принимать платежи от западных клиентов», — рассказывает он.

Письма за подписью основателя Inspire Uplift получили продавцы матрешек, кукол, украшений, одежды и других изделий с национальным колоритом. Выводить средства предлагалось через сервис Payoneer или криптовалютную биржу Binance. Общая комиссия составляла 15 %. Посылки можно было отправлять «Почтой России».

Источник: скриншот сайта маркетплейсаИсточник: скриншот сайта маркетплейса
Источник: скриншот сайта маркетплейсаИсточник: скриншот сайта маркетплейса

Как отмечает Станислав, российские украшения, товары для дома, одежда, игрушки и прочие товары ручной работы пользуются спросом в США, Европе, Канаде и Австралии. Так что продавцы охотно перешли на сайт и привели туда клиентов. Дело в том, что их сразу предупредили: органического трафика от Inspire не будет, так что площадка работала скорее как финансовый посредник между мастерами из России и стран СНГ и зарубежными клиентами. И уже сами мастера продвигали товары в соцсетях и предлагали заказать их изделия на площадке — чтобы получилось провести платеж.

«У меня была своя клиентская база, я всем сделал рассылку из серии: „Товарищи, я снова здесь, можете заказывать“. Люди обрадовались и потихонечку пошли», — рассказывает один из продавцов из Петербурга, Павел.

Маркетплейс с туманным прошлым

Маркетплейс Inspire Uplift («вдохновляя подъем», англ.) был основан в 2017 году американцем Аароном Уоллесом (Aaron Wallace) и пакистанцем Ясином Рахманом (Yaseen Rehman). На своем сайте площадка заявляет, что объединяет «55 000 независимых продавцов с миллионами покупателей по всему миру» и продает «более 20 млн товаров, включая изделия ручной работы, гаджеты и винтаж». Правда, для бизнеса такого масштаба информация о нем в интернете крайне скудна. По сути, она исчерпывается собственным сайтом. Статьи в Википедии и СМИ напрочь отсутствуют.

На сайте отзывов потребителей — www.trustpilot.com — можно найти жалобы американских клиентов Inspire Uplift начиная с 2018 года на то, что заказанный товар до них так и не дошел. Последние сообщения датированы январем 2025 года. Впрочем, отзывы с максимально негативной оценкой соседствуют с доброжелательными комментариями. В итоге компания имеет рейтинг 2,8 из 5.

Найти информацию об основателях проекта тоже непросто. Из социальных сетей Аарона Уоллеса можно узнать, что в 2007–2009 годах он учился в университете Нового Орлеана по специальности «бизнес и коммерция». Живет в Майами. Успел основать агентство Blue Rabbit Agency, которое, по-видимому, прекратило деятельность в 2017-м. Ясин Рахман — бакалавр компьютерных наук Виртуального университета Пакистана.

При этом полные тезки Аарона Уоллеса и Ясина Рахмана упоминаются в материалах американских судов, касающихся деятельности так называемых «разоблачительных площадок». Как следует из карточек, они имели отношение к сайтам, на которых публиковались данные людей, якобы замеченных в аморальных и преступных действиях — в педофилии, супружеских изменах и так далее. При этом сайты предлагали за пожертвование удалить информацию, что истцы расценивают как шантаж. Дело тянется с 2018 года, но решения пока нет.

Но проводить глубокие изыскания в разгар санкций большинство мастеров не стали, схватившись за предложение как за спасительную соломинку. Впрочем, некоторые мастера изначально выражали сдержанные опасения по поводу эффективности канала продаж. «Мне почему-то кажется, что там вообще 0 просмотров по всем товарам — поэтому и не показывают статистику об этом, чтоб не отпугивать новичков. Поддерживаю мнение, что пока сам не приведешь клиента, товар никто не найдёт и не купит», — писал один из пользователей в 2022 году.

От 25 до 50 млн убытков. Когда и почему продавцам перестали платить деньги

Сначала дела у продавцов шли неплохо: клиентам приходили посылки, российским продавцам — деньги. Когда на сайте, со слов основателей, было около 15 тысяч продавцов, селлеры перестали получать оплату, покупатели не могли вернуть свои средства за отмененные заказы, а основатели — пропали с радаров. Раньше деньги выплачивали примерно раз в месяц, а весной прошлого года продавцы начали жаловаться, что платежи не проходят. В чате селлеров Inspire Uplift на 3,5 тысяч человек сидел и мужчина, который представлялся сооснователем маркетплейса из Пакистана, — Ясин Рахман. Поначалу он успокаивал продавцов и обещал, что они получат свои деньги уже в следующем месяце. Потом признал, что есть «некоторые проблемы».

— Так продолжалось несколько месяцев. Летом он сказал, что все долги перед продавцами маркетплейс закроет в сентябре, в сентябре заявил, что «не сезон». И добавил: вы обязательно продавайте, отправляйте посылки. Если вы этого делать не будете, то мы ваш магазин заблокируем, — вспоминает Станислав.

Прошла осень. Зимой Ясин перестал отвечать на какие-либо сообщения в чате и личные запросы продавцов. Техническая поддержка отбивалась от продавцов отписками или игнорировала их сообщения в принципе. Продавцы оказались в патовой ситуации: тем, кто не выполнял вновь поступившие заказы, блокировали аккаунты, лишая надежды на получение задолженности.

Тем временем Станиславу, который начал собирать жалобы продавцов и писать обращения в ведомства, сначала поступило предложение от неизвестного пользователя в «Телеграме» прекратить «очернять репутацию компании» и «закончить эту кампанию» за 5 тысяч долларов. Он отказался — далее последовали угрозы на английском языке с таких же аккаунтов со скрытыми номерами.

Причем среди обманутых селлеров — не только россияне. Как отмечает Станислав, с Inspire Uplift работали и американские продавцы, хоть и не в таком количестве — у американцев доступ к другим площадкам все еще есть. Так что в основном на новый сайт хлынули селлеры из стран под санкциями или из тех, в которых нет международных маркетплейсов.

Сейчас сообщество пострадавших продавцов оценивает задолженность Inspire Uplift примерно в 250 тысяч долларов (примерно 25 млн рублей). При этом Станислав подчеркивает, что эти цифры — только подтвержденные убытки тех продавцов, с кем он общался лично. По его словам, речь может идти и о 50 млн рублей, которые так и не выплатили селлерам из России и стран СНГ.

«Из цензурного только союзы и предлоги». Как петербуржцы потеряли на маркетплейсе тысячи долларов

Петербуржец Павел вместе с женой производят бижутерию из металла, справляются вдвоем — от идеи до воплощения. «В какой-то момент начали изделия продавать на заграничных площадках. А когда пошли санкции, у нас остался всего один вариант, в который я и вляпался», — рассказывает он о своем опыте с Inspire.

Путь от фактической продажи товара покупателю до получения оплаты и без того был долгий — клиент делал заказ, Павел изготавливал продукцию, отправлял за свой счет за рубеж, ждал, пока посылка придет клиенту, и только после этого оформлял запрос на вывод средств. «От момента, когда я потратил свое время, ресурсы и деньги, до момента, пока деньги мне придут, проходило от полутора до трех месяцев», — говорит он. А дальше пошли отписки и задержки оплаты.

Сейчас Inspire Uplift должны выплатить Павлу почти три тысячи долларов. «Сначала задержки сопровождались красивыми жизненными историями, экономическими моментами — „у нас проблемы“. Думаешь: бывают трудности, подождем. Сам же работаешь, сам не в шоколаде, все понимаешь. И вот ты ждешь два месяца, три, четыре. А кредиты, ипотеки, болеющих животных никто не отменял. И теперь ты сидишь, и у тебя по поводу этой ситуации из цензурного только союзы и предлоги. Непечатная мысль», — поделился Павел.

Петербурженка Ольга с 2017 года шьет игрушки из фетра, продает, в том числе, и выкройки и инструкции по изготовлению фетровых изделий по созданным ею дизайнам. В 2017-м она начала продавать выкройки на Etsy. «За 5 лет развития получился вполне успешный и узнаваемый магазин для своей ниши. Зарубежные покупатели любят подобные товары, покупают их активнее, чем у нас в стране. В 2022 году Etsy, как и многие другие зарубежные площадки, для нас закрылась», — рассказывает Ольга.

Изделия Ольги | Источник: предоставлено «Фонтанке»Изделия Ольги | Источник: предоставлено «Фонтанке»
Изделия Ольги | Источник: предоставлено «Фонтанке»Изделия Ольги | Источник: предоставлено «Фонтанке»

Некоторое время она пробовала работать на итальянской DesignBundles, но и ее в 2022 году пришлось покинуть — не получалось выводить средства от продаж. В конце года Ольга зашла на Inspire: «Увидела, что соотечественники там работают и площадка дружелюбно настроена к России и не собирается вводить никаких ограничений. Поначалу выплаты были регулярные в обозначенные сроки, со временем сроки ожидания выплат увеличились, и с марта 2024 года они вовсе прекратились», — поделилась она.

Ольге повезло чуть больше — продукт цифровой, убытки на изготовление и почтовые расходы она не несла. Файлы с выкройками загружались в карточку товара и становились доступны клиенту сразу после оплаты. Тем не менее маркетплейс «задолжал» ей около 700 долларов. «Конечно, есть те, кому площадка должна намного больше», — подчеркивает она.

Айтач продавала на Inspire Uplift цветочные украшения из бисера. В России украшения ручной работы не пользовались таким широким спросом, так что девушка сначала выставляла всевозможные браслеты и ожерелья на Etsy, затем перешла на «аналог». Поначалу у нее были хорошие продажи — в месяц выходило 1 200–1 500 долларов, в праздничный сезон — еще больше. Прежде Айтач работала одна — разработала свой сайт, продвигала изделия через соцсети. После выхода на Inspire заказов стало столько, что понадобилась помощница — чтобы быстрее упаковывать заказы и закупать материалы.

Изделия Айтач | Источник: предоставлено «Фонтанке»Изделия Айтач | Источник: предоставлено «Фонтанке»
Изделия Айтач | Источник: предоставлено «Фонтанке»Изделия Айтач | Источник: предоставлено «Фонтанке»
Изделия Айтач | Источник: предоставлено «Фонтанке»Изделия Айтач | Источник: предоставлено «Фонтанке»
+1
Изделия Айтач | Источник: предоставлено «Фонтанке»Изделия Айтач | Источник: предоставлено «Фонтанке»

Сейчас Айтач работает одна — и ждет, когда маркетплейс вернет ей девять тысяч долларов. Когда начались первые задержки оплаты, она первое время «доверяла и продолжала продавать, веря, что скоро деньги выплатят». «Я закрыла магазин в середине августа — когда снова написала Ясину и была проигнорирована. Я понимала, что скоро у меня не хватит денег, чтобы отправлять посылки. В мае будет ровно год с тех пор, как мне не перечислили деньги. Конечно, ситуация с обманом меня сильно подкосила — приходится работать как будто с нуля», — поделилась она.

«Никакой реакции не получили». Как продавцы планируют возвращать деньги

Предприниматели объединились в инициативную группу — сейчас в телеграм-канале Inspire Uplift: Community 3,3 тысячи участников. Обманутые продавцы направили обращения в комитет Госдумы по международным делам, отдел международного сотрудничества Торгово-промышленной палаты РФ, деловой совет по сотрудничеству с Пакистаном, председателю совета ШОС от Пакистана и межправительственную комиссию России и Пакистана по торгово-экономическому сотрудничеству.

Станислав подчеркивает, что продавцы работали строго в рамках закона и торговали легально. «В основном это были самозанятые. И ты изготавливаешь товар, продаешь, платишь с этого налоги. А тут деньги к тебе не приходят. По сути, различные международные комитеты РФ должны взять ситуацию под контроль. Но пока, к сожалению, никакой реакции мы не получили. Думаю, будем обращаться в прокуратуру», — рассказал он.

Помощь обманутым селлерам предложил сооснователь Wildberries Владислав Бакальчук. «Готов предоставить юридическую поддержку и помочь разобраться», — написал он в своем телеграм-канале. Сами мастера рассматривают возможность подачи судебного иска. Впрочем, перспективы возврата денег, учитывая бэкграунд самой площадки и ее основателей, туманны.

«Фонтанка» попыталась связаться с представителями Inspire Uplift, в том числе с самим Ясином Рахманом, но не получила ответа к моменту публикации.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED4
Гнев
ANGRY49
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
27
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях