Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Solaris с китайским акцентом. Новый владелец автозавода Hyundai нацелился на СПИК

Solaris с китайским акцентом. Новый владелец автозавода Hyundai нацелился на СПИК

6 460
Solaris с китайским акцентом. Новый владелец автозавода Hyundai нацелился на СПИК | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Solaris с китайским акцентом. Новый владелец автозавода Hyundai нацелился на СПИК | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник:

«Автозавод АГР»» (ранее — Hyundai) активно набирает персонал для предприятия в Каменке, а также ищет работников для пока законсервированного завода в Шушарах. Предприятие, официально продолжающее собирать оставшиеся в наследство от корейцев машинокомплекты, не думает останавливать конвейер. «Фонтанка» выяснила, в чем кроется источник оптимизма компании и что может стать препятствием для реализации ее планов.

Объявления о вакансиях «Автозавода АГР» в начале января появились на рекрутинговых порталах. Всего сейчас размещено 27 вакансий, из них 22 на действующей сейчас площадке в Каменке и еще пять на законсервированном предприятии в Шушарах.

Судя по специализации желаемых кадров, в Каменке речь идет о перенастройке бизнес-процессов и усилении локализации. В частности, старшему специалисту по локализации предстоит составить план локализации по в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), обеспечить компенсации утилизационного сбора и сопровождать и готовить акты экспертизы ТПП. Также «Автозавод АГР» хочет нанять оператора производственной линии, инженера по процессам сборки, специалиста по производственному контролю и планированию, специалиста по планированию логистических процессов, специалиста по капитальному строительству и реконструкции, рекрутера и так далее. В Шушарах ищут инженера-электрика, главного бухгалтера, старшего бухгалтера, старшего бухгалтера по налогам и административного специалиста, что в теории может говорить если не о перезапуске, то о подготовительной ревизии.

В самом «АГР» о планах развития производства отозвались туманно. «Группа компаний „АГР“ обладает широким кругом активов, ведет работу над запуском различных проектов, которые требуют расширения штата сотрудников. Перед нами в настоящий момент стоит важная задача по увеличению скорости конвейера и расширению доли рынка бренда Solaris», — отметили в пресс-службе.

Что сейчас собирают на «Автозаводе АГР»

Компания «Арт-Финанс» (входит в группу АГР) в начале 2024 года приобрела активы корейской Hyundai в России. В сделку вошли заводы в промышленной зоне Каменка и Шушары. В феврале на площадке в Каменке, получившей название «Автозавод АГР», начали выпускать автомобили под брендом Solaris из доставшихся в наследство от корейцев машинокомплектов Hyundai и KIA. Запас оценивался в 70 тысяч машин, но готовые машины можно было собрать из 10 тысяч, тогда как для оставшихся 60 были нужны компоненты из Китая и Казахстана.

При этом предполагалось, что когда «корейское наследство» закончится, предприятию понадобится китайский партнер, чтобы выпускать машины из его машинокомплектов, постепенно локализовывая производство. В качестве претендентов назывались GAC и BAIC.

В конце ноября 2024 года заместитель главы комитета по промышленной политике Алексей Яковлев заявил, что «Автозавод АГР» «в скором времени» может запустить сборку новых моделей совместно с восточным партнёром. «Помимо того, что будут дособраны машинокомплекты [оставшиеся от Hyundai], которые находятся [на предприятии], надеемся, что в скором времени с новыми партнёрами начнем выпускать новую линейку», — сказал он.

В конце года компания отчиталась, что за неполные 12 месяцев 2024 года на «Автомобильном заводе АГР» было произведено 21 972 автомобиля бренда Solaris. «Предприятию удалось наладить в необходимом объеме бесперебойные поставки автокомпонентов через локальных поставщиков в Санкт-Петербурге и других регионах», — сообщалось в пресс-релизе комитета по промышленной политике.

Таинственные партнеры

Пока официальных сообщений о начале сборки новых моделей не делалось. Однако в телеграм-канале «Русский автомобиль» появилось сообщение, что на заводе в Каменке началась тестовая сборка машин Jaecoo 7 по методу крупноузловой сборки из доставленных из Поднебесной машинокомлектов.

