![Крыши разные, но ноги сухие. Что за пересадочный узел запланировали на «Удельной» Крыши разные, но ноги сухие. Что за пересадочный узел запланировали на «Удельной» | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»](https://n1s1.hsmedia.ru/85/c9/bc/85c9bca0f1c0b44e8da54d13b4da5f69/656x493_1:5533_6c11487e0dd9371ff62ce9e7237855f7@1706x1280_0xYUwxfStT_7088583345579717938.jpg.webp)
Станция «Удельная» стоит одной из первых в очереди на создание полноценного, а не номинального транспортно-пересадочного узла в Петербурге. Правда, стоит давно, но теперь появились новые аргументы.
О проекте транспортно-пересадочного узла (ТПУ) вспомнили 13 февраля, во время осмотра закрытой на ремонт станции метро «Удельная». Заработать она должна к майским праздникам, а то и раньше на пару недель. Пока там вовсю идут отделочные и не только отделочные работы.
![Источник: Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»](https://n1s1.hsmedia.ru/b0/84/2b/b0842b90af4d35e17e91b495ab20ba0b/600x600_21:5533_1fc65f85b5d21d4858124aad051f6af8@1280x853_0xFF6p5oLg_7353520203442499177.jpg.webp)
![Источник: Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»](https://n1s1.hsmedia.ru/ee/f4/b9/eef4b9c0f1535efbece45d77e176055f/600x600_21:5533_49c83b931eb135d513ffb586ec4d3862@1280x853_0xReMv3lv8_4461725181394156274.jpg.webp)
![Источник: Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/4c/73/e14c731e382ef0c22840698fcbce4f0c/600x600_21:5533_9f481342ec5666c71d25ef06c388fa15@1280x853_0xshJg6YVU_8373294611763516008.jpg.webp)
В вестибюле станции сейчас несколько стендов; часть посвящена самому капремонту, а часть — пока фантазийному будущему. Речь о ТПУ «Удельная», который должен — почти буквально — собрать под одной крышей разные виды транcпорта, которые подходят к этому узлу.
Каким будет транспортно-пересадочный узел «Удельная»
Для наглядности показали даже рендер — правда, более чем 10-летней давности, за авторством «Метрогипротранса». На нем — та самая общая крыша и в целом комплекс, напоминающий скорее современный аэропорт, куда должны угодить и станция метро, и железнодорожная платформа, и автобусный перрон, и трамвайное кольцо.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/5e/d2/7d5ed2c3997167e8a89f2d82bcf3b0b7/656x597_1_742d4cc4b77b863b6917092573dd8dce@656x597_0xBn0UNDgf_1214010021345503284.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/6d/97/a36d97026026ad3fd4ed97a62c399181/497x700_1_be381968dfb41ed99639e05c6dd93e87@707x997_0xwrLIzPKz_8803859114693223729.jpg.webp)
Сейчас это направление, мягко говоря, не в фокусе внимания города. Схема из 2011 года приведена скорее для того, чтобы было понятно, как давно обсуждается география ТПУ в Петербурге.
К проектированию по «Удельной» никто так и не приступал, так что об актуальности рендера говорить не приходится. У стенда вице-губернатору Кириллу Полякову докладывал глава Центра транспортного планирования Рубен Тертерян. Он подтвердил, что «Удельная» долгое время рассматривается как точка для ТПУ. Во-первых, сама станция метро востребована, в пешеходной доступности проживает более 70 тысяч человек, имеется 26 тысяч рабочих мест. Во-вторых — здесь же очень важная для пассажиров железнодорожная станция Зеленогорского направления. В-третьих, давно планируемая к запуску электричка от Удельной до Сертолово, которая сократит время в пути примерно до получаса и обеспечит доступность онкоцентра в Песочном, должна привезти сюда еще больше людей.
«Станция метро „Удельная“ уникальна тем, что здесь есть практически все виды транспорта, кроме троллейбуса, — заявил Кирилл Поляков. — В плане модернизация трамвайного кольца, которая позволит приблизить остановку к самому вестибюлю станции метрополитена и организовать пересадку способом „сухие ноги“. Также мы планируем реконструкцию улично-дорожной сети с изменением организации дорожного движения, что позволит максимально приблизить к станции метро и железнодорожной платформе остановки автобусов. Переносится платформа РЖД на эту сторону, и с учетом подземного перехода это позволит более удобно людям из метро пересаживаться на пригородные направления».
Возвращаясь к рендеру 2014 года, Тертерян пояснил, от чего с тех пор отказались. «Изначально рассматривалось как единое здание, единый хозяйственный объект, — пояснил он. — Реализовать это невозможно, необходимо это делать в рамках разных проектов».
