Для эффективного обслуживания лифтов может понадобиться увеличить сборы с населения — предполагают участники отрасли. Уже разрабатывается новая методика расчета минимальной платы за обслуживание общедомового имущества, в том числе лифтов: актуальная не учитывает реальную стоимость работ и оборудования. Будущие изменения в платежках обсуждали на конференции «Лифтовый коллапс: быть или не быть?»
«Мы помогаем Минстрою сформировать обязательную методику расчета минимальной платы за содержание общедомового имущества, в том числе лифтов, где должны быть все работы посчитаны на основании объективных расценок, отраслевых тарифных соглашений, стоимости материалов. Пока у нас нет никаких ориентиров, кроме желания компаний собирать с граждан больше и желания граждан платить меньше. И между ними местные власти, которые часто устанавливают свою цену, думая о выборах: повышать цену опасно для их политического имиджа», — рассказала во время конференции депутат Государственной Думы, зампред думского комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
Сейчас формула оплаты за обслуживание лифта в многоквартирном доме включает в себя общую площадь квартиры и общую площадь дома. Что никак не связано с расходами на лифты.
Чтобы найти более логичные решения, эксперты пробуют понять: какое количество лифтов может обслужить один мастер и каковы трудозатраты на тот или иной лифт. В отрасли острый дефицит кадров, и расходы на достойные зарплаты им должны быть учтены.
«Хороший вопрос подняли: чтобы был расчет на одного электромеханика минимального количества лифтов. Это, конечно, первоочередная задача, в том числе она идет параллельно с расчетом стоимости технического обслуживания, с расчетом трудозатрат. К сожалению у нас есть эти тарифы, привязанные к квадратному метру, и от этого пока, к сожалению, уйти мы не можем, но задача такая есть, да, и совместно с депутатским корпусом мы над ней работаем», — сказал технический эксперт Национального лифтового союза Алексей Зоточкин.
При достаточной оплате за услуги и работу специалистов будет возможность обеспечить качественное содержание лифтов, которое продлит срок их службы.
Сейчас есть проблемы с заменой лифтов старше 25 лет на новые — это делается в основном за счет средств, собранных на капитальный ремонт, а также при поддержке региональных властей. Пока зачастую оказывается, что средств на спецсчетах недостаточно.
Российские власти отказались от идеи снять с эксплуатации к февралю 2025 года 66 тысяч устаревших лифтов (старше 25 лет) и продлили их разрешенное использование до 2030 года. За эти пять лет еще 56 тысяч лифтов будут нуждаться в замене. Пока система их обновления не отлажена. Стоимость замены одного лифта оценивают как минимум в три миллиона рублей.
Подробнее о том, что происходит с обслуживанием и заменой лифтов — читайте в материале «Фонтанки».
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.