Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город ВТБ вышел из проекта Западного скоростного диаметра. Его место занял турецкий бизнес

ВТБ вышел из проекта Западного скоростного диаметра. Его место занял турецкий бизнес

20 053
ВТБ вышел из проекта Западного скоростного диаметра. Его место занял турецкий бизнес | Источник: Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»ВТБ вышел из проекта Западного скоростного диаметра. Его место занял турецкий бизнес | Источник: Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
Источник:

«ВТБ Инфраструктурный холдинг» покинул состав акционеров «Холдинга МСС», который управляет проектом ЗСД в Петербурге. Теперь там не банк, но не чужие для магистрали люди.

По данным «Фонтанки», собственником 49 % в ООО «Холдинг МСС», которые раньше принадлежали структурам ВТБ, стала компания «ЛМ Инфра». Сделка произошла 7 февраля.

«Холдинг МСС» зарегистрирован 5 лет назад для развития и управления проектом Западного скоростного диаметра. Изначально 49 % в нем принадлежали «ВТБ Инфраструктурный холдинг», остальное — компании ООО «Дефенсум-инвест» (26,1 %) и кипрской Blognot Limited (24,9 %). В 2021 году в число учредителей вошел также фонд Qatar Investment Authority через свою дочернюю компанию F4 Holding LLC. С тех пор распределение было таким: у «ВТБ Инфраструктурный холдинг»  — 49 %, у катарского фонда — 24,99%, у «Дефенсум-инвест» — 22,09 %, у Blognot Limited — 3,92 %.

В прошлом году «ВТБ Инфраструктурный холдинг» создал московскую «дочку» «Оператор столичных магистралей» (ОСМ). И именно она с января стала держателем акций ВТБ в капитале «Холдинга МСС». Теперь же «Оператор столичных магистралей» получил нового собственника — компанию «ЛМ Инфра», она и стала новым акционером вместо ВТБ. Прямо перед продажей уставный капитал ОСМ резко увеличился — с 500 тысяч рублей до 154 млн.

«ЛМ Инфра» создана в конце 2024 года, это российская компания с турецкими учредителями. Через «ЛМ Инвест» и «ЛМ Констракшн» она принадлежит Озату Хасану Эмре и Шахину Гекхану. ЛМ «Констрашкн» еще недавно называлось «Лимак Констракшн», это наименование известно в Петербурге по другому важному объекту, связанному с ЗСД, — Витебской развязкой. Именно совместная российско-турецкая компания «Пуск-ЛИМАК-СЕВЕР» («ПЛС») была генподрядчиком на строительстве. Велось оно на основе допсоглашения к концессии города и компании «Магистраль Северной столицы» по развитию и управлению ЗСД. В конце 2024 года Витебскую развязку открыли для движения.

Гендиректор «ПЛС» Валерий Апыхтин, насколько можно судить, владеет одним процентом «ЛМ Инфра», а значит, теперь и минимальной долей в «Холдинге МСС». В целом есть закономерность в том, что в капитал концессионера по ЗСД вошел основной строительный партнер последних 4 лет.

«Холдинг МСС» является собственником двух компаний. Первая — собственно «Магистраль Северной столицы»: концессионер, который ранее строил, а теперь эксплуатирует Западный скоростной диаметр и продолжает развивать. В частности, за счет той самой Витебской развязки.

Ее отличие от других развязок ЗСД в том, что она одновременно является первым этапом Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). II–IV этапы начнут строить уже летом по другой концессии — город заключил ее с компанией ШМСС. Пока неизвестно, будет ли «Пуск-ЛИМАК-СЕВЕР» выбран подрядчиком, но Валерий Апыхтин говорил «Фонтанке»: «С учетом того бесценного опыта, что мы получили на развязке, мы готовы участвовать в проекте ШМСД».

Вторая компания, которая входит в «Холдинг МСС», — «ОСА-Север». Это оператор скоростных автомагистралей (так и расшифровывается аббревиатура ОСА), созданный в 2012 году. С 2013-го компания является оператором Западного скоростного диаметра.

В самом «Холдинге МСС» изменения «Фонтанке» прокомментировали так: «ЗСД — один из первых, крупнейший и, несомненно, флагманский ГЧП-проект России, реализованный группой ВТБ. Стратегия концессионной компании „Холдинг МСС“ предусматривает дальнейшее развитие проекта. Мы приветствуем появление новых акционеров в лице ООО „ЛМ Инфра“, которое входит в группу компаний с большим опытом работы в крупных инфраструктурных проектах, в том числе на принципах ГЧП».

Это не первая значительная новость, связанная с проектом ЗСД, за последнее время.

В ноябре стало известно, что город намерен досрочно погасить свои обязательства по компенсации «Магистрали Северной столицы» ее расходов. Концессионеру надо оплачивать не только эксплуатационные расходы, но и проценты по кредитам, когда-то взятым на строительство. В последние годы на это хватало выручки компании, то есть трасса вышла на самоокупаемость. Но сроки рефинансирования этих кредитов подошли сейчас, в период очень высокой ключевой ставки Центробанка. Так что, очевидно, в ближайшие годы гарантированную выручку концессионеру пришлось бы частично обеспечивать и бюджету, просто платы за проезд на это бы не хватило. Город решил, что с учетом монетарной политики ЦБ лучше закрыть этот вопрос сразу: для этого 42,5 млрд рублей выделят из бюджета в качестве субсидии городскому АО «ЗСД», которое выступает концедентом в соглашении.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY11
Печаль
SAD5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
29
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях