Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Предприятие ОЭВРЗ в Петербурге сменило собственника. Оно делает «Балтийцев» для метро

Предприятие ОЭВРЗ в Петербурге сменило собственника. Оно делает «Балтийцев» для метро

2 546
Предприятие ОЭВРЗ в Петербурге сменило собственника. Оно делает «Балтийцев» для метро | Источник: Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»Предприятие ОЭВРЗ в Петербурге сменило собственника. Оно делает «Балтийцев» для метро | Источник: Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
Источник:

Трансмашхолдинг вышел из капитала Октябрьского электровагоноремонтного завода в Петербурге, передав его недавно созданной «Мотус Груп». Это не первый актив, с которым расстается производственный гигант.

По данным «Фонтанки», ТМХ передал свою долю новому владельцу на днях. В самом ОЭВРЗ 12 февраля изданию подтвердили, что собственник сменился. «Предприятие как производственный комплекс подтверждает взятые на себя все обязательства перед государством и коммерческими партнерами, — добавили в пресс-службе. — Завод продолжит работу в прежнем режиме, на работу сотрудников предприятия изменения никак не повлияют».

Кому теперь принадлежит ОЭВРЗ

Трансмашхолдинг, который выходит из владения ОЭВРЗ, — это самый крупный в стране разработчик и производитель подвижного состава для рельсового транспорта. За 20 лет работы выпустил более 13 тысяч локомотивных секций, порядка 8 400 вагонов электропоездов, 700 вагонов рельсовых автобусов и дизель-поездов, более 6 500 вагонов метро. Позиционирует себя как единственного в России разработчика и производителя пассажирских вагонов. Вместе с Группой Синара является одним из лидеров кооперации по производству скоростных составов для ВСМ Москва — Петербург, подробнее — здесь.

«Фонтанка» знает, что новый собственник — компания «Мотус Груп». Она была создана в конце 2023 года, тогда носила название «Сигнум», но позже была переименована. Направление деятельности — управление холдингами, акционеры скрыты, уставный капитал — 10 тысяч рублей. Директором значится Илья Коренчук, который в других юрлицах руководящих должностей не занимал.

ОЭВРЗ — не первый бывший актив Трансмашхолдинга, который перешел «Мотус Груп». Компания «Глобальные транспортные решения» в 2019 году была создана TMH International AG и сама называлась то «ТМХ Интернэшнл», то «ТМХ Индастриал Рус». Занимается она оптовой торговлей машинами и оборудованием, а оборот за 2023 год составил около 2,6 млрд рублей. С 2024 года учредителем ее стал опять же сторонний «Мотус Груп».

Еще один актив «Мотус Груп» — это доставшееся ему в 2023 году ООО «КТГ Инвестиции». До этого оно входило в еще один могучий холдинг, дружественный «Трансмашхолдингу», — «Транскомпонент» (он, в частности, является основным владельцем ведущего главного производителя трамваев для Петербурга — ПК «Транспортные системы»).

Директором «КТГ Инвестиции» является Семен Смоляк, совладелец еще одного некогда «транскомпонентного» предприятия — «Техвагонсервис». Кроме того, он входил в совет директоров компании «СТМ-Сервис», которая принадлежит АО «СТМ» из Группы Синара. В свое время АО «СТМ» заменило «Кировский завод» в составе петербургского «Вагонмаша» с прицелом на совместное российско-чешское предприятие «Синара-Шкода». Партнерства не получилось, стороны разошлись: «Вагонмаш» целиком ушел «Шкоде», а сама «Синара-Шкода», наоборот, лишилась чешского участия и была переименована.

Через «КТГ Инвестиции» «Мотус Груп» владеет еще одной компанией — «Локомотивные электронные системы» из Новочеркасска.

Чем занимается ОЭВРЗ

ОЭВРЗ много лет является поставщиком вагонов для подземки Москвы, Петербурга и других городов. С середины 2010-х он производил составы модели «Юбилейный» «Петербургского метрополитена» — что характерно, конкурируя как раз с упомянутым выше «Вагонмашем».

В 2019 была произведена реорганизация предприятия, на площадке «ОЭВРЗ» создали филиал АО «Метровагонмаш», входящего в ТМХ. Ему и передали производство на 2021–2022 годы.

Однако с 2023-го ОЭВРЗ возобновил работу. Тогда был заключен его главный контракт  — это поставка вагонов серии «Балтиец». Вернее, сам контракт за 243 млрд рублей петербургская подземка заключила с лизингодателем — «Трансхолдлизингом», который входит в ТМХ. Производство же начинали на подмосковной площадке ТМХ «Метровагонмаше», а затем перевезли на ОЭВРЗ. Поставки рассчитаны до 2031 года, лизинговые платежи — на 25 лет. В изначальных ценах стоимости контракта хватило бы на 950 вагонов, но уже понятно, что из-за подорожания в рамках него поставят меньше, вероятно — около 700. После обновления составов на красной линии метро должны перейти к синей.

После задержек первых партий поставщик вышел на календарные сроки, и сейчас вагоны везут в соответствии с договорными обязательствами, что, объективно говоря, с подвижным составом происходит нечасто.

Кроме того, ОЭВРЗ поставлял составы в Ташкент, ремонтировал вагоны для петербургского, нижегородского, самарского метро, собирал колесные пары для московского.

«Балтийцы» — не единственный продукт ОЭВРЗ. Недавно сюда перевезли сборку ретротрамваев «Уралтрансмаша» для Петербурга.

Любая продажа промышленного предприятия из-за исторического контекста порождает слухи о том, что его территорию присмотрел себе какой-нибудь застройщик. Но в данном случае речь об этом не идет, промышленная функция сохраняется. В 2023 году землю, и правда, планировали продавать, параллельно купив площадку на «Ижорских заводах», в 2022 году губернатор Александр Беглов и глава ТМХ Андрей Бокарев даже подписали соглашение о развитии производства электротранспорта в Колпино, присмотрев конкретный участок.

Но в итоге территорию ОЭВРЗ на Седова оставили в производственной категории при принятии генплана. Так что сам завод не переехал, переехали планы — на неопределенный срок. А производство вагонов в 2023 году на 14 млрд рублей принесло предприятию прибыль примерно в 900 млн рублей. Как минимум петербургским заказом ОЭВРЗ обеспечен еще на какое-то время, хотя с учетом предполагаемого сокращения объемов поставки, вероятно, сократятся и сроки его исполнения (от планового 2031 года). Тогда городу надо будет заключать новый.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях