Ремонт внутренних помещений Дома Кранкенгагена, который компания КИНОТВ приобрела на торгах в 2022 году, начнется в ближайшее время, а в 2026 году на набережной Адмиралтейского канала заработает полноценный культурно-образовательный центр. О том, какой архитектурный проект выбран для воплощения и что будет внутри исторического здания кроме кинозалов, «Фонтанке» рассказал генеральный продюсер КИНОТВ Сергей Катышев.
Планы на ремонт
— Дом Кранкенгагена был приобретен на торгах полтора года назад. Что происходило это время, каких результатов удалось достичь?
— В первую очередь, нужно помнить, что Дом Кранкенгагена — это уникальное здание, обладающее богатейшей 120-летней историей, которая тесно связана с нашим городом. За это время в нем происходило много важных событий, открытий, он менял свое назначение, с ним связано много легенд и мифов. Кроме того, здание вписывается в единый архитектурный ансамбль с Новой Голландией. Поэтому с архитектурной точки зрения задача стоит достаточно сложная. С одной стороны, сохранить архитектурный облик здания, отдав дань всем эпохам, через которые оно прошло, чтобы его история продолжалась и в настоящем. С другой — в здании должна появиться современная инфраструктура и технические новшества в соответствии с его новым предназначением, при этом оно должно быть стильным и комфортным для резидентов и посетителей. Нетривиальность задачи заключается еще и в том, что нам нужно создать пространство, которое бы не ограничивало творчество при организации мероприятий в будущем.
— На каком этапе находится ремонт?
— Сейчас мы выбрали победителя в конкурсе проектов — это молодое архитектурное бюро «АМД — дизайн».
— Почему именно они?
— Мы пробовали работать со многими архитектурными бюро: модными и известными, российскими и иностранными, но выбор пал на АМД. Это молодые ребята с горящими глазами, которые быстро включились в работу и поняли наши мысли, суть проекта, наш подход. Фактически стали нашими единомышленниками. При выборе архитектурного бюро было архиважно достигнуть тонкого взаимопонимания, чтобы проект не просто решал формальную задачу, — а чтобы авторы чувствовали, что здесь будет происходить, уже жили в этом пространстве, были его создателями вместе с нами. Впереди масштабная реставрация исторического здания, превращение его в новый современный культурно-образовательный центр, и без полного взаимопонимания такую задачу решить сложно. И, нам кажется, мы его достигли.
— Что из себя будет представлять Дом Кранкенгагена после реставрации?
— Это здание площадью 3 000 квадратных метров. Главной доминантой станет современный кинозал на 350 человек, который будет создан на месте бывшего гаража Института керамики. На четвертом этаже расположится лекторий и еще два кинозала. Остальные помещения планируется отдать под офисы, а также задействовать под различные активности: выставочные проекты, театральные постановки, перформансы, концерты, конференции, встречи с литераторами, мастер-классы — например, по сценарному искусству или звукорежиссуре. Конечно, в наших планах и свой кинофестиваль, и кинопоказы, премьеры и многое другое, связанное как с кинематографом, так и с другими областями культуры. Поэтому важно, чтобы была возможность трансформировать помещения под конкретные мероприятия и менять их функционал по мере необходимости.
— Когда вы планируете приступать к работам и как долго они продлятся?
— Открытие нашего культурного центра и арт-пространства будет происходить в 2-3 этапа. Первый этап мы рассчитываем завершить уже в 2025 году, приурочив открытие к намеченному на осень выходу на экраны страны экранизации бестселлера Евгения Водолазкина «Авиатор». Мы выступаем в качестве генерального продюсера фильма, и планируем все основные мероприятия, посвященные этому событию, провести уже в нашем центре.
В полной же мере Дом Кранкенгагена как культурно образовательный центр, по нашим планам, заработает уже в 2026 году.
— Сколько средств потребует такой ремонт?
— Объем инвестиций по предварительным оценкам будет составлять 2 млрд рублей. Вопрос привлечения партнеров и соинвесторов пока открыт, и мы будем рассматривать его в процессе формирования конкретных программ, привлечения кураторов мероприятий и направлений.
— Как планируется окупить вложения? Какую бизнес-модель работы вы предполагаете?
— Коммерческая составляющая для нас — не главная цель. Предварительно мы планируем, что центр будет работать как некоммерческая самоокупаемая организация, которая будет инвестировать заработанное в свое развитие. Конкретные бюджеты, механизмы, работа с грантами или фондами — это рабочие моменты, к которым мы вернемся после того, как будут понятны направления работы, план мероприятий, секции и т. п.
Культурный опыт
В начале 2000-х Сергей Катышев активно занимался проведением культурных мероприятий в Петербурге, в первую очередь, концертов нестандартных зарубежных звезд. Свой опыт теперь он хочет применить уже на собственной площадке.
— Как родилась идея создать такой культурный центр? Не кажется ли вам, что в Петербурге уже достаточно арт-пространств?
— Это моя многолетняя мечта. В свое время мы открыли продюсерский центр «Лаборатория Звука» и проводили мероприятия на разных площадках города много лет. В первую очередь, это гастроли таких культовых исполнителей, как Брайан Ферри, Дэвид Томас, Ману Чао, Дэвид Силвиан, Диаманда Галас, Джон Кейл, Питер Хэмилл, группы Tindersticks, King Crimson, прославленного армянского музыканта Дживана Гаспаряна, набирающего в тот момент взлет трип-хоп-исполнителя Tricky, виртуозов индийской классической музыки Ранаджит Сенгупта и Сумитраджит Чаттерджи, хранителей тысячелетней суфийской музыкальной традиции каввали, группа Sabri Brothers, оркестра одного из наиболее влиятельных композиторов XX века Филипа Гласса и многих других.
Продюсерский центр «Лаборатория звука» был создан в 2001 году Сергеем Катышевым и Виктором Пастушенко, арт-директором проекта выступал Всеволод Гаккель, рок-музыкант, наиболее известный как виолончелист группы «Аквариум» и основатель клуба «TaMtAm». Центр был ориентирован на интерес к новым музыкальным и художественным культурным направлениям.
Всего мы провели более 50 концертов и спектаклей, привезли в наш город исполнителей, повлиявших на электронную культуру XX века, знакомили петербуржцев с вершинами актуальной на тот момент музыки, необычными театральными постановками. Нам было важно, чтобы Петербург — город, известный своими культурными традициями, — всегда был наполнен живой, современной культурой.
Конечно, мероприятия тогда проводились на разных площадках города от Большого зала Филармонии им. Шостаковича и консерватории им. Римского-Корсакова до БКЗ «Октябрьский» и Дворца спорта «Юбилейный» и др. Но идея создать свой культурный центр и там проводить наши мероприятия с тех пор стала нашей мечтой и целью… И вот, когда появилась эта возможность, мы вернулись к этой идее и постараемся реализовать все наши задумки, но уже на своей территории. Создать свой культурный мир, не ограничивая себя жанрами или формами культуры и искусства. И в этом смысле мой многолетний опыт продюсирования концертов, гастролей, спектаклей, организации работы школ и фестивалей, тесного сотрудничества в рамках лучших фестивалей мира дает нам надежду, что все это реально.
— Конкуренции не боитесь?
— В пятимиллионном городе, являющемся культурной столицей такой большой и интересной страны, должно быть намного больше культурных пространств. И опыт наших коллег — Новой Голландии и «Севкабеля» в Петербурге, «Винзавода» и ГЭС-2 в Москве — показывает, насколько сегодня жив интерес к неординарным решениям, к современной культуре, кинематографу, к живому общению на культурные темы.
А с конкуренцией все очень просто — все зависит от команды. Ресторанов в городе гораздо больше, чем культурных пространств, но в один не попасть, а в другом — всегда есть свободные места. Все зависит от конкретного повара, его рецептов, приправ и вкуса посетителей. Так же и с культурными пространствами.
— Дом Кранкенгагена построен больше 100 лет назад. Каков его статус сейчас, охраняется ли он государством?
— Мы все относимся к Дому Кранкенгагена бережно и с любовью. Несмотря на то, что здание не обладает статусом памятника, мы полностью сохранили его исторический внешний облик при ремонте фасада. Мы подняли все архивные чертежи, внимательно изучаем назначение строительных конструкций и помещений и постараемся при реставрации сохранить все основные идеи, заложенные его создателями. И чем дальше мы погружаемся в архивы, в историю дома, тем интереснее становится. И сейчас нам хочется по максимуму все сохранить, чтобы его история не прерывалась.
Мы первые заинтересованы в том, чтобы здание по-прежнему составляло единый с Новой Голландией архитектурный ансамбль. Для нас все это крайне важно.
— Что вам больше всего запомнилось из истории дома?
— Федор — он же Фердинанд Кранкенгаген — русский немец, приехал со своей семьей в Петербург, его отец преподавал в консерватории игру на фаготе. Сам он был немного авантюрист и занимался несколькими областями деятельности. Дом на Ново-Адмиралтейском канале, о котором мы говорим, для него строил известный архитектор Александр Бруни, выполнен в стиле «кирпичный модерн». Изначально он предназначался для типолитографии и школы печатного дела. В своей типографии Федор, например, выпускал журнал «Отдых». Это что-то типа современного глянца — журнал о культурной и социальной жизни Петербурга того времени, это, можно сказать, подробнейшая история и летопись того, как жили в столице начала XX века. Мы нашли полную подписку этих бесценных журналов и подумываем переиздать их, а может, в будущем и воссоздать его. В последующем Федор Кранкенгаген переуступил дом небезызвестному купцу Елисееву, но тут случилась революция, и планы как Елисеева, так и Кранкенгагена остались не реализованы, типографию закрыли, и советская власть открыла в доме институт керамики. За «керамический период» Дома Кранкенгагена, кстати, было придумано много интересных идей, узоров, превратившихся в фирменный стиль фарфорового завода, и эта плитка, и остатки печи, в которой она выпекалась, сохранились. Кроме того, с этим домом связано много разных легенд и мифов, так, один из них, что в одном из кабинетов размещалось представительство фонда Горбачева и его кабинет…
Кино по-новому
Деятельность компании «КИНОТВ» тесно связана с кинематографом, поэтому в Доме Кранкенгагена планируется создать три кинозала. Однако, по словам Сергея Катышева, это будет все-таки мультикультурная площадка, а не кинотеатр.
— Какую часть центра планируется отдать под кинематограф?
— В целом, если посмотреть на кинематограф под определенным углом, то он по своей сути является мультикультурным явлением. Проще говоря, кино включает в себя и слово, и танец, и музыку, в нем пересекаются этнические и фольклорные традиции, миры, созданные писателями, компьютерные технологии — то есть все грани творчества.
Художники по костюмам несут в кинематограф дизайн и моду, гримеры создают образы, из театра в кино приходят актеры, создаются портреты людей и характеры. Кинорежиссеры регулярно обращаются к литературной классике, создавая экранизации, писатели зачастую выступают в роли сценаристов, композиторы создают, а музыканты исполняют киномузыку. В кино все связано и переплетено… Кинематограф, в определенном смысле, — это платформа, в которой соединяются все сферы культурного творчества человечества.
И при разработке концепции Дома Кранкенгагена мы смотрели на кинематограф именно под этим углом. Мы хотели, чтобы Дом Кранкенгагена стал площадкой, на которой происходит диалог культур, где бы росли, развивались и взаимодействовали музыка, литература, фотография, хореография, перформанс, театр. А может, учитывая «керамическое прошлое» (в советское время здесь располагался Государственный керамический исследовательский институт. — Прим. ред.), — даже гончарное дело. Нам крайне важно выйти за рамки традиционных, жанровых, дисциплинарных границ, уйти в поле живого диалога и творчества. Наша цель, чтобы Дом Кранкенгагена стал пространством, в котором живет и развивается современная культура во всем ее многообразии и формах, средой для диалога между состоявшимися и будущими художниками, писателями и композиторами — всеми, кто принимает участие в создании современной культуры и, в первую очередь, современного кинематографа.
Только собрав это все в одном пространстве, мы сможем говорить о полноценном современном «доме культуры».
— Но кинопросмотр будет все же одним из главных ваших направлений деятельности?
— Да, но это будет не просто демонстрация кинофильмов. Мы хотим превратить просмотр в значимое событие. Когда-то поход в кинотеатр был праздником, потом стал нормой, сродни катанию на карусели с попкорном. Хорошая погода — катаемся на карусели, плохая — пойдем в кино. Но это время уходит в прошлое: VR-ресурсы, цифровые платформы, сериалы, развитие смежных форм, документалистики, новые технические возможности, кризис массового, мейджорского кинематографа сильно меняют отношение зрителя к кино.
Но есть другой кинематограф: авторское кино, экспериментальное, фестивальное, региональное, молодое, классика. Это фильмы, которые требуют послесеансового обсуждения, а может, и музыкального сопровождения. Нужно подобрать ключ к пониманию этих картин, разгадать код для входа в его мир, понимать его словарь, научиться толковать смыслы. И этот кинематограф никуда не делся, он живет, и в нем происходит сейчас самое интересное.
Если смотреть киноленту, погрузившись в ее атмосферу, в кругу фанатов, в сопровождении проводников, где все присутствующие одеты в соответствии с дресс-кодом, а в кафе предлагаются еда и напитки из фильма; если просмотр запараллеливать с квизами или викторинами, встречами с авторами или критиками, то это раскроет фильм, даст новые ощущение — а кинопросмотр станет значимым событием в жизни. Такой интеллектуальный интертеймент. Мы хотели бы двигаться именно в этом направлении.
— Вы упомянули кинофестиваль, который планируете организовать. Что он будет из себя представлять?
— За 13 лет сотрудничества с лучшими мировыми и российскими кинофестивалями у нас накопилось все, что для этого нужно, — компетенции, мысли, идеи, понимание, опыт организации, отбора кинофильмов. И с появлением своего творческого и кинематографического пространства с тремя кинозалами и необходимой инфраструктурой мы эту мечту, конечно, реализуем… Скорее всего, это будет фестиваль молодежного полнометражного кино, чем-то схожий с «Кинотавром». Это должны быть киноленты, которые не нашли признания на крупных фестивальных площадках и платформах, но являются, на наш взгляд, талантливым и интересным высказыванием. Наша площадка может стать тем «вторым шансом». Сейчас такой площадки фактически нет, несмотря на то, что есть фестивали, близкие по формату: «Окно в Европу» в Выборге, «Послание к человеку». Уверен, будет интересно. Я знаю, сколько сейчас интересного материала. Особую атмосферу будет создавать и архитектура краснокирпичного модерна, и новейшие технические решения… Мы считаем, что такой фестиваль имеет большие перспективы.
— Вы упоминали, что центр будет культурно-образовательным. В чем будет образовательная составляющая Дома Кранкенгагена?
— Для нас крайне важно показать, как работает сегодняшнее кино и искусство в целом, дать молодым ребятам почувствовать себя внутри этого процесса, открыть закрытые двери, снять барьеры. Конечно, наш культурно-образовательный центр — это не базовое, не системное образование. Для этого существуют прекрасные вузы и школы. У нас другая миссия — дать людям, не имеющим опыта и соответствующего образования, возможность прикоснуться к этому волшебному миру, сократить расстояние между любителями и профессионалами.
Мы пробовали разные формы образовательных активностей в рамках кинофестивалей или школ кинокритики: в формате мастер-классов или открытых лекций, форумов, семинаров, встреч. У нас накоплен большой опыт в партнерстве с различными организациями, и в дальнейшем мы планируем приземлить эту сферу нашей деятельности в своем центре, создав экосистему творчества. Это будет платформа, объединяющая принципы мастерской, арт-школы, творческой лаборатории. Для нас важно и личное высказывание в сообществе единомышленников, и мнение мэтров.
Пока это все наброски и идеи. У нас нет конкретных программ, нет кураторов направлений работы, амбассадоров. Мы в начале пути. Пока идет ремонт, мы ищем и ждем партнеров, единомышленников, энтузиастов, молодых интересных, энергичных ребят, которые разделяют наши ценности, которые готовы вкладывать свои силы и душу в наше общее дело. Каким в реальности получится наш центр, во многом зависит от команды, которая сформируется вокруг него.