Jaecoo — это подразделение китайской компании Chery Automobile, предназначенное для экспорта внедорожников и кроссоверов в Европу, Россию, Малайзию, на Ближний Восток и в Южную Африку. По данным «Русского автомобиля», в Шушарах также хотят выпускать машины одной из марок Chery. «Теперь, когда перед прямым китайским импортом возводятся заграждения в виде постоянно увеличивающегося утильсбора, Chery просто вынуждена будет локализоваться в РФ», — считают эксперты телеграм-канала. При этом АГР надеется «додавить Chery на покупку всего пула автозаводов».

В самом «АГР» не стали отвечать на вопрос о том, собирают ли сейчас машины из оставшихся от Hyundai машинокомплектов или из доставленных из Китая. По словам одного из петербургских поставщиков автокомпонентов, пока «АГР» заказывает для сборки Solaris те же детали, что раньше были нужны для Hyundai и KIA, причем в тех же объемах, что и в прошлом году. То есть о переходе на крупноузловую сборку китайских машин или о подготовке к их локализации речь пока не идет. По словам другого собеседника, знакомого с ситуацией на предприятии, «Автозавод АГР» нашел способ пополнять запас машинокомплектов для сборки аналогов Hyundai и KIA под брендом Solaris за счет компонентов, доставленных из Поднебесной. Еще один источник считает, что в будущем шильдик Solaris получат и модели семейства Chery, но они будут собираться параллельно на разных площадках.

Проблема утильсбора: сначала локализация, потом льготы

Но одной договоренности с китайцами мало. Для того чтобы сборка китайских автомобилей обрела экономический смысл, необходимо добиться льгот от властей, которые бы сделали собранные в Петербурге модели дешевле китайского импорта.

Один из механизмов — заключение специального инвестиционного контракта (СПИК), который дал бы право на компенсацию утилизационного сбора. По сути наличие такой льготы — это единственный вопрос, который отделяет «Автозавод АГР» от развертывания полномасштабного производства как в Каменке, так и в Шушарах, говорят собеседники «Фонтанки». Открытие новых вакансий может отражать оптимизм руководства предприятия по этому единственному ключевому вопросу.

Но сложность заключается в том, что такая льгота положена в обмен на достижение высокого уровня локализации. Собеседники «Фонтанки» называют уровень 70–75%. «Вопрос в том, даст ли правительство скидку по утильсбору прямо сейчас под обещание достичь принципиального уровня локализации в ближайшие годы», — рассуждает один из них.

По данным источников «Фонтанки», на этот счет сейчас идет баталия на таком уровне, выше которого в современной бюрократической России не существует. Для «Автозавода АГР» желаемый утильсбор должен быть немногим выше, чем для «АвтоВАЗа», при том что машины Solaris производятся из китайских машинокомплектов. Если такое решение будет принято, то откроются обе площадки. Но компании придется локализовывать хотя бы производство кузовов. Также со временем возможен перезапуск завода двигателей Hyundai WIA.

Но рынок знает, что есть аргументы против оптимизма «Автозавода АГР». Возникли они во время недавнего визита президента Владимира Путина в Тольятти, где на письме руководства «АвтоВАЗа» якобы появилась важная одобрительная резолюция. Речь в письме будто бы идет о том, что выравнивание утильсбора для отечественного автоконцерна и нелокализованных производств противоречит идее импортозамещения и представляет угрозу для технологической независимости.

К слову, на «Автозаводе Санкт-Петербург» (экс-Nissan, который изначально отошел «АвтоВАЗу», а потом отправился в самостоятельное плавание) уже есть опыт крупноузловой сборки автомобилей от «восточного партнера» под брендом XCITE. За 2024 год было произведено около 20 тысяч машин В конце декабря руководство предприятия признало, что продать удалось только четверть этого объема.

А на прошлой неделе появилась информация, что «Автозавод Санкт-Петербург» свернет производство Xcite в ближайшие месяцы и в будущем планирует производить автовазовские Lada Iskra и Renault Logan. В самом автогиганте заявили, что таких планов пока нет. Но в среднесрочной перспективе и при максимально благоприятном сценарии роста рынка компания может задуматься о дополнительных производственных площадках, своих или партнёрских.


Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY10
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях