![Конкурс для убедительных врачей и контрацепция через воздержание. Что предлагали депутатам для борьбы с абортами Конкурс для убедительных врачей и контрацепция через воздержание. Что предлагали депутатам для борьбы с абортами | Источник: Александр Рюмин / ТАСС](https://n1s1.hsmedia.ru/df/4e/90/df4e905686cf99d5efd8c80e521c1ff8/656x493_1_f723602516d2c1b80b4f2af7aaabbfa4@1786x1340_0xWUs9Qzek_1593632385127364350.jpg.webp)
В петербургском парламенте 10 февраля прошел круглый стол по демографической политике. Обсуждение коснулось и темы абортов. Часть депутатов и представители РПЦ были за то, чтобы вывести прерывание беременности из системы ОМС. Другие парламентарии, медики и чиновники старались держать нейтралитет, но всё же выступали против тотального запрета.
Аборты и их правовое положение активно обсуждают в России последние несколько месяцев. Главные лоббисты запрета прерывания беременности в частных клиниках и в рамках системы ОМС — представители РПЦ. Эту идею регулярно во главу угла ставит и православная организация-форум «Всемирный русский народный собор», куда в последнее время всё активнее вступают чиновники и депутаты. На одном из последних съездов, например, выступал губернатор Петербурга Александр Беглов.
Депутат Государственной думы от «Единой России» Михаил Романов, не пропускающий собрания ВРНС, еще в прошлом году на заседании правительства Петербурга поднял тему запрета абортов за счет бюджета. Новый председатель комздрава Юрий Шишкин тогда заметил, что вопрос обсуждается на всех уровнях, но позже пояснил: к Петербургу это никак не относится — это не в компетенции городских властей.
Спустя два месяца губернатор Вологодской области Георгий Филимонов заявил, что намерен полностью запретить аборты в регионе, даже в частных клиниках. А в Петербурге буквально через пару дней после этого прошел круглый стол на эту же тему. Одним из спикеров на нем выступил как раз Михаил Романов. Теперь он напомнил, что в России только что завершился Год семьи — а значит, сейчас самое время думать о рождаемости и о снижении числа абортов.
Депутат рассказал, что получил статистику от Федерального фонда ОМС. Согласно этим данным, в России снижается количество абортов ежегодно, но не во всех регионах (и уж точно не в Петербурге). По итогам 2024 года было проведено 250 тысяч абортов, из них только 70 тысяч были по медицинским показаниям. Парируя довод о том, что операции перейдут в теневой сектор, если запретить аборты, Романов заметил, что никто из использующих этот тезис не вспоминает о роли контролирующих ведомств, которые могут пресечь деятельность подпольных специалистов. «Почему ежегодно за счет налогоплательщиков в России вырезается целый регион?» — эффектно спрашивал Романов. Но добавлял, что считает необходимым оставить финансирование ОМС для абортов, которые нужно сделать по медицинским основаниям. Наконец, предложил ввести дифференцированный подход, по которому бесплатный аборт будет недоступен женщине с доходом выше прожиточного минимума.
Его поддерживал и представитель РПЦ. Руководитель Центра защиты материнства Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии иерей Алексей Черников на круглом столе говорил об инициативе патриарха Кирилла — запрете абортов в частных клиниках, ведь они имеют прямую финансовую заинтересованность в количестве сделанных процедур. Вторым шагом, по словам иерея, должен стать вывод абортов из системы ОМС. «Сейчас аборты совершаются за счет налогов, в том числе верующих граждан России, которые против прерывания беременности. Церковь говорит, что жизнь начинается от зачатия и что от зачатия жизнь надо защищать, в том числе и законодательно», — пояснил отец Алексий «Фонтанке».
Вопрос о том, что делать женщинам, которые подверглись сексуальному насилию, он назвал стандартным и провокационным.
«При насилии девушки не всегда беременеют, ведь физиологически это возможно только в определенные дни в течение месяца. Кроме того, в США проводилось серьезное исследование женщин, которые забеременели после изнасилования. Им предложили беременность сохранить и получать психологическую помощь. И большая часть участниц исследования сохранили детей, — пояснил он. — Когда их спрашивали почему, они отвечали, что они сами подверглись насилию и не хотели бы причинять то же ребенку. Для них сам аборт стал бы еще большим насилием. И еще говорили, что ребеночек-то не виновен во грехах отца, а наполовину этот ребенок — продолжение рода матери. Один наш батюшка рассказывал, что у него есть прихожанин, который родился после изнасилования, — он прекрасный христианин, крещеный, его воспитали мама, дедушка и бабушка».
По словам иерея, криминализация абортов — это миф. «Я приводил опыт Советского Союза, запрета абортов при Сталине в течение 19 лет. Женская смертность была ниже, чем когда такого запрета не было. При этом при Сталине было много положительных мер для поддержки семей с детьми. У нас сейчас самые либеральные законы: в России можно до 12 недель ребеночка убить. Во многих других странах есть ограничения. В Ирландии, когда там был полный запрет, была самая высокая рождаемость в Евросоюзе и самая низкая женская смертность. А в соседних Шотландии, Уэльсе и Англии женская смертность была гораздо выше и рождаемость была гораздо ниже, чем в Ирландии».
Иерей Алексей Черников добавил, что лекторы центра защиты материнства регулярно проводят занятия курса «Уроки жизни» в школах, колледжах и вузах (сейчас охвачены уже 43 учебных заведения). Обычно они проходят в рамках урока «Разговоры о важном» или на классном часе. Там школьников с 14–15 лет учат целомудрию, дружбе до брака и тому, что лучше воздержание, а не контрацепция: «Главный внештатный репродуктолог Минздрава Российской Федерации говорит о том, что у нас сейчас молодежь вступает в интимную связь в 15−17 лет, а брак создается в 25−30 лет. И к этому времени у многих уже букеты разных болячек, которые передаются половым путем. И поэтому у нас очень много вторичного бесплодия, порядка где-то 20%».
Сейчас, подчеркивает отец Алексий, — самое время бороться с деструктивными явлениями, ведь рождаемость упала: «У нас в Петербурге коэффициент рождаемости 1,4, он очень низкий. Нужно, чтобы было 2,1 — это даст минимальный прирост. И конечно, идет СВО, потери, а у нас огромная территория, и ее надо защищать. Нужно и мужчин воспитывать, чтобы они брали ответственность за семью, Отечество и за дело, которое Господь им поручает».
С радикальным подходом к теме абортов, впрочем, согласны не все. «Я считаю, что родов без абортов не бывает. Просто надо делать всё, чтобы желание сделать аборт было минимальным. Запрещать нельзя. Ну и о полном запрете сейчас речь и не идет», — говорит участник круглого стола депутат от КПРФ Вячеслав Бороденчик (до Законодательного собрания работавший в больнице им. И. И. Мечникова).
«Общее мнение, что аборты невозможно вывести из ОМС. Так что пока такая идея не поддержана. Это очень серьезный вопрос. Поэтому сейчас больше речь о просветительстве. Надо говорить о том, чтобы больше рожали. Раньше ведь как было — детям говорили, что надо делать карьеру в первую очередь. А вот сделают они карьеру, а дальше что? Какая цель в жизни?» — добавляет депутат от «Единой России» Елена Киселева. «Фонтанке» она рассказала, что в ближайшее время депутаты будут добиваться выделения больших денег на социальную рекламу для пропаганды семейных ценностей.
Депутат Александр Ржаненков, глава комиссии по социальной политике, которая и организовывала круглый стол, в беседе с «Фонтанкой» добавил, что по итогам обсуждения депутаты разработают рекомендации и предложения — что можно изменить на местном уровне, а что посоветовать поправить федералам: «Конечно, мы вывесим документ на обсуждение и спросим в том числе молодежь. Вопросов очень много, они — о работе с семьей с раннего возраста. Нам сегодня привели в пример — в аптеке висит стенд о помощи семье, а на нем только цены на контрацептивы. И конечно, будем спрашивать про аборты».
По словам депутата, на этот счет мнения разделились: у церкви один подход, у медиков другой. «Понятно, что если запретить, то это приведет к теневому бизнесу. Поэтому нужны другие формы. Например, мы говорили о том, что нужно стимулировать врачей к тому, чтобы минимизировать количество абортов, — пояснил Ржаненков. — Может быть, стоит проводить конкурсы среди врачей, кто больше смог сохранить жизней и отговорить от аборта».
Депутат Государственной думы Михаил Романов сообщил «Фонтанке», что по итогам круглого стола тоже будет писать запросы и предложения в разные органы власти. За основу он намерен взять презентацию от РПЦ.