«ВТБ Инфраструктурный холдинг» покинул состав акционеров «Холдинга МСС», который управляет проектом ЗСД в Петербурге. Теперь там не банк, но не чужие для магистрали люди.
По данным «Фонтанки», собственником 49 % в ООО «Холдинг МСС», которые раньше принадлежали структурам ВТБ, стала компания «ЛМ Инфра». Сделка произошла 7 февраля.
«Холдинг МСС» зарегистрирован 5 лет назад для развития и управления проектом Западного скоростного диаметра. Изначально 49 % в нем принадлежали «ВТБ Инфраструктурный холдинг», остальное — компании ООО «Дефенсум-инвест» (26,1 %) и кипрской Blognot Limited (24,9 %). В 2021 году в число учредителей вошел также фонд Qatar Investment Authority через свою дочернюю компанию F4 Holding LLC. С тех пор распределение было таким: у «ВТБ Инфраструктурный холдинг» — 49 %, у катарского фонда — 24,99%, у «Дефенсум-инвест» — 22,09 %, у Blognot Limited — 3,92 %.
В прошлом году «ВТБ Инфраструктурный холдинг» создал московскую «дочку» «Оператор столичных магистралей» (ОСМ). И именно она с января стала держателем акций ВТБ в капитале «Холдинга МСС». Теперь же «Оператор столичных магистралей» получил нового собственника — компанию «ЛМ Инфра», она и стала новым акционером вместо ВТБ. Прямо перед продажей уставный капитал ОСМ резко увеличился — с 500 тысяч рублей до 154 млн.
«ЛМ Инфра» создана в конце 2024 года, это российская компания с турецкими учредителями. Через «ЛМ Инвест» и «ЛМ Констракшн» она принадлежит Озату Хасану Эмре и Шахину Гекхану. ЛМ «Констрашкн» еще недавно называлось «Лимак Констракшн», это наименование известно в Петербурге по другому важному объекту, связанному с ЗСД, — Витебской развязкой. Именно совместная российско-турецкая компания «Пуск-ЛИМАК-СЕВЕР» («ПЛС») была генподрядчиком на строительстве. Велось оно на основе допсоглашения к концессии города и компании «Магистраль Северной столицы» по развитию и управлению ЗСД. В конце 2024 года Витебскую развязку открыли для движения.
Гендиректор «ПЛС» Валерий Апыхтин, насколько можно судить, владеет одним процентом «ЛМ Инфра», а значит, теперь и минимальной долей в «Холдинге МСС». В целом есть закономерность в том, что в капитал концессионера по ЗСД вошел основной строительный партнер последних 4 лет.
«Холдинг МСС» является собственником двух компаний. Первая — собственно «Магистраль Северной столицы»: концессионер, который ранее строил, а теперь эксплуатирует Западный скоростной диаметр и продолжает развивать. В частности, за счет той самой Витебской развязки.
Ее отличие от других развязок ЗСД в том, что она одновременно является первым этапом Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). II–IV этапы начнут строить уже летом по другой концессии — город заключил ее с компанией ШМСС. Пока неизвестно, будет ли «Пуск-ЛИМАК-СЕВЕР» выбран подрядчиком, но Валерий Апыхтин говорил «Фонтанке»: «С учетом того бесценного опыта, что мы получили на развязке, мы готовы участвовать в проекте ШМСД».
Вторая компания, которая входит в «Холдинг МСС», — «ОСА-Север». Это оператор скоростных автомагистралей (так и расшифровывается аббревиатура ОСА), созданный в 2012 году. С 2013-го компания является оператором Западного скоростного диаметра.
В самом «Холдинге МСС» изменения «Фонтанке» прокомментировали так: «ЗСД — один из первых, крупнейший и, несомненно, флагманский ГЧП-проект России, реализованный группой ВТБ. Стратегия концессионной компании „Холдинг МСС“ предусматривает дальнейшее развитие проекта. Мы приветствуем появление новых акционеров в лице ООО „ЛМ Инфра“, которое входит в группу компаний с большим опытом работы в крупных инфраструктурных проектах, в том числе на принципах ГЧП».
Это не первая значительная новость, связанная с проектом ЗСД, за последнее время.
В ноябре стало известно, что город намерен досрочно погасить свои обязательства по компенсации «Магистрали Северной столицы» ее расходов. Концессионеру надо оплачивать не только эксплуатационные расходы, но и проценты по кредитам, когда-то взятым на строительство. В последние годы на это хватало выручки компании, то есть трасса вышла на самоокупаемость. Но сроки рефинансирования этих кредитов подошли сейчас, в период очень высокой ключевой ставки Центробанка. Так что, очевидно, в ближайшие годы гарантированную выручку концессионеру пришлось бы частично обеспечивать и бюджету, просто платы за проезд на это бы не хватило. Город решил, что с учетом монетарной политики ЦБ лучше закрыть этот вопрос сразу: для этого 42,5 млрд рублей выделят из бюджета в качестве субсидии городскому АО «ЗСД», которое выступает концедентом в соглашении.