В Петербурге опубликовали материалы к общественному обсуждению проекта планировки под стройку красной линии метро. Речи идет об идее продлить ее вдоль проспекта Ветеранов, посадив там еще две станции — «Александрино» и «Проспект Маршала Жукова».
Каким будет метро до «Проспекта Маршала Жукова»
Протяженность нового участка от станции «Проспект Ветеранов» до станции «Проспект Маршала Жукова» — 3,45 км. Почти целиком это будет тоннель глубокого заложения — за исключением мест примыкания к действующим мелким тоннелям.
Обе новые станции на красной линии будут пилонные: то есть каждая состоит внизу по сути из трех залов, разделенных стенами, в которых сделаны проходы к поездам, по 8 в каждую сторону. Ширина этого «междупутья» от одного пути до встречного — 25 метров.
Две станции появятся под проспектом Ветеранов, вестибюли у них будут подземные. «Александрино» — между улицей Солдата Корзуна и мостом через реку Новая. Ее восточный вестибюль будет иметь два выхода на обе стороны ул. Солдата Корзуна южнее пересечения с проспектом Ветеранов к существующей жилой застройке. Второй, соответственно, предполагается для западного торца станции — с двумя выходами на обе стороны пр. Ветеранов: по северную сторону к ТК «Таллинский», по южную сторону — к жилым домам и остановкам общественного транспорта.
Западный вестибюль «Проспекта Маршала Жукова» будет иметь два выхода на обе стороны пр. Ветеранов восточнее пересечения с пр. Маршала Жукова. Второй, восточный, будет выводить западнее пересечения пр. Ветеранов с ул. Генерала Симоняка.
Ориентировочная стоимость строительства, пишут авторы документации, — 31,531 млрд рублей. Таким образом, 1 км подземки оценивают примерно в 9 млрд рублей. Напомним, еще несколько лет назад отраслевым «стандартом» считались 7-7,5 млрд.
Срок — 6 лет и 11 месяцев. Однако насколько актуальны эти показатели, можно судить по тому, что авторы ссылаются на схему 6-летней давности, где постройка планировалась в 2021–2027 годах.
В первые годы после стройки проектировщики ждут здесь 121 тысячу пассажиров в день, через 10 лет — 168 тысяч, затем снова разгрузку — до 127 тысяч. Напомним, по доковидным замерам конечная пока станция «Проспект Ветеранов» была четвертой по загруженности в городе со 142-тысячным пассажиропотоком.
Два хвоста
В схемах различных лет это направление для продолжения Кировско-Выборгской линии всегда рисовали то пунктиром, то сплошной полосой — в зависимости от того, какой из двух вариантов был на тот момент приоритетным — к «Проспекту Маршала Жукова» или к «Пулково» через «Ульянку» и «Авиагородок».
Сейчас документацию готовят по обоим направлениям. А в пояснительной записке к проекту планировки для «Проспекта Маршала Жукова» прямо говорится об увязке трассировок: «Материалами учтены планировочные решения, учтенные в документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения „Кировско-Выборгская линия метрополитена от станции „Проспект Ветеранов“ до станции „Пулково“».
Конкретные сроки строительства какого бы то ни было из продолжений назвать сложно. Пулковский хвост хотя бы пробрался в трехлетний бюджет 2025–2027 годов с гипотетической стоимостью строительства в 180 млрд рублей. Но на текущий год заложили символические 10 тысяч рублей, так что речь скорее о том, чтобы застолбиться этой статьей в адресной инвестиционной программе.
Кроме того. «Фонтанка» подробно рассказывала о бюджетных ограничениях. Петербург не потянет южное направление метро своими силами, ему требуется софинансирование от федералов в размере полутриллиона рублей. Тем более что участок до Пулково, много лет существовавший как самостоятельный проект, теперь часть более масштабного — с продолжением сначала до «КВЦ Экспофорум», а потом и дальше.
Сейчас кажется, что метро до Пулково все же начнут строить — несмотря на несколько конкурирующих концепций по транспортному обеспечению аэропорта., включая электрички и трамвай. Более того, «Фонтанка» писала, что стройку могут отдать не «Метрострою Северной столицы», а другой компании в целях ускорения процесса.
Но ориентироваться приходится только на публичные (или не совсем публичные) отчеты и схемы развития. В начале 2024 года состоялось совещание под руководством президента Владимира Путина. В материалах к нему, по данным «Фонтанки», не упоминался участок до «Проспекта Маршала Жукова», только к Пулково и с горизонтом до 2028 года (продолжение — до 2035-го).
Однако примерно полгода спустя опять же на совещании федерального уровня «Ульянку», «Авиагородок» и «Пулково» вписали уже в пусковой участок 2029 года. «Западное» продолжение красной линии снова не упоминали.
В генплане приоритеты тоже понятны. Пулковский хвост указан в первоочередном периоде — то есть до 2030 года, западный — в расчетном, то есть до 2040-го.
Помимо этого, единственный ориентир, который остается по «Проспекту Маршала Жукова», — это схема развития метро, которую подготовил Ленметрогипротранс еще в 2021 году.
Согласно ей, ввод этого участка планировался в 2040 году. Но схема исходит из сроков проектирования и стройки, а решение об очередности — градостроительное и отчасти политическое.