![Москва забирает все. Почему на Всероссийской олимпиаде школьников Петербург проигрывает столице Москва забирает все. Почему на Всероссийской олимпиаде школьников Петербург проигрывает столице | Источник: Артур Лебедев/ТАСС](https://n1s1.hsmedia.ru/29/46/d1/2946d131f3b64c7858d8546a14384d6f/656x447_1_c376a372d9d7d14a6d581ba6510513e4@1720x1171_0xxUHxHvqY_4203550768724000434.jpg.webp)
«Если ты забрасываешь большую и широкую сеть, то и рыбы поймаешь много», — так родители «олимпиадных детей» отвечают на вопрос, почему Москва забирает львиную долю призовых мест на Всероссийской олимпиаде школьников. И дело не в том, что в столице «сеть» какая-то золотая, просто не слабеет рука рыбака.
«43 % победителей и призеров — это Москва, 14 % — Московская область, 8 % — Татарстан, и 7 % — Петербург. Для Петербурга что-то действительно маловато. Но все равно четыре субъекта всего. Вот надо на это, конечно, обратить внимание. Что же, нам всех в Москву переводить что ли в школу?» — так президент Владимир Путин недавно высказался по поводу итогов заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников во время заседания Совета по науке и образованию. Смольный отчитался об успехах петербургских школьников, но диспропорция никуда не делась.
Первое, что можно предположить, — в Москве качество обучения в школах в разы выше, чем в Петербурге и других регионах. Еще в 2018 году в Москве с гордостью говорили о том, что сумели выстроить систему подготовки детей на уровне всего города, а не отдельных школ. Но на самом деле причин, по которым столица забирает на олимпиадах практически всё, значительно больше. И дело не в качестве образования как таковом.
Что дает победа во Всероссийской олимпиаде школьников
Главный «приз» для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников — возможность поступить в любой вуз России по профилю олимпиады без экзаменов. А если поступаешь в вуз не по профилю, победу засчитывают как 100 баллов ЕГЭ по предмету олимпиады (Всеросс проводится по 24 предметам, от математики до ОБЖ). Эта льгота действует на протяжении четырех лет. Теоретически, если победить во Всероссе в 8-м классе, уже можно рассчитывать на место в хорошем вузе.
После поступления победители олимпиад получают специальные стипендии или президентский грант в размере 20 000 рублей, который выплачивается ежемесячно в течение всего срока обучения.
Во Всероссийской олимпиаде школьников четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Льготы дает только последний этап. Но до него еще надо дойти, и чаще всего это удается участникам из Москвы. Почему?
Решают деньги?
Часто причиной невероятных успехов московских школьников на Всероссийской олимпиаде называют именно финансовый фактор.
«Это очень поверхностная причина и совершенно не самая главная, — говорит петербурженка Елена, чей сын участвует во Всероссийской олимпиаде уже четыре года. — Кружки и объединения для олимпиадных детей, как правило, бесплатные».
Тем не менее родители в регионах часто делятся примерно такими расчетами. Час занятий с преподавателем, который готовит к школьным олимпиадам, стоит 1 800–3 000 рублей. А таких занятий потребуется не меньше десятка. Путевка в профильный региональный лагерь, где интенсивно тренируют олимпиадников, обойдется минимум в 60–80 тысяч рублей. Конечно, есть «Сириус», где обучение и проживание бесплатные, но, чтобы туда попасть, надо пройти конкурсный отбор. Очевидно, что в столице, где зарплаты выше, а хороших рабочих мест больше, у родителей и возможностей вкладываться в подготовку детей к олимпиадам тоже больше. Потому что школьные олимпиады очень похожи на спортивные — нужны тренировки, тренеры и выездные сборы.
Кроме того, участники и победители заключительного этапа Всеросса получают призовые. Какие именно, зависит от региона. В Москве призовые с 2019 года внушительные: 100 тысяч рублей только за факт участия, 300 тысяч получают призеры, а победители — 500 тысяч рублей. Вундеркинд, который вышел на заключительный этап по нескольким предметам сразу, имеет возможность заработать серьезные деньги. С 2020 года призовые выплаты в Подмосковье повысили до уровня столичных.
Петербургским победителям и призерам заключительного этапа до 2022 года платили меньше — 200 000 и 100 000 соответственно, но затем выплаты увеличили до московского уровня. С той лишь разницей, что в Петербурге, в отличие от столицы, не выплачивают 100 тысяч за факт участия в заключительном этапе и первые два года из повышенных призовых вычитали НДФЛ. В Ленинградской области выплаты скромнее — 240 000 рублей победителям, призерам — 120 000. В Татарстане — 200 000 и 100 000 рублей соответственно. В некоторых регионах никаких выплат не предусмотрено вовсе. В Кирове в 2021 году победителей Всероссийской олимпиады школьников наградили кетчупом и майонезом; администрация города позже объяснила это тем, что подарки были предоставлены компанией-спонсором.
Но и деньги — далеко не главный стимул, почему школьники из регионов стремятся участвовать в олимпиадах от Москвы и Московской области. Иначе бы и в Петербурге за последние годы случился наплыв «легионеров».
«Призовые по сравнению со стоимостью лагеря — две недели за 80 тысяч — это ничто, — говорит мама олимпиадника Елена. — В Петербурге их повысили во многом потому, что пошел серьезный отток детей в Москву. Но основная причина все же не сумма призовых, а то, что столица дает детям больше возможностей для развития, в том числе за счет дистанционного обучения».
Москва «пылесосит» регионы?
«В Москве очень сильно развито переманивание детей, которые достигли успехов в своих регионах, — говорит директор Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич. — Часто бывает так, что между региональным и заключительным этапами Всероссийской олимпиады дети меняют свою географическую принадлежность. И некоторые столичные школы не стесняются писать детям: оформляйтесь к нам в онлайн-школы, будете получать московские призовые выплаты, а по другим предметам мы вас мучить не будем. И школа Центра педагогического мастерства за счет этого имеет порядка 300 призеров олимпиад, многие из которых сидят в своих регионах, но выступают при этом за сборную Москвы».
При этом, по словам Максима Пратусевича, в Петербурге, где призовые аналогичны московским, даже ведущие школы не практикуют переманивание талантливых детей из других регионов. «Петербург не занимается тем, что профанирует образование. Мы не предлагаем заниматься у нас онлайн, — говорит директор ФМЛ № 239. — Второе обстоятельство — олимпиады возведены в культ. Многие олимпиадники из Москвы рассказывают в интервью, что, готовясь к олимпиадам, они фактически забросили школьное обучение по другим предметам. И в школах им это позволяют. Моя позиция — нельзя это превращать в профессиональный спорт».
Все рядом
Чтобы числиться в московских школах, детям не обязательно даже переезжать. Для учителей в регионах это иногда становится ударом: они готовили ребенка к олимпиаде с пятого-шестого класса, а в одиннадцатом он неожиданно оказывается «московским», пусть и заочно. Но часто переход в московскую школу — это единственный способ повысить свой уровень и «дорасти» до диплома Всеросса. Именно переход, а не переезд.
Вот история школьника из Петербурга, который в 9-м классе недобрал для прохода на заключительный этап Всеросса по химии всего 7 % баллов. Мальчик учился в физико-математическом лицее № 30 на Васильевском острове. Съездил на весеннюю смену по химии в «Сириус», пообщался с детьми из других регионов и понял, что Петербургом страна не ограничивается.
«У нас в городе есть очень хорошая Академическая гимназия. Там крутые преподаватели, оснащение, у детей есть доступ к химическим лабораториям, — рассказала „Фонтанке“ мама мальчика Мария. — Но школа находится в Петергофе. А олимпиадникам дополнительно требуются занятия в кружке при 239-м лицее, в химическом центре. Логистически это очень сложно — после уроков надо в 18 часов уже быть на занятиях в кружке. В Президентском лицее № 239 есть химико-биологический класс, 15 человек — для города этого, конечно, очень мало. И мой сын в 10-м классе перешел в Москву, в Специализированный учебно-научный центр при МГУ. Дети, которые там учатся, успевают по вечерам ходить на кружок на Воробьевых горах. Для иногородних есть возможность подключаться к обучению онлайн в 10–11-м классах. Конечно, качество онлайн-занятий может страдать, но только если ребенок не замотивирован и отвлекается».
В Москву мальчик ездил только на сборы, в том числе и на платные. «После 10-го класса он ездил в Кировскую летнюю многопредметную школу, там смена стоит порядка 80 тысяч за месяц, — говорит Мария. — Лагерь „Сириус“ полностью бесплатный. Трижды я покупала билеты на поезд на московские сборы, Москва предоставляла детям жилье, иногда с питанием, иногда — без. Пока сын учился в Москве, за год он 6–8 недель провел на сборах по химии, где 3–4 пары в день с очень сильными преподавателями. И все это для нас было бесплатно. При этом одна неделя олимпиадной подготовки в крутом московском лагере стоит порядка 80 тысяч рублей. Вот и считайте, сколько мы сэкономили».
Еще одно преимущество обучения в Москве, по словам Марии, — доступность всей необходимой информации. В столице подготовку детей к олимпиадам курирует Центр педагогического мастерства, на сайте которого есть имена тренеров и контакты. «Можно написать тренеру сборной, он тебе ответит. Есть отдельные кружки при школах. Вся информация открыта, прозрачна и доступна, — говорит Мария. — У нас Центр олимпиад тоже проводит сборы, организует смены в лагере „Зеркальный“. Но информацию надо искать через сообщения в ВК. Нельзя заранее летом посмотреть информацию и спланировать свои действия. В ВК пишут, что будет смена подготовки к региональному этапу по химии. Кто увидел это объявление — тот и успел подать заявку. Для отбора требуется составить мотивационное письмо. Не все дети, увлеченные естественнонаучными предметами, могут такое письмо сочинить. А в Москве все очень четко — проходишь тестирование или по результатам прошлого года попадаешь в общий рейтинг. И получается, что в Москве контингент детей сильный, а у нас более „размазанный“, дети разного уровня. То есть у нас нет системы, которая вела бы детей от ступени к ступени».
В 11-м классе сын Марии стал призером Всероссийской олимпиады по химии и без экзаменов поступил на химфак МГУ. Расположение естественнонаучных факультетов СПбГУ в Петергофе, вдали от центра города, не в последнюю очередь повлияло на выбор талантливого абитуриента.
«Наш факультет химии СПбГУ тоже очень сильный. Но расположение в Петергофе слишком усложняет логистику, — говорит Мария. — Мы живем на востоке Петербурга. Не наездишься. А в Москве он живет на Воробьевых горах, в десяти минутах от центра. Я думаю, это одна из причин, почему победители олимпиад стремятся в МГУ, а не в СПбГУ. На курсе моего сына учатся ребята из Вологды, Ленобласти — из нашего региона. Талантливые дети уезжают, и мало кто потом идет преподавать, чтобы готовить следующие поколения детей. В Москве эта преемственность есть».
А что с гуманитарными предметами?
Родители олимпиадных детей знают: во всей стране нет ни одной школы, где только на школьных занятиях можно получить необходимый для олимпиады объем знаний. Обязательно нужны и кружки, и выезды в лагерь. По словам родителей, комплексная подготовка олимпиадников в Петербурге выстроена только по физике и математике. Химических школ значительно меньше. С гуманитарными предметами и вовсе тяжело.
«Проблема выхода на заключительный этап Всероссийской олимпиады есть у петербургских школьников, которые специализируются на предметах обществоведческого цикла, — говорит руководитель Юношеского клуба общественных наук Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных Ольга Ярыгина. — На ту же математику даже в обычной школе отведено достаточно большое количество часов. А на обществознание на уровне школьного образования выделяется значительно меньше времени. Между тем планка на олимпиадах с каждым годом повышается, а вокруг подготовки к сложилась целая индустрия платных курсов».
По словам педагога, в Москве есть достаточно школ, заточенных на подготовку к обществоведческим олимпиадам. Эти школы набирают учеников для онлайн-обучения, и часов, отведенных, например, праву, там значительно больше, чем в школах Петербурга. Поэтому даже в ЮКОНе есть дети, которые живут и тренируются в Петербурге, а числятся в московских школах.
Вторая проблема — небольшое в масштабах города количество групп подготовки к олимпиадам. Они есть в Аничковом дворце, в Центре олимпиад и в некоторые школах с сильными учителями. «Но мы все сталкиваемся с проблемой, как выявлять и отбирать талантливых детей, — говорит Ольга Ярыгина. — Мы работаем с теми, кто приходит самотеком. Есть минимальный фильтр для олимпийских групп. На нашем уровне система подготовки есть, дети, которые у нас учатся, показывают неплохие результаты в регионе. Решить проблему могло бы увеличение количества часов на право, экономику и обществознание хотя бы в специализированных школах. За три часа в неделю невозможно создать условия, чтобы ребенок был конкурентоспособен на заключительном этапе Всероссийской олимпиады».
Можно ли списать на Всероссийской олимпиаде школьников?
Очень часто на родительских форумах и в рассказах участников олимпиады в социальных сетях звучат подозрения, что олимпиада организована нечестно и кто-то заранее — иногда за два-три часа — получает задания. Такие финты называют «сливами», но доказать факт «слива» еще ни разу не удавалось. По словам опытных родителей олимпиадных детей, на заключительном этапе «слив» невозможен. А вот что происходит на этапах региональных, часто знают только региональные кураторы.
«Организация региональных туров непрозрачная, а там, где нужны какие-то установки, реагенты и оборудование, тут же сокращается количество участников, — говорит Елена. — Результаты олимпиады часто публикуются без указания баллов, например, в Татарстане. Что касается „сливов“ и списывания — никто не пойман за руку. По косвенным признакам иногда можно заподозрить, что „слив“ ключей был. Это касается гуманитарных предметов — там порой спрашивают полную ахинею».
А стоит ли игра свеч?
Жизнь школьника, который стремится к победе на Всероссийской олимпиаде, часто полна совершенно не детского стресса и разочарований. Времени нет ни на что, кроме учебы и тренировок. Многие участники рассказывают, как месяцами плакали после неудачного участия во Всероссе или теряли мотивацию к учебе. Стоит ли потенциальная льгота при поступлении в вуз таких жертв?
«По-настоящему увлеченный ребенок занимается этим не ради плюшек или льгот при поступлении в вуз, а потому что он этим живет, дышит, — говорит Елена. — Это его круг общения и глубокое погружение в предмет, которым он интересуется. Что касается смены города — едут туда, где у них горят глаза. Конечно, на этом пути могут быть слезы и разочарования, как и в любом спорте. А школьные олимпиады — это спорт».
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»