
Петербург — это не только парадные проспекты, но и проходные дворы. За неприметными арками порой скрываются интересные истории прошлого. »(От)Личный Петербург» делится пятью маршрутами, которые позволят сократить путь и по пути узнать малоизвестные факты о дореволюционном быте.
Дворы возле Невского с выходом к Капелле. Путь от Большой Конюшенной до Мойки
Один из самых живописных проходных дворов нашего города соединяет Большую Конюшенную улицу и набережную Мойки. Зайти во дворы вы можете с любой из них. Но если вы собираетесь на первую в жизни прогулку по этим местам или показываете город близкому, советуем начать путь на Большой Конюшенной. Вход — в неприметной арке дома № 9.

Когда окажетесь внутри, следуйте прямо до первого двора, а затем снова зайдите в арку, которую увидите перед собой. Попав во второй двор, продолжите путь через следующую арку. И — вуаля — вы стоите у Певческой капеллы! Здание строили специально для коллектива профессиональных певцов, который работал при дворе императора. Сегодня здесь до сих пор дают концерты — так что не удивляйтесь, если из окон услышите музыку.

К слову, территория, через которую вы только что проследовали, до первой половины XIX века была единым участком.
Дворы у Литейного с необычными артефактами. Путь от Моховой улицы
Если с Моховой улицы вам нужно попасть на Литейный проспект (или наоборот), есть несколько способов сократить дорогу через дворы. Рекомендуем начать маршрут у арки дома № 16 по Моховой.
Войдя внутрь, вы попадете в небольшой двор. Обратите внимание на необычную галерею между первым и вторым этажами. Строить такие в Петербурге начали только в начале XX века. Такой проход позволял жителям дворового флигеля попадать в свои квартиры прямо через парадный вход с Моховой улицы — жилье от этого становилось престижнее.

Теперь пройдите в следующую арку, сделайте несколько шагов вперед и внимательно посмотрите направо. Здания, стены которых вы видите, принадлежали уже другому домовладельцу. Обратите внимание на удивительную особенность архитектуры: расстояние между окнами двух соседних построек едва превышает метр. Обычно подобные помещения использовались в хозяйственных целях. Но вы только представьте, как мало света в них попадало.

Чтобы выйти на Литейный, следуйте прямо.
Двор с мозаикой. Между набережной Фонтанки и улицей Чайковского
Начните свой путь у дома по адресу: набережная Фонтанки, 4. Подойдите к северной арке. В этом здании когда-то стирали императорское белье! Здесь находилось Придворно-прачечное заведение.

Зайдите внутрь, а когда преодолеете арку, посмотрите направо. Это пространство называют двором Малой Академии искусств или Мозаичным двориком. Потому что здесь прячется настоящий музей под открытым небом — светомузыкальный фонтан и мозаичные картины художника-монументалиста Владимира Лубенко. Если вам повезет попасть туда в солнечный день, сложные работы, выполненные из смальты и керамики, предстанут перед вами во всей красе.

Пройдя сквозь двор и свернув направо, вы попадете на улицу Чайковского.
Двор дома Довлатова и бывшие конюшни. Между улицей Ломоносова и Щербаковым переулком
Наш путь начинается у дома № 16. Но мы вам советуем сначала подойти к соседнему — 14-му. Внутри его парадной в конце XIX века построили один из первых в городе пассажирских лифтов. Шахта сохранилась до наших дней — и на нее даже можно посмотреть! Как это сделать, мы рассказывали здесь.
Советуем зайти в арку и в первом же дворе посмотреть направо. Этот дворовый фасад напоминает башенку. По сути, это она и есть — архитектор устроил в доме винтовую лестницу, а в центре расположил цилиндрическую лифтовую шахту.

Теперь вернитесь обратно на улицу Ломоносова и зайдите во двор дома № 16. Дальше идите прямо и пройдите через еще одну арку. Изучите фасад перед собой и обратите внимание на странный волнообразный «узор». Здесь, как и в большинстве доходных домов Петербурга, когда-то находились хозяйственные постройки и помещения. Среди них были конюшни.

Теперь поверните направо и направляйтесь прямо. За пару метров до следующих ворот сверните по асфальтированной дорожке налево, пройдите через ворота и подойдите к следующей арке. Вы — у дома, где в коммунальной квартире больше 30 лет прожил Сергей Довлатов. Через систему арок сможете попасть на улицу Рубинштейна.
Выход на самую узкую улицу Петербурга. Маршрут от «Василеостровской» до Репина
Этот маршрут проходит по проходным дворам сразу нескольких кварталов — и самое интересное нас ждет в конце. Начинать путь советуем на 6–7-й линиях В. О. Вход — в арке дома № 25.

Попав во двор, сверните налево, а потом поверните направо. Дальше всё время идите прямо, пока не дойдете до 4–5-й линий В. О. Теперь подойдите к дому № 21 и поглядите на фасад, выполненный в стиле итальянского ренессансного палаццо. Зайдите в арку и, оказавшись во дворе, поднимите голову вверх. Вы в типичном петербургском дворе-колодце — здесь можно сделать замечательную фотографию.

Пройдите вперед и сверните в арку, которую увидите справа. Теперь пересеките двор по диагонали и поверните в арку слева. Идите вперед, пока не дойдете до 2-й и 3-й линий В. О. Подойдите к дому № 29, зайдите в арку, идите прямо, а затем пройдите еще через одну.
Очутившись в очередном дворе, перед дверью с номером 44, посмотрите направо — на пристройку со скошенной крышей. В дореволюционном Петербурге в таких обычно жила прислуга — помещения мог занимать, например, дворник. В советские времена в подобных комнатах обустраивали обычные квартиры — и сейчас тут тоже кто-то живет.

Пройдя через последнюю арку (или через двор, если она вдруг будет закрыта), вы очутитесь на самой узкой улице в Петербурге. Еще Репина — одна из немногих, где до сих пор сохранилось булыжное мощение. Напоследок прогуляйтесь по ней и попробуйте найти другие интересные артефакты. О дореволюционных деталях зданий, которые можно встретить в нашем городе, читайте здесь.