Накануне ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности (14–16 февраля), западные СМИ строят предположения, с чем приедет американская делегация во главе с вице-президентом Вэнсом. Состоявшиеся 12 февраля разговоры Трампа с Путиным, а затем с Зеленским, добавили ожиданию напряженности. В чем особенность Мюнхенской конференции в этом году, «Фонтанка» спросила у Александра Рара, немецкого журналиста, председателя Евразийского общества в Берлине.
— Александр Глебович, у Мюнхенской конференции обычно нет практического результата — никто не подписывает никаких коммюнике, соглашений. По большому счету это очередная говорильня для единомышленников. Почему ей уделяется столько внимания?
— Да, это говорильня на очень высоком уровне. Все-таки собираются высокопоставленные политики мира. Раньше на конференции присутствовали, как мы знаем, и русские политики, и китайские — разные. Нынешнее руководство Мюнхенской конференции по безопасности хочет из этого мероприятия сделать междусобойчик для спасения западных идей, западной либеральной идеологии — спасения западного мира. И эта конференция всё больше становится платформой для борьбы с Россией, с Китаем и с другими силами, которые ополчаются на европейскую или западную систему ценностей.
Многие стремятся приехать в Мюнхен, чтобы, с одной стороны, покрасоваться «на подиуме», с другой — в гостинице «Байришер Хоф» политики всех мастей занимают номера и фактически все три дня ведут очень серьезные переговоры. На этот раз поступает информация, что немцы, европейцы, представители Европейского союза и НАТО хотят использовать эти закулисные встречи, чтобы выяснить от представителей новой американской администрации, куда Америка идет, по какому пути? Что ей от Европы нужно, что она потребует? Насколько конфликт между Европой и Америкой серьезен? И конечно, будет серьезно обсуждаться главный вопрос Мюнхенской конференции, как мне кажется, — мир на Украине.
— Эксперты Мюнхенской конференции по безопасности назвали 33 глобальных риска, стоящих перед Западом сегодня. Но СМИ пишут только о том, как будет решаться судьба Украины, ждут «плана Трампа», несмотря на то, что в США уже заявили: никакой план американская делегация представлять не будет, это задача президента.
— Так и есть. Мне кажется, западные СМИ, особенно немецкие, спровоцировали, точнее, придумали такую интригу, чтобы повысить значимость конференции: для Германии это гордость, если на ней представлен план Трампа. Уверен, что в Вашингтоне Трамп на это рассердился. В Америке смутились и сказали, что в отсутствие Трампа никакой план представлять не собираемся, его вообще еще нет. Он должен быть согласован с Россией, и как-никак с Украиной, меньше — с европейцами. А это попытка европейцев через Мюнхенскую конференцию включиться в мирные переговоры, потому что Европа очень боится, что Трамп через их голову уже говорит с Путиным.
— Чем это чревато для Европы?
— Бюрократия Брюсселя и главные лидеры Европы (остались только немцы и французы, англичане-то вышли) судорожно пытаются опять сплотить Европейский союз вокруг либеральных ценностей, вокруг идей демократии, свободы и так далее. Но желания оказывать им поддержку американцы, особенно новая администрация, не испытывают. Мы видим совсем другое в высказываниях Рубио, Маска, самого Трампа. Американские элиты уже открыли новую главу мировой истории. Для них борьба с диктаторами во всем мире, которую проповедовали демократы в Америке, уже в прошлом. Они хотят сделать будущий мир более стабильным, конечно же, под руководством Америки — у нее есть право видеть себя супердержавой, а у Европы — нет.
Поэтому отвечу на ваш вопрос так: Европа просто борется с ослаблением своих позиций. Она, конечно, сильно раздроблена. Мы видели, как перед Мюнхенской конференцией проходила встреча правых сил в Мадриде. И она не последняя. Уверен, они создадут некую группу государств, которые будут претендовать на лидерство внутри Европейского союза под руководством Орбана. И вопреки амбициям немцев и французов, будут предлагать правый курс для Европы — его поддержит американская администрация. Америка ждет, когда Европа готова будет в новом образе разговаривать с Америкой — не языком морали, без поучений.
Но Германия, Франция и либеральные страны глазам своим не верят, глядя на изменение американского курса. В передачах немецкого телевидения все говорят, что через два года в Америке будут новые выборы в конгресс, победят демократы и «усмирят сумасшедшего Трампа». Да, так может случиться, но не обязательно. Думаю, что за 2–4 года Трамп во многом добьется своего и в конце его правления мир будет выглядеть другим: больше похожим на тот, что представляет себе он, а не уходящие элиты Европы.
— Почему организаторы заблокировали доступ на конференцию представителям «Альтернативы для Германии» и Союзу Сары Вагенкнехт? И почему это важно для Германии?
— За всё время, что существует конференция, все парламентские партии бундестага, люди с альтернативной точкой зрения приглашаются на нее. Но в последние три года мнение, которое не соответствует мейнстримовской точке зрения и либеральным ценностям, исключается. Просто вычеркивается, его не должно существовать. Это беда Германии, которая всегда генерировала очень важные идеи для Европы.
Не приглашены не только представители второй крупной партии Германии. Важнее, с моей точки зрения, что не приглашены крупные представители стран БРИКС, в том числе России — даже русских журналистов не пускают. Из Китая будет, я думаю, министр иностранных дел. Он каждый год приезжает, и я вижу, что, когда ему дают слово, он выступает перед полупустым залом, а все западные лидеры уходят на закулисные переговоры.
Прибудут лидеры Африки или Ближнего Востока. От Ирана приглашен сын бывшего шаха, смещенного в 1979 году. То есть Запад идет на полную конфронтацию, на борьбу идей, на отстаивание своей правоты и исключение других точек зрения. На конференции они преследуют цель и дальше укреплять эти западные ценности, защищать их от Трампа, Путина, Китая и показать всему миру, что Европа еще дышит идеями Старого Света. Пресса будет восхвалять выступления представителей этих либеральных элит, генерального секретаря НАТО, которому будут все аплодировать. А он будет говорить, что Европе нужно вооружаться против диктаторов, или наводить порядок в мире.
Мне кажется, что китайцам или России после СВО срочно нужно проводить свою мюнхенскую конференцию по безопасности. Возможно, на площадке БРИКС, чтобы действительно серьезно, как прежде в Мюнхене, дискутировать, обсуждать реальные проблемы безопасности и развития мира, а не проповедовать или цепляться за старый мир, пытаясь его возродить.
— Мы живем в странное время, когда события мирового масштаба случаются едва ли не каждый день. В понедельник, 17 февраля, все уже забудут о конференции, будет следующее событие, которое завоюет общее внимание. Как разговор Путина и Трампа, например, состоявшийся 12 февраля, аккурат накануне большой встречи в Мюнхене.
— А если объявят о встрече Путина с Трампом, на нее направятся караваны журналистов и элиты. Сейчас ходят слухи, что, возможно, такая встреча пройдет в Братиславе, потому что Путин сам сказал, что он не против приехать в Братиславу, американский президент пока никак на это не реагировал. Но я думаю, что Фицо готов их принять и очень этого хочет. Вы себе представить не можете, как уже сейчас лоббисты влиятельных политиков пытаются на всякий случай чуть ли не забронировать себе гостиничные номера, чтобы ни в коем случае не пропустить вот этот следующий важный ивент.
— Кажется, что уже до начала конференции все со всеми всё обсудили. В одном СМИ пишут: в Мюнхене будет обсуждаться отправка европейских миротворцев на Украину. В другом — Зеленский говорит, что их миссия без участия американцев бессмысленна. В третьем — Хегсет, глава Пентагона, заявляет, что США не отправят своих военных на Украину, он даже не собирается встречаться с представителями украинской делегации на конференции, едет туда как наблюдатель. То есть они уже сказали всё, что хотели.
— Это хитрая игра европейских элит, работающих в одной упряжке с ведущими СМИ, чтобы навязать Америке или всему Западу свою повестку. А она очень простая: ни в коем случае не оказаться исключенным из переговоров, которые будут вестись между Америкой и Россией.
Европа будет делать всё, чтобы влезть в них через дверь, окно и даже подвал, настаивая, капризничая. А Мюнхенская конференция дает европейцам платформу, где они могут выкрикивать свои лозунги: без нас мира не должно быть, потому что мы тоже важные, без нас нельзя. На волне сообщений в прессе можно сказать: «Мы это обсуждали, давайте вернемся к нашему разговору». Это не будет происходить на трибуне — только за закрытыми дверями. Тем более что американцы действительно не рассматривают конференцию по безопасности как площадку для переговоров. Впечатление о ее важности создают немцы.
Немецкие СМИ, транслирующие речи немецких политиков, уже два года громко рассказывают о позиции Европы и особенно Германии: Украина должна победить.
Если она проиграет, то грош цена НАТО, Европейскому союзу и грош цена системе безопасности, выстроенной после окончания холодной войны.
Но Украина не побеждает. Трамп говорит, что надо договариваться, у него — план. Европейцы в ужасе, они даже не догадываются, что в этом плане, и ожидают для себя самое худшее. Поэтому они сильно хотят туда влезть. И говорят всё время о том, какой будет роль Европы в мирном плане — она же должна быть. А она — в том, что мы пошлем свои миротворческие войска на территорию Украины.
Для Европы это способ сохранить лицо, поскольку принимать Украину в НАТО Трамп не станет. При этом никто на самом деле воевать не хочет. Ни французы, ни англичане, ни тем более немцы своих солдат не отправят на убой. Но Европа может сыграть свою решающую историческую роль и спасти свой имидж, отправив своих миротворцев не воевать, а обеспечивать гарантии того, что военных действий дальше не будет, для сдерживания «в случае чего» русской армии. Эта идея прорабатывается сейчас в Германии.
— Европа способна доставить и содержать на Украине 200 тысяч штыков, о которых она просит?
— Думаю, да, если Россия согласится на это. Но это будут не европейские войска, а из других — нейтральных государств. Европа хочет, чтобы это была новая миссия ООН, потому что ОБСЕ там точно не будет, или новая миссия Европейского союза, которая будет находиться на линии демилитаризации. Без танков, без самолетов, без ракет — миссия миротворчества, когда международные войска стоят на границе, чтобы конфликтующие стороны не начали снова воевать.
— Если США умоют руки, то эти войска Европе, скорее всего, придется содержать самостоятельно. Более того, предполагается, что Америка переложит вообще все затраты по Украине на Европу. Она готова к этому?
— Она будет вынуждена это делать, иначе Европе скажут, что, если она не хочет платить, тогда пусть убирается из игры, это будут делать или Китай, или Индия, или Турция. Ни немцы, ни французы не откажутся от поддержки Украины ради престижа и ради того, чтобы подчеркнуть, что архитектура безопасности в Европе еще существует. Здесь, в Германии во время дебатов одна из главных тем: где брать 100 миллиардов евро, которые и Мерц, и Шольц хотят направить на милитаризацию Германии — на создание прочной европейской армии, новой немецкой ВПК и так далее.
А это либо бешеные долги и, как следствие, инфляция и ослабление экономики, либо сокращение социальных пособий, а уже сегодня пенсионеры или малоимущие с трудом живут в этой дорогой стране, значит, они будут еще больше страдать.
— Плюс затраты на восстановление Украины?
— Восстановление Украины, с моей точки зрения, пойдет по такому плану: Россия скажет, что будет восстанавливать Восток, и с удовольствием привлечет к сотрудничеству другие страны, например Китай, которые, я думаю, с удовольствием вложатся в регион Азовского моря и в эксплуатацию природных ресурсов. Эту пилюлю придется проглотить европейцам ради мира. А европейские компании хлынут на запад Украины. И мне кажется, что это будет тот же сценарий, что применялся 35 лет назад, когда богатая западная Германия проглотила бедную ГДР.
Ирина Багликова, «Фонтанка.ру»