Один из самых дорогих в РФ китайских автомобилей получил поддержку государства: купить флагманский микроавтобус Voyah Dream в кредит можно будет дешевле на 925 тысяч рублей. Чтобы добиться этого, китайцы организовали на заводе «Моторинвест» в Липецке сборку своих машин. Однако пока эта машина относится по классификации Минпромторга к «роскошным» и облагается тройным налогом — около 140 тысяч в год.
Как говорят дилеры бренда в Петербурге, первые липецкие Voyah Dream поступят в продажу в конце февраля — в марте. Автомобили, собранные в Китае, по прогнозам продавцов, к этому времени на складах иссякнут.
Скидка в миллион
Две модели концерна Voyah, входящего в состав китайского автомобильного гиганта Dongfeng Motor Corporation, получили в России счастливый билет Минпромторга буквально на днях: министерство включило флагманский минивен Voyah Dream и кроссовер Voyah Free в программу льготного кредитования на 2025 год 29 января. Если у кого и возникли вопросы, как «китайцы» попали в перечень автомобилей, произведенных на территории РФ, то ответ прост: с 2025 года сборка обоих налажена на заводе «Моторинвест» в Липецке. На том же самом конвейере, с которого с 2022 года сходит первая отечественная «электричка» Evolute i-Pro, перелицованная для российских потребителей из китайского электрокара Dongfeng Aeolus E70.
И хотя обе китайские модели существуют в природе в четырех модификациях, первыми, выяснила «Фонтанка», «Моторинвест» начал собирать Voyah Dream EVR Long Range и Voyah Free EVR Sport Edition.
Выручка ООО «Моторинвест» по итогам 2023 года превысила 29,7 млрд рублей, чистая прибыль — 720 миллионов. Его 100% «дочка» ООО «Эволют» по итогам года показала выручку 1,3 млрд рублей. Производство расположено в дер. Гребенкино, площадь предприятия — 26 тыс. м2, на начало 2024 года в штате состояло 270 сотрудников. Владельцы компании не раскрываются в соответствии с законом. От имени завода интервью о его работе в федеральных СМИ давал управляющий партнер Алексей Резников.
Теперь при покупке в кредит этих моделей Voyah можно будет получить скидку в 925 тысяч рублей. Сумма пойдет в зачет первоначального взноса.
Назвать скидку значительной довольно сложно, скорее приходит на ум сравнение «что слону дробина»: на официальном сайте бренда расценки на Voyah Free EVR Long Range стартуют от 5,59 млн рублей уже с учетом скидки (первоначальная стоимость обозначена в 6,49 млн), Voyah Dream EVR Long Range оценен в 8,490 млн. руб. (и в его случае цена снижена с 10,890 млн). И речь пока идет про чистокровных «китайцев», которые потеряли в цене на фоне новостей о скором появлении на рынке российского конкурента. С расценками на российские машины пока не очень понятно.
— По ценообразованию сориентируем вас под конец недели, — поделились в дилерском центре «Voyah Рольф».
Что вполне объяснимо: когда автомобили начнут производиться в России, они, скорее всего, будут дешевле, чем импортируемые из Китая. Чтобы оставаться конкурентоспособными, дилеры вынуждены снижать цены на китайские версии.
Первые российские «ласточки» Voyah появятся в продаже, по прикидкам «Voyah Рольф», не ранее конца февраля — в марте.
— Уже в этом году автомобили Voyah Free и Voyah Dream для официальных дилеров будут производиться в Липецке. Российскую сборку мы начнем продавать в ближайшие месяцы, — поделился с «Фонтанкой» управляющий директор дилерского центра «Автополе» Андрей Косарев.
Китайские модели к этому времени, отмечают эксперты, скорее всего, закончатся.
В списках значится как «роскошь»
Voyah Dream — не самый дорогой в РФ автомобиль китайского производства. Кроме него особенно высокой ценой на нашем рынке отличаются Lixiang L9, HONGQI E-HS9, HiPhi X, M-Hero 917 и самый дорогой «китаец» у нас на сегодня — YangWang U8, цена на который — в районе 24 млн рублей.
И применительно к Voyah Dream российским властям придется утрясти одну связанную с ним коллизию. Весной прошлого года автомобиль попал в перечень Минпромторга для расчета «налога на роскошь», которым облагались машины дороже 10 млн рублей и мощностью двигателя более 250 лошадиных сил. Сумма платежа рассчитывалась с применением коэффициента 3, на который следовало умножить фиксированную ставку в 150 рублей за каждую лошадиную силу двигателя.
Этот перечень Минпромторг обновляет и публикует ежегодно. На письменный запрос «Фонтанки», исключат ли из него в этом году Voyah Dream, к моменту публикации в министерстве не ответили. Однако шансы выпасть из этого списка у автомобиля есть, дали понять в ведомстве, но это будет понятно лишь в марте.
Особенный подсчет мощности
Другой нюанс связан с постановкой Voyah Dream PHEV Long Range на учет в ГАИ. Автомобиль с увеличенным запасом хода относят к подзаряжаемым гибридам: он оснащен двумя электродвигателями с пиковой мощностью 422 л. с. и 620 Нм крутящего момента и бензиновым движком мощностью 105 кВт (143 л. с.), который может работать в нескольких режимах на выбор. Быть может, те, кто планируют покупку, этого еще не знают, но при постановке на учет их ждет сюрприз.
— Модель Voyah Dream PHEV является параллельно-последовательным гибридом. В данном случае суммируется мощность электродвигателей и мощность ДВС, — отметил специалист отдела продаж автомобилей Voyah дилерского центра «Автополе» Денис Каспирович.
Как фиксируется в СТС мощность гибридов, «Фонтанка» уже писала. Применительно к Voyah Dream PHEV Long Range можно предположить сразу несколько вариантов, как в ГАИ укажут мощность и передадут в ФНС. Подход разнится от региона к региону и даже от одного МРЭО к другому.
Самое вероятное, если инспекторы подойдут к делу основательно или если они уже сталкивались с такой же машиной, и ее владелец прошел путь справедливости до конца. В этом случае в ПТС будет указано все в соответствии с реальным положением дел: 312 л. с. Эта цифра складывается из правильно рассчитанной средней 30-минутной мощности двух электродвигателей (60 и 65 кВт) и номинальной мощности бензинового двигателя (105 кВт). При переводе 230 кВт в лошадиные силы и получается 312. Поскольку машина все еще находится в «роскошном» списке Минпромторга, расчет в ФНС даст налог в 140,4 тыс. рублей. Если из списка машина выпадет, получится «всего» 46 800 рублей.
Вместе с тем опыт владельцев этой машины в профильных чатах показывает, что инспекторы МРЭО пишут кто во что горазд. В приложенных в качестве примеров ПТС автолюбители показывают и 422 л. с. (такие идут спорить и нередко добиваются правды), и 299, и 272, 170 и даже 143 л. с. (такой вариант получился в Саратовской области, когда в МРЭО проигнорировали наличие электродвигателей и записали только мощности двигателя внутреннего сгорания).
Те, кто получает такие ПТС, не спорят. Но зато очень расстраиваются, когда получают счета из ФНС, в которых мощность их машин «уточняется» и до тех самых 422, и даже — по максимуму — 565 л. с., которые получаются, если максимальную мощность электродвигателей сложить с мощностью ДВС. В этом случае у них начинаются многомесячные хождения между МРЭО и налоговой инспекцией, в которой они доказывают правильные цифры, прикладывая результаты лабораторных испытаний двигателей и ссылки на правила расчета мощности. Шансы на то, чтобы доказать свои законные 312 л. с., есть.
Разбавили лошадей на переправе
Завод «Моторинвест» зарегистрирован в 2011 году, о стратегическом партнерстве с ООО «Дунфэн Мотор Рус» было объявлено в 2023-м. Согласно договоренностям, объединение должно было послужить продвижению легкового модельного ряда бренда Dongfeng (переводится с китайского как «восточный ветер». — Прим. ред.) на российском рынке. ООО «Моторинвест» в качестве дистрибьютора должен развивать дилерскую сеть Dongfeng, обеспечивая клиентам качественное гарантийное и послепродажное обслуживание, а также наличие запасных частей. И когда Липецкая область и «Моторинвест» подписывали в 2022 году первый в стране специнвестконтракт по внедрению производства электромобилей, завод обязался производить электромобили, а не гибриды. По словам Мантурова, инвестиции в проект в течение 11 лет должны были составить 13 млрд рублей.
По данным «Автостат Инфо», в 2024 году на российском рынке электрокаров лидером стал Zeekr, он разошелся тиражом в 7,7 тысячи автомобилей, нарастив продажи на 106%. Бодро продавался и российский «Москвич», продажи выросли на 214% и перевалили 1,8 тыс. штук. Evolute потерял 39% и пришел к концу года с продажами в 1,2 тыс. автомобилей, при том, что руководство «Моторинвеста» рассчитывало на 15-18 тысяч.
В то же время Voyah, следует из официальных данных бренда, реализовал 7,3 тыс. кроссоверов Free и 1,6 тыс. минивэнов Dream. Такими же данными о продажах бренда за минувший год располагает «Автостат»: Voyah Dream — 1 581 шт. (электро — 30 шт.; PHEV — 1 551 шт.), Voyah Free — 7 259 шт. (электро — 154 шт.; PHEV — 7 105 шт.).
— В 2022 году действительно все было тяжело, в 2023 году тоже, как и в первой половине 2024 года. Но затем на рынок вышел автомобиль i-Space, и все наладилось. Определенные шаги в продвижении делает «Моторинвест», и люди начали узнавать марку. Так что если смотреть за год, наверное, дела не очень хорошо, если смотреть за последний период, то все нормально, — поделился представитель официального дилера Evolute.
На этом фоне желание «Моторинвеста» разбавить палитру «электричек» гибридными Voyah в плане развития бизнеса и диверсификации рисков выглядит вполне закономерным.
На запрос «Фонтанки» на заводе не ответили.