Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Не каждый хочет, чтобы ему предъявляли за тухлую курицу»: что известно о миллиардерах, основавших «Светофор»

«Не каждый хочет, чтобы ему предъявляли за тухлую курицу»: что известно о миллиардерах, основавших «Светофор»

Магазины семьи Шнайдер начали проверять по всей России

34 910
Сеть появилась в Красноярске, а потом — по всей России и даже за рубежом | Источник: Наталья Лапцевич / 74.RUСеть появилась в Красноярске, а потом — по всей России и даже за рубежом | Источник: Наталья Лапцевич / 74.RU

Сеть появилась в Красноярске, а потом — по всей России и даже за рубежом

Источник:

В конце января в России после жалоб поставщиков и депутатов начались массовые проверки сети жестких дискаунтеров «Светофор». В Москве, Екатеринбурге и других городах временно закрыли уже несколько магазинов сети. Знаменитую сеть магазинов низких цен создала семья Шнайдер из Красноярска, которая в 2024 году стала долларовыми миллиардерами. NGS24.RU напоминает историю «Светофоров» и рассказывает про ее основателей — одной из самых таинственных и закрытых бизнес-семей.

В начале 1990-х молодой предприниматель Сергей Шнайдер возил в Красноярск фуры с газировкой из Минусинска, что на юге края. Летом грузовики разгружали студенты политехнического университета на подработке. Сезонных работников находили через младшего брата Сергея — Андрея Шнайдера, который учился тогда на факультете информатики и процессов управления.

— Для студентов, в общем, хороший был заработок, да и газировки можно было пить сколько угодно, — вспоминает в беседе с NGS24.RU бывший однокурсник Андрея, попросивший не указывать имя.

С его слов, Андрей Шнайдер был самым обычным студентом, «учился как все — не на пятерки», рос в простой и небогатой семье. Ничто не выдавало в нем и в старшем брате будущих долларовых миллиардеров из российской сотни Forbes.

С театральным названием

Первый свой бизнес Шнайдеры основали в 1994 году — компанию «Ленком», которая и занималась дистрибьюцией газировки, а затем также пива и слабоалкогольных напитков. Сергею тогда было 28 лет (он родился в июне 1966-го), Андрею на тот момент не так давно исполнилось 20 (родился в феврале 1974 года).

Бизнес Сергей и Андрей оформили на себя и родителей — Валентину и Ивана Шнайдеров.

Настоящий материал (информация) произведен иностранным агентом The Bell либо касается деятельности иностранного агента The Bell.

Как писал The Bell, сначала «Ленком» поставлял в магазины в основном продукцию легендарного в Красноярске завода «Пикра». Партнерами семьи были Владимир Самсонюк и Андрей Вейкулайнен — последний и свел Шнайдеров с руководством «Пикры». Позже другим их постоянным бизнес-напарником стал Валерий Яковлев.

За несколько следующих лет, по информации Forbes, компания стала сотрудничать с крупнейшими производителями пива — «Балтикой», «Очаково», «Хейнекен» и другими. «Ленком» превратился в крупного регионального оптовика с филиалами в Абакане, Чите и Владивостоке.

По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Ленком» в 2000 году составила 243 миллиона рублей, через шесть лет — уже более двух миллиардов. Однако постепенно крупные пивные производители стали налаживать собственную логистику вместо внешней, что ударило по дистрибьюторскому бизнесу Шнайдеров. Большой потерей, например, стало прекращение сотрудничества с «Балтикой».

Тогда в 2004 году Шнайдеры с Самсонюком и Вейкулайненом придумали новый проект — сеть пивных магазинов и павильонов «Напильник». В новых точках продавали пиво, крепкий алкоголь, снеки и сигареты. Как писал Forbes, во второй половине 2000-х пивной рынок стагнировал, но формат «Напильника» даже эксперты называли интересным. Можно сказать, что это были предшественники нынешних «алкомаркетов». К 2007 году в Красноярском крае и соседних регионах открылось несколько десятков «Напильников».

Бывшая работница «Напильника» говорит NGS24.RU, что у Шнайдеров всегда была предпринимательская жилка. Их она называет жесткими руководителями: работников в компании штрафовали нещадно практически за всё.

— Опаздываешь на работу — штраф, не идешь на обед — штраф, задерживаешься на работе — штраф, — вспоминает условия она.

«Напильники» компания «Ленком» развивала в том числе на займы. Например, только в Сбербанке фирма взяла кредит на 350 миллионов рублей. Всё шло хорошо до мирового кризиса 2008 года, когда у компании начались проблемы с банками.

В мае 2010 года Сбербанк подал в арбитражный суд иск о взыскании с «Ленкома» долгов. «Ленком» выставил встречный иск по одному из кредитов и требовал признать договор недействительным. Предприниматели пытались доказать «кабальность сделки», так как кредит они взяли «на крайне невыгодных условиях в результате стечения тяжелых обстоятельств» — финансового кризиса и, как следствие, потери большей части оборотных средств. Однако суд встал на сторону банков: условия договора признали стандартными, а компанию — платежеспособной.

В октябре 2010-го Сбербанк потребовал банкротства «Ленкома» в суде. Окончательно, по данным «СПАРК-Интерфакса», компанию ликвидировали в мае 2013 года. «Напильников», впрочем, к тому времени не было уже несколько лет. «Ленком», судя по ее финансовой отчетности, последний раз был активен в 2009 году.

Тогда Шнайдеры занимались уже новым и для себя, и для страны в целом бизнесом. Они основали сеть «жестких дискаунтеров», которую назвали «Светофор».

Без ярких и броских оберток

Первый магазин низких цен «Светофор» открылся летом 2009 года — на самой окраине Красноярска. В нем не было ни полок, ни прилавков, а товары продавали прямо из коробок и деревянных паллет — покупатели обслуживали себя сами. По сути, магазин больше походил на склад.

Бизнес-стратегия Шнайдеров заключалась в максимальном сокращении лишних расходов. Экономили на площадях и аренде, хранении, оборудовании, персонале и рекламе.

Основные позиции товара в зале были от одного-двух производителей. На помещение в пределах 1000 квадратов в «Светофоре» выставляли 800–1000 наименований. В супермаркете, для сравнения, в среднем тогда продавали более 8000 наименований на площади 350–400 квадратов. Товары в «Светофорах», как правило, были марок-ноунеймов, а доля известных брендов не превышала 10–15%. Благодаря таким ухищрениям и аскетизму в «Светофорах» удавалось удерживать низкие цены.

— Стоимость товара с учетом доставки до магазина должна быть на 20–30% ниже стоимости товара на полке конкурента. Этого можно достичь за счет экономии на упаковке — нам не нужны яркие и броские «обертки». Для распространенных и известных брендов эта разница должна быть не менее 50%, — перечисляют сейчас условия на одном из сайтов для поставщиков «Светофора».

Настоящий материал (информация) произведен иностранным агентом The Bell либо касается деятельности иностранного агента The Bell.

Бывшая работница «Ленкома» и «Светофора» рассказывала The Bell, что создать сеть жестких дискаунтеров придумал старший брат — Сергей Шнайдер. Он якобы почерпнул идею в книге основателя Walmart Сэма Уолтона Made in America. Книги, со слов экс-работницы, раздавали на первом новогоднем корпоративе всем сотрудникам.

Помимо американского Walmart, магазины «без излишеств» давно существуют и в Европе — например, немецкие Aldi и Lidl. Экс-работники «Светофора» утверждали, что Шнайдеры — немцы по национальности, и Сергей часто бывал в Германии, где и наблюдал за местными дискаунтерами.

Источник: Мария Романова / Городские медиаИсточник: Мария Романова / Городские медиа
Источник:

По информации издания, для старта основатели «Светофора» взяли в Сбербанке кредит в 200 миллионов рублей. В 2014 году, после еще одного кризиса, у ретейлера якобы опять возникли проблемы с погашением. В результате часть магазинов закрыли, с арендодателями договорились о снижении ставок, а минимальный срок хранения товаров увеличили.

В 2015 году Сбербанк требовал признать банкротом самого Сергея Шнайдера — за долги «Ленкома» еще по кредитным линиям 2009 и 2010 годов. Согласно материалам дела, банку Шнайдер задолжал 2,8 миллиона рублей, а общая задолженность перед кредиторами составляла 128 миллионов. Правда, в итоге всё решили мирно и требования отозвали.

А сеть красноярских предпринимателей постепенно начала развиваться по всей стране. По информации Forbes, на старте Шнайдеры рассчитывали на самые малообеспеченные слои населения — максимум на 1,5% от города, в котором работает магазин. Однако дискаунтеры оказались куда востребованнее.

Скажем, в 2010 году было 11 «Светофоров» в нескольких городах Красноярского края. К 2012 году — больше 20, в том числе в Абакане, Чите, Кемеровской, Иркутской и Томской областях. Через девять лет после открытия первого магазина Шнайдеров в России работали уже 1000 магазинов в России, включая Москву и Подмосковье.

Настоящий материал (информация) произведен иностранным агентом The Bell либо касается деятельности иностранного агента The Bell.

По данным The Bell, операционно «Светофором» руководит Андрей Шнайдер, а за стратегию отвечает старший брат Сергей.

Сеть дискаунтеров работает под множеством юридических лиц с общим названием «Торгсервис». Каждой новой компании к названию добавляют числа по номеру региона: 22 — Алтайский край, 54 — Новосибирск, 55 — Омск, 142 — Кемерово и так далее. На сегодня, по данным сервиса «Контур.Фокус», в России насчитывается более 50 «Торгсервисов», которые имеют отношение к членам семьи Шнайдеров.

С 2017 года бизнес-семья осваивает и крупный формат и открывает гипермаркеты «Маяк» площадью до 2000 квадратов (юрлицо — «Восторг 52»). Они есть в 54 регионах России, включая Москву и Петербург.

С годами исчезала и аскеза первых «Светофоров». Магазины, к примеру, стали открывать не только на окраинах города, но и ближе к центру, помещения приводили в чуть более благородный вид, а число наименований товара в точках выросло до 2000.

Помимо продуктов, продают и нон-фуд | Источник: Александр Ибрагимов / NGS24.RUПомимо продуктов, продают и нон-фуд | Источник: Александр Ибрагимов / NGS24.RU

Помимо продуктов, продают и нон-фуд

Источник:

По последним данным, в торговую сеть входят 2200 магазинов «Светофор» и гипермаркетов «Маяк». Сеть занимает пятую позицию в списке крупнейших ретейлеров в стране после X5 Group, «Магнита», «Красного&Белого» и «Ленты». Товары в них поставляют через более чем 100 логистических центров. Согласно рейтингу «Infoline Аналитика» за девять месяцев 2024 года, общая выручка сети составила 286,3 миллиарда рублей (–2,2% к аналогичному периоду 2023-го), писали «Известия».

Кроме того, торговая сеть открыла аналоги «Светофоров» за рубежом — под брендом Mere. Там ее даже называли русской Aldi, с которой когда-то брал пример Сергей Шнайдер. У семьи есть десятки магазинов в Сербии, Венгрии, Литве, Белоруссии и Казахстане. Раньше называли и другие страны, например Польшу и Чехию, но там после 24 февраля 2022 года местные начали бойкотировать Mere. В октябре 2022-го на Украине ввели санкции против Валентины и Сергея Шнайдеров.

Нащупали и подхватили

Ретейл-эксперт Виктор Бахов говорит NGS24.RU, что «Светофоры», безусловно, повлияли на развитие дискаунтеров — сначала в Красноярском крае, а потом и в других регионах. Вслед за Шнайдерами свои магазины низких цен запустили местные торговые сети «Красный Яр» («Батон») и «Командор» («Хороший»). Не отставали федералы: у X5 есть «Чижик», а у «Магнита» — «Моя цена» (мягкие дискаунтеры) и «В1» («Первый выбор» — это жесткие).

— Нишу, которую открыли «Светофоры», нащупали и подхватили другие сети, — говорит Бахов. — Но были отличия. Конкуренты решили, что этот формат можно тюнить и улучшать. Так что этот изначальный максимальный аскетизм «Светофоров» никто не повторял. В свое время были, например, «Светофоры» с земляными полами, открытые на складах, в промзоне и так далее. Магазин был не то что непригодный для продуктов, а даже для нахождения там людей. Такое, конечно, никто не копировал.

Кроме того, ахиллесовой пятой «Светофоров» Виктор Бахов называет фреш. В дискаунтерах Шнайдеров можно было вполне уверенно купить бакалею, чай, кондитерку, нон-фуд, «но с точки зрения свежих продуктов всегда присутствовали определенные риски».

— Поэтому дискаунтеры других сетей все-таки решили, что покупателю нужно давать нормальный, качественный фреш и делать ставку на это, — говорит эксперт.

Магазины всё еще напоминают склады | Источник: Александр Ибрагимов / NGS24.RUМагазины всё еще напоминают склады | Источник: Александр Ибрагимов / NGS24.RU

Магазины всё еще напоминают склады

Источник:

Скандалы и проверки

«Светофоры» на протяжении практически всей своей истории попадали в скандалы. В 2017 году, например, сеть установила в своих магазинах минимальный чек в 300 рублей в Красноярском крае, Великом Новгороде, Свердловской области и других регионах. Покупателя не обслуживали на кассе, если он набирал товаров на меньшую сумму. Заволжский районный суд Твери оштрафовал «Торгсервис 69» на 6000 рублей и признал такой бизнес-ход дискаунтера незаконным.

Летом 2023 года в московских «Светофорах» после жалобы изъяли более 14 тонн товаров без нужных документов, с повреждениями и нарушенными сроками годности. На «Торгсервис 50» и «Торгсервис 150» составили 64 административных протокола, работу восьми магазинов приостановили на срок от 8 до 90 суток.

В питерском «Светофоре» в том же 2023 году суд запретил продавать сметану «Пятигорская», которая продавалась в 800-граммовых ведерках за 71 рубль. Проверка показала, что в сметане нет молочного жира.

А в октябре 2024 года в красноярском «Светофоре» нашли гнилые фрукты и овощи, в которых завелись насекомые.

— С порога покупателей встречает неприятный запах гнилых фруктов, который пронизывает весь магазин. В продаже яблоки и помидоры, которые практически полностью сгнили в коробках. Особенно шокирует количество мелких мушек, которые слоем покрыли некоторые яблоки. Взлетая при каждом движении покупателей, они разлетались по всему магазину, — пожаловался в Роспотребнадзор покупатель.

А в январе 2025 года стало известно, что магазины «Светофор» и «Маяк» массово проверят по всей России после обращения депутата Госдумы Сергея Лисовского. Депутату, с его слов, пожаловались поставщики: в сети не соблюдают закон о маркировке товара и технические регламенты о производстве продуктов.

Кроме того, розничная сеть заключает контракты с поставщиками не напрямую, а с логистическими центрами, которые навязывают поставщикам условия работы. Например, логоцентры оплачивают товары только после их продажи на полках «Светофора», а также возвращают производителям просроченную и непроданную продукцию. В декабре 2024 года в Красноярске за такую схему работы с поставщиками на миллион рублей оштрафовали компанию «ЕнисейЛогистика» — логистический центр «Светофора».

В конце января несколько «Светофоров» уже закрыли в Москве, Тюменской области и Екатеринбурге. В красноярском управлении Роспотребнадзора NGS24.RU сказали, что сообщат о проверках сети в крае позже.

В некоторых городах после проверки магазины временно закрыли | Источник: Ирина Шарова / 72.RUВ некоторых городах после проверки магазины временно закрыли | Источник: Ирина Шарова / 72.RU

В некоторых городах после проверки магазины временно закрыли

Источник:

Самые непубличные миллиардеры

В марте 2024 года в Forbes признали 57-летнего на тот момент Сергея Шнайдера и его семью долларовыми миллиардерами. В журнале оценили их состояние за 2023 год в 1,4 миллиарда долларов и поставили на 96-е место в российском рейтинге журнала (и на 2152-е — в мировом). По данным агентства Infoline, в 2023 году сеть принесла 400 миллиардов рублей выручки (против 17 миллиардов в 2014-м). Forbes подсчитал, что за 2021 и 2022 годы компании группы «Светофор» выплатили своим владельцам около 14 миллиардов рублей дивидендов до вычета налогов.

Семья Шнайдеров при этом — максимально непубличная и совершенно не медийная. О ее бизнесе написали практически все крупные деловые СМИ, но никто не дотянулся до самих основателей сети.

Настоящий материал (информация) произведен иностранным агентом The Bell либо касается деятельности иностранного агента The Bell.

Знакомый Сергея Шнайдера говорил The Bell, что тот — «очень закрытый человек, принципиальный противник лишних контактов, объединения с другими игроками рынка, лоббирования, взаимодействия с чиновниками, для него всё это — мишура». Впрочем, источник Forbes, наоборот, утверждает, что у ретейлеров были сильные лоббисты, которые всегда помогали отбиться от больших проверок.

Несколько человек, знавших Сергея и Андрея Шнайдеров в девяностые и нулевые, сказали NGS24.RU, что братья были закрытыми еще в молодости.

Гонщик и наследник (?) | Источник: Леонид Шнайдер / Vk.comГонщик и наследник (?) | Источник: Леонид Шнайдер / Vk.com

Гонщик и наследник (?)

Источник:

В СМИ и телеграм-каналах часто называют наследником основателей «Светофора» 21-летнего красноярского гонщика и дрифтера Леонида Сергеевича Шнайдера (он родился в декабре 2003-го). В 2021 году на 18-летие Леонида в красноярский фанпарк «Бобровый лог» приезжали комик Илья Соболев и блогер Эльдар Джарахов.

Однако подтверждений, что это наследник тех самых Шнайдеров, нет. В Красноярске, например, есть вполне небедный бизнесмен Сергей Львович Шнайдер, на пять лет старше своего неполного тезки. Сам Леонид на просьбу NGS24.RU прояснить, каких именно Шнайдеров он родственник, ответил:

— Тут я вам не помогу.

В интервью Леонид Шнайдер кратко рассказывал про своих родителей. Его отец рос в Шушенском — поселке на юге Красноярского края, известном как место ссылки Ленина, а сейчас — как родина этнофестиваля «Мир Сибири».

— Он прожил обычную жизнь, как все там местные. Занимался «жигулями», всем подряд. И как бы в технике он много шарит. Тем более у него техническое образование высшее, — описал какого-то из Сергеев Шнайдеров Леонид.

В свою очередь, мама дрифтера «году в 2014-м» выиграла гонки среди женщин на трассе «Красное кольцо» под Красноярском.

Собеседник на рынке ретейла при этом говорит NGS24.RU, что Шнайдеры уже «будто бы давно живут не в России». Польские СМИ в конце декабря выяснили, что у Сергея Шнайдера есть паспорт Гренады — островного государства в Карибском бассейне. Это позволяет ему въезжать без визы более чем в 140 стран. Кроме этого, Сергей Шнайдер — налоговый резидент Венгрии, из чего можно предположить, что большую часть времени он проводит в этой стране.

Иностранные гражданство и резидентство предприниматель, по версии польских СМИ, указал, чтобы дистанцироваться от России. Семья после закрытия Mere в Польше вновь заходит туда с магазинами под новым названием Myprice.

Ретейл-эксперт Виктор Бахов считает, что сверхзакрытость предпринимателей — абсолютно нормальна.

— Далеко не все собственники компаний — публичные люди, — делится мыслями он. — Просто кажется, что они все на виду. Но вы знаете, например, кто владеет «Озоном»? Даже если взять Wildberries и Татьяну Бакальчук, которая теперь вернула девичью фамилию Ким. Она же не так давно стала публичной, а до этого многие годы была где-то там, за сценой. Каждый человек сам решает, как себя презентовать. Тем более розница — такой вид бизнеса… Не каждый, наверное, хочет, чтобы ему предъявляли за тухлую курицу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE30
Смех
HAPPY9
Удивление
SURPRISED11
Гнев
ANGRY20
Печаль
SAD35
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
99
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях