Страны Балтии и государства Северной Европы разрабатывают юридические меры, которые позволят им на законных основаниях задерживать больше судов, якобы имеющих отношение к так называемому «теневому флоту» России. Об этом со ссылкой на чиновников и дипломатов ЕС пишет 10 февраля газета Politico.
По словам собеседников издания, обсуждаются предложения трех категорий. Во-первых, возможность задерживать танкеры на основании возможных угроз для окружающей среды, например из-за рисков разлива нефти. Вторым основанием для захвата судов предложили законы о пиратстве. Под них хотят подвести угрозу критически важной подводной инфраструктуре. Речь идет о подводных кабелях связи, случаи обрыва которых уже происходили.
Наконец, если не сработает международное право, страны обсуждают совместное введение новых законов. По словам чиновников, предлагается создать перечень надежных страховщиков и обязать танкеры в Балтийском море пользоваться только ими. А в случае использования других страховщиков эти страны смогут задерживать суда.
Во всех случаях страны будут просить ЕС координировать усилия, отмечают источники издания. По словам чиновников, для проверки большего количества судов, вероятно, потребуется поддержка НАТО.
По мнению опрошенных изданием экспертов, навязывание национальных законов для задержания судов — очень рискованный шаг, который наверняка будут оспаривать в соответствии с международным правом. Они также считают, что это несет риск эскалации отношений с Россией и такие операции по захвату обойдутся в миллионы.
Тем не менее страны Балтии открыто обсуждают возможные правовые меры в этом направлении, пишет издание. «У нас достаточно возможностей действовать более решительно, и мы собираемся делать это на уровне ЕС», — сказал журналистам министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.