Что именно надо сделать — можно понять по схеме, она как раз актуальна.
![Источник: SERGEI MIKHAILICHENKO](https://n1s1.hsmedia.ru/18/09/a4/1809a46379236122880ca82898c7c1d0/656x463_1_81a4c3f97edae6bf6858669ef5c74631@4492x3170_0xqisV5d9s_0850308357671326750.jpg.webp)
Под номером 1 — самое очевидное: перенос железнодорожной платформы на юг ближе к станции метро. В сопроводительных материалах указано, что проектирование и строительство само по себе обойдется примерно в 2,35 млрд рублей.
Под номером 2 — капремонт дорог: Удельного проспекта, Енотаевской и Елецкой улиц. Это еще около 550 млн. При этом на Енотаевской введут одностороннее движение — от Энгельса до Удельного.
Под номером 3 — так называемое строительство участка Костромского проспекта от Енотаевской до Елецкой. Но это не для автомобилей, речь о модернизации существующего трамвайного кольца. Соответственно, потребуется и его капремонт — с небольшой перекладкой путей, это номер 4. Вместе они примерно оцениваются в 2,1 млрд рублей.
Номер 5 — организационный, с расстановкой остановочных павильонов: изменение автобусных маршрутов № 208 и 222. И порядка 200 млн потребуется на номер 6 — создание перехватывающей автостоянки; судя по схеме, она там может быть не одна.
Когда и кто будет строить ТПУ «Удельная»
В сумме выходит около 5,2 млрд рублей. Но это прикидки, без проектирования никто стоимость строительства не назовет. В это все и упирается: надо уже делать проект, чтобы иметь возможность уложиться, как заявлено, до 2030 года. При том что ТПУ — это коллективное творчество Смольного и РЖД. «Мы будем разделять объемы работ между дорожниками, железнодорожниками и той частью, которую будет выполнять комитет по транспорту силами „Петербургского метрополитена“ и „Горэлектротранса“», — подтвердил Кирилл Поляков.
«Фонтанка» рассказывала, что перечни перспективных транспортно-пересадочных узлов кочуют в Петербурге из одного стратегического транспортного документа в другой много лет. Есть он и в комплексной схеме организации дорожного движения, всего 47 наименований. Но «Удельная» там содержится в другом списке — уже имеющихся 14 ТПУ, в составе железнодорожной станции, станции метро, трамвайной и автобусных остановок. «На сегодняшний день существующие ТПУ не в полной мере отвечают требованиям СП 395.1325800.2018 „Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования“ и требуют включить их в перечень мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры по реконструкции в части улучшения условий пребывания и безопасности перемещения пассажиров», — пишут авторы, предлагая с «Удельной» закончить реконструкцию транспортно-пересадочного узла в 2027-м. Но эти сроки не выглядят реальными, как и указанная стоимость немногим более 1,5 млрд рублей.
При этом «Удельная» — и правда одна из первых в очереди. «Фонтанка» писала о ноябрьском совещании федерального уровня по развитию в том числе железнодорожного узла в Петербурге. Смольный совместно с РЖД подготовили перечень из 23 новых станций в составе ТПУ, но в качестве самых близких определили 6 адресов под строительство и реконструкцию: это станции «Удельная», «19-й км» (она же «Пулковские высоты», подробнее здесь), «Фонтаны» в Петергофе, «Ул. Турку», «29-й км», «Ул. Димитрова».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/b4/28/d0b428c1a78d5fbd9adc3e453d9cc2cb/656x369_1_21df86ac805b4d120176bcdc4a9b2d94@656x369_0xEwYOBL0N_0329371160467790143.jpg.webp)
По данным «Фонтанки», сейчас сформировали и вовсе тройку лидеров, и в ней опять есть «Удельная» — вместе с «Ул. Турку» и «29-м км».
Есть консенсус: для создания ТПУ, в которых пересекаются зоны ответственности разных ведомств, требуется единый заказчик, но совместные вложения города и РЖД. Как это будет происходить, пока обсуждается. Один вариант — город просто будет заключать госконтракты на проведение работ от своего имени. Другой — инвестсоглашение Смольного и РЖД, по которому железнодорожники будут исполнять свою строительную часть на арендованной территории, а бюджет компенсирует стоимость.
Еще один примечательный момент, о котором рассказывала «Фонтанка», это источник средств, который город изыскал для реконструкции и строительства ТПУ. Предлагается следующая модель: при строительстве путепроводов для Широтной магистрали скоростного движения РЖД будет предоставлять технологические окна дорожникам безвомездно, а не по тарифу, как обычно. Сэкономленное как раз и можно переложить в транспортно-пересадочные узлы.