В России порядка 70 тысяч лифтов устарели и должны были быть выведены из эксплуатации к февралю 2025 года. Однако сделать это не удалось, их замену отсрочили на пять лет, а к тому времени будут просрочены еще почти 60 тысяч лифтов. Темпы установки новых пока даже примерно не близки к необходимым. Недостаточно ни денег, ни специалистов — отмечают эксперты Национального лифтового союза. Что с этим можно сделать — обсуждали в Петербурге на конференции «Лифтовый коллапс: быть или не быть?».
По данным ассоциации «Российское лифтовое объединение», сейчас в России ежегодно устанавливают 40–45 тысяч лифтов, из них на замену старым — меньше 20 тысяч. Так, в 2024 году были проведены аукционы на замену всего 13,9 тысячи лифтов. Это на 26 % меньше, чем в 2023-м, хотя была декларирована цель заменить все лифты старше 25 лет на новые.
Общее количество лифтов, нуждающихся в замене «по старости», по разным оценкам, варьируется между 120 и 140 тысячами. Если всерьез планировать заменить их за пять лет — новый срок, которого Россия добилась для себя в переговорах c Евразийским экономическим союзом, — то нужно менять хотя бы по 24 тысячи лифтов в год. Как отметила во время конференции депутат Госдумы Светлана Разворотнева, другие страны-члены ЕАЭС не нуждались в отсрочке и просто справились с заменой старых лифтов у себя.
По словам главы Российского лифтового объединения Петра Харламова, производственная мощность российских предприятий — 60 тысяч лифтов, но ее никогда не используют в полную силу. По ряду причин, но если коротко: нет такого количества заказов для российских компаний. Отечественное производство в лифтовой отрасли составляет около 68 % российского рынка, значительную часть иностранного занимает белорусский «Могилёвлифтмаш».
Понятно, что новая картина рынка сложилось после ухода с началом СВО многих европейских компаний. Но при этом отдельные компоненты Россия по-прежнему только импортирует. Это касается микроэлектроники: контроллеров, чипов, процессоров.
«Востребованная позиция — частотный преобразователь. Он делает более плавным движение кабины и закрытие-открытие дверей кабины лифта. Сейчас в России его не производят. Есть одно предприятие, которое выиграло субсидирование в Минпромторге, но, к сожалению, они обещают этот частотный преобразователь только в 2026 году. Конечно же, они нам нужны сегодня и даже вчера», — отмечает Харламов.
В России производят лифты высотой только до 30 остановок, то есть примерно до 100 метров, со скоростью движения до 4 метров в секунду. Идет работа над запуском лифтов, которые могли бы двигаться со скоростью до 9 метров в секунду.
«Защитить население от поставок лифтов»
Государство в условиях изношенности парка стимулирует отечественных и ограничивает зарубежных производителей, в которых не уверено. В рамках дорожной карты, которая призвана помочь привести в порядок сферу обращения с лифтами, количество рекомендованных поставщиков резко сократили — рассказывают эксперты. Это произошло в 2024 году.
«Российских заводов-изготовителей, поставщиков лифтов больше 70, зарубежных — больше 100. Признано целесообразным ограничить количество заводов, обозначены жесткие критерии. На сегодня одобренных российских поставщиков — 7, плюс рассматриваются три к внесению в этот список. То есть государство делает всё, чтобы защитить население от поставок лифтов, которые через три года — через пять обслуживать будет некому», — рассказал президент Национального лифтового союза Виктор Тишин.
Ужесточены требования и к монтажникам, сервисному обслуживанию. Сейчас капитальным ремонтом лифтов может заниматься только строительная организация, внесенная в реестр СРО (саморегулируемых). Как отмечают эксперты, совсем недавно сервисов, которые могли заниматься капитальным ремонтом лифтов, было около двух тысяч, сейчас осталось всего тысяча.
«Понятно, что повышение требований к подрядчику добавляет уверенности в качестве работ. С другой стороны, членство в строительной организации никаким образом не влияет на работы по ремонту лифта», — отмечает первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.
В то же время среди строительных компаний есть те, которые не специализируются на лифтах. Но фонды капремонта абсолютно легально привлекают к работам и их, в результате ремонтом шахт, машинных помещений и заменой проводки занимаются обычные строители, что может отражаться на качестве.
Сейчас эксперты Национального лифтового союза вместе с Минстроем пробуют добиться пересмотра некоторых норм, установленных в 2024 году.
Из очевидных положительных изменений после принятия дорожной карты — усиление позиции Ростехнадзора. Он получил право на регулярные проверки оборудования и приемку после монтажа. Как отмечают эксперты, это должно привести к снижению числа аварий. Но это лишь один из аспектов выхода из лифтового кризиса.
Один лифт стоит от трех миллионов рублей
Почему российская промышленность готова поставлять больше лифтов, а белорусская — еще и помочь ей, но заменить старые лифты в домах не получается?
Одна из главных причин — нехватка средств на замену лифта в каждом конкретном случае. Как рассказывают эксперты, деньги на ремонт и замену лифта зачастую аккумулируются на спецсчетах: туда поступают платежи от собственников многоквартирного дома. Обычно этих денег недостаточно на замену лифта.
На один лифт необходимо не менее трёх миллионов рублей: эта сумма включает в себя стоимость оборудования, демонтажа и монтажа.
«Самая главная проблема: на спецсчетах собственники не успели накопить достаточную сумму для обновления своего лифта. А региональные власти не очень готовы содействовать собственникам. Мы как вариант выхода из ситуации предлагаем рассрочку платежей на три-пять лет», — говорит гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Пётр Харламов.
Федеральный центр в 2024 году дал поручение регионам использовать половину списанных межбюджетных кредитов на решение проблем ЖКХ, в том числе проблем с лифтами. Как именно распоряжаются этими деньгами на местах — зависит от подхода региональных властей к вопросу.
«Фактически федерация еще раз сказала: проблема замены лифтов — это ответственность регионов, она на 99 % решается за счет региональных программ капремонта. Но при этом никто, в общем-то, не понимает про эти деньги в регионах: сколько их, какие конкретные решения будут приниматься на местах», — рассуждает депутат Государственной думы, зампредседателя думского комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
Вместе с тем плата за обслуживание лифта или имущества многоквартирного дома в целом не учитывает реальную стоимость работ и оборудования. Это необходимо менять — уверена депутат, как и многие эксперты лифтовой отрасли.
«Мы помогаем Минстрою сформировать обязательную методику расчета минимальной платы за содержание общедомового имущества, где должны быть все работы посчитаны на основании объективных расценок. Пока у нас нет никаких ориентиров, кроме желания компаний собирать с граждан больше, желания граждан платить меньше. И между ними местные власти, которые часто устанавливают свою цену, думая о выборах: повышать цену опасно для их политического имиджа», — размышляет Разворотнева.
Депутат отмечает, что идут поиски и дополнительных решений в сфере финансов. Например, прямые договоры между гражданами и сервисами могли бы доводить больше денег до непосредственных исполнителей работ (часть суммы не оседала бы у посредников).
Эксперты отрасли также говорят о необходимости посчитать: сколько лифтов может обслуживать один мастер и каков норматив трудозатрат на каждый лифт. Это поможет в том числе определить реальную стоимость обслуживания лифта в платежке.
В сервисе лифтов работать некому?
Лифтовая отрасль, как и многие сейчас, испытывает острый дефицит кадров — прежде всего в части сервиса, обслуживания уже работающих механизмов.
«Сервис — это наша главная цепь жизненного цикла, поскольку лифт проектируют на компьютере 2,5 минуты, делают на заводе 2,5 часа, монтируют 25 дней, а эксплуатируют 25 лет», — отмечает президент Национального лифтового союза Виктор Тишин.
Нехватка кадров и так была, а сейчас усугубилась «в связи с общей ситуацией в стране, перераспределением кадров, зарплат», — говорят экспертов.
Есть система планов предупредительного ремонта, которую сейчас совершенствуют с учётом критического износа лифтов. Но ее должен кто-то выполнять.
Если бы было больше людей — можно было бы организовать и тотальную проверку реального состояния оборудования. Сейчас принято ориентироваться на срок службы лифта в 25 лет, поскольку регулярно проверять каждый из них невозможно. Возможно, при внимательном уходе и осмотре лифты могли бы служить дольше. Выводить из строя по формальному признаку не было бы нужды.
«До сих пор нам удается доказать государству, что лифт — это как бы автомобиль, а не велосипед. То есть, раз это опасное устройство, оно подлежит государственному надзору, регулярному техническому аудиту. К сожалению, происходит процесс размывания этой системы», — отмечает Виктор Тишин.
Нехватка квалифицированных кадров сказывается и на объемах производства: промышленности буквально не хватает рук. Компании стараются сотрудничать с колледжами, привлекают в сферу больше женщин и проводят профессиональные конкурсы, чтобы повысить престиж профессии. Но пока этого недостаточно.
Игроки отрасли говорят о том, что после отсрочки снятия с эксплуатации старых лифтов на пять лет, вероятно, потребуется еще отсрочка. Экспертный совет при правительстве России, в составе которого и представители Национального лифтового союза, предложил установить приоритет национального права в этой сфере — чтобы ЕАЭС не могла диктовать, отключать лифты или нет.