
14 февраля петербургская группа «Марсель» отмечает 20 лет с начала творческой деятельности. О пути от студенческого коллектива, который записывал песни в общежитии Института культуры, к юбилейным концертам и трибьют-альбому рассказал бессменный солист, автор и исполнитель всех песен Степан Ледков.
— О чем вы думаете, оглядываясь на два десятилетия своей творческой деятельности?
— С одной стороны, очень круто, что проект получился таким долгосрочным. С другой — число 20 все-таки пугает. Я ведь не сразу после рождения эту группу создал — она появилась, когда я уже был студентом, мне тогда казалось, что я уже полжизни прожил. А сейчас 20 лет уже группе «Марсель», и я думаю: куда же мчится время? Мне до сих пор кажется, что мы только вчера собрались в общежитии Университета культуры, встретились на черной лестнице с Митей Блиновым (саксофонист и директор группы. — Прим. ред.), а на следующий день у нас была первая репетиция.
Мне кажется, что секрет наш еще в том, что мы никогда не были «киркоровым» или «басковым», когда масштаб известности не дает сходить в магазин за продуктами, прогуляться по городу, пообедать в ресторане. И хотя мы добились популярности, я все равно могу жить обычную человеческую жизнь. Это, конечно, радует.
— Что вы помните из первых лет существования группы — самые яркие эпизоды?
— Это, конечно, наши первые конкурсы и знакомство с Сергеем Жуковым. Первый студенческий конкурс мы выиграли буквально через две недели после того, как собрались. И после этого наш друг Вадим Рахбари отдал нам свой компьютер, потому что он услышал, что мы что-то записываем, а Женя Бабенко (первый клавишник и аранжировщик группы. — Прим. ред.) сетует, что компьютер еле тянет. Так у нас появился директор.
Женя рассылал наши песни просто подряд на все возможные конкурсы. Так неожиданно мы выиграли даже конкурс на «Нашем Радио», хотя это рок-радиостанция, а мы-то играем вовсе не рок — нашу песню «Мой новый город» назвал лучшей из всех «Дельфин», который был в жюри.
С Сергеем Жуковым после конкурса «Живи музыкой»
Следующий конкурс — «Живи музыкой» — малоизвестный, хоть и всероссийский, проходил в клубе «Акула» рядом с рынком «Юнона», как помню. Не знаю, существует ли он сейчас. За кулисами было огромное количество участников, я пробился к окну в зал, заглянул туда и встретился взглядом с Сергеем Жуковым (он был в жюри), который мне дружелюбно улыбнулся — для меня это был знак! Тот конкурс мы выиграли и стали сотрудничать с Жуковым. Потом уже, когда мы уже подружились, он мне сказал: «Степыч, когда вы вышли, я сразу понял, что вы будете победителями».
— А сегодня может ли молодежь из студенческой группы пробиться на эстраду, стать тоже популярными?
— С одной стороны, сейчас больше возможностей, находясь в любом городе, в любой местности, стать звездой. Например, мы первую версию песни «Сколько бы» записывали на микрофон от компьютера в комнате в общежитии Университета культуры. А сейчас можно в любом городе пойти в магазин, купить себе за 15 тысяч рублей микрофон, звуковую карту, наушники — и качественно записать звук.
Но при этом и конкуренция, конечно, гораздо больше. В любом случае нужно верить в удачу.
Ту самую песню мы записали за полчаса «на коленке», выложили во «ВКонтакте» — тогда он только появился — и она завирусилась. Тогда нас позвали выступать на День первокурсника в СКК, после концерта предложили выложить ее на сайт конкурса «Я талант», а там ее услышал продюсер Евгений Финкельштейн из корпорации PMI и предложил нам с ним поработать. Так что, можно сказать, что мы одна из первых групп, которые появились из интернета.
Плюс в том, что у нас изначально был свой материал — не нужно было платить поэту, композитору, сочинять песни, что для каждого продюсера — лакомый кусочек. Остается вкладывать деньги в запись, в сведение, в клипы. И я хочу выразить огромную благодарность Евгению Финкельштейну, потому что без него наш путь, конечно, был бы гораздо длиннее.
— Как вы считаете, актуальны ли сегодня песни, которые вы писали и исполняли все эти 20 лет?
— Актуальны, конечно, — об этом говорит растущее количество наших концертов, выступлений, прослушиваний песен. И очередное этому подтверждение — трибьют-альбом, который мы выпускаем к 20-летию группы. Первым треком в этом альбоме будет «Эта песня для тебя», которую исполнила Юлианна Караулова — прекрасная певица, просто красавица, ведущая программы «Кто хочет стать миллионером?» Я слушаю новую версию и наслаждаюсь, потому что никогда не слышал ее от женского лица, и сейчас она звучит вне времени! И ее саунд-продюсер Андрей Черный мне написал: «Спасибо, Степа, за песню, я, когда аранжировку делал, кайфанул, сейчас так не пишут». И меня просто теплом накрыло.

С Юлианной Карауловой
— Как возникла идея трибьют-альбома?
— Я просто подумал, что надо как-то отметить 20-летие. И это ведь не один день — это целый год. И я решил предложить им, молодым музыкантам и современным артистам, которые не скрывали, что любят наше творчество, поучаствовать в записи такого альбома. Слава богу, за эти 20 лет накопилось много хитовых песен, которые знает вся страна, — есть из чего выбрать. Мы не группа одной песни. И многие артисты согласились поучаствовать в записи трибьют-альбома. Я думаю, что второй песней будет, скорее всего, «Небо так любит нас» — ее будет перепевать Акмаль. Или вот вот татарская башкирская звезда Элвин Грей, певец, у которого просто безостановочный тур по стране — он тоже давний поклонник группы «Марсель». Мы с ним много лет переписывались в социальных сетях, но никак не могли встретиться. Недавно пересеклись на шоу — оказался отличный парень. Он будет перепевать песню «Здравствуй, мам!» Молодой хип-хоп артист Mayot исполнит «Настроение осень». В общем, много достойных, прекрасных артистов будут петь наши песни.
— Как вы сейчас оцениваете состояние российской эстрады?
Достойных артистов хватает, и всегда хватало. Но не хватает немного, может быть, музыкальности. Не то что брюзжу как старый дед, но это сухие факты, что музыка докатилась до максимального минимализма, если можно так сказать.
— А вы этому тренду не следуете?
— Нет, мы никогда не следуем никаким трендам, поэтому, наверное, и остаёмся на волне. Мы никогда себя не ограничивали какими-то рамками: захотели рок — получился трек «Лучше нас здесь нет» для фильма «Мы из будущего», захотели танцевальную музыку — вместе с Slider&Magnit записываем «Полетели в небеса», захотели рэп — получилось «Настроение осень», хочется ту-стэп — делаем «По тонкому льду».
— Многие переезжают в Москву, когда становятся популярными, а вы остались в Петербурге. Почему?
— Скорее, вопреки. Все время что-то в нашей жизни происходит, кто-то нам пытается ставить подножки, но мы остаемся живым подтверждением того, что можно делать шоу-бизнес из Санкт-Петербурга. Вот девчонки, которые исполняют «Сигма-бой» — тоже ведь из Питера. Это большое заблуждение, что для того, чтобы стать известным, нужно переехать в Москву. Да, многие, конечно, переезжали — и там потом пропадали.
— К 20-летию у вас будут юбилейные концерты и в Москве, и в Петербурге — как вы составляли программу для них, чего будет больше: старых хитов или новых песен?
— Мы постарались выделить какие-то ключевые песни, которые отражают разные периоды жизни. Опять же, на самом деле, песен хитовых много, выбрать сложно, а трехчасовой концерт никому не нужен. Кроме того, люди же не сидят в зале, а будут стоять на ногах. Поэтому мы постарались сделать выжимку лучших, best of the best песен, в том числе взяли те, которые давно не исполняли. Будут и старые, и современные, и даже новые.
— А кого вы ждёте на своих юбилейных концертах? Кого больше среди вашей аудитории — тех, кто взрослел вместе с вами или молодёжи?
— Есть и те, и другие. У меня есть привычка спрашивать: кто впервые на концерте группы «Марсель» — и каждый раз много рук. Появляются новые слушатели, приходят, шестнадцатилетние ребята присылают каверы — и это здорово, потому что это заставляет поверить в будущее.
— А ваши дети слушают вашу музыку?
— Да, Адриана слушает. Ну, иногда, конечно, не все время. Мне кажется, дети сейчас слушают что-то наподобие того, что мы слушали в своем детстве, — а-ля «Руки вверх», тогда такая быстротемповая музыка была в моде. Сейчас это называется «постпанк», хотя на самом деле это типичный Виктор Цой, ДДТ — из раннего, «Мумий Тролль». Как бы грустный рок, но с драм-машинами и грустным голосом. А что еще нужно подросткам — чувства, экспрессия. Единственное, что в этой современной музыке мне видится очень много проблем с лирикой. Раньше было важно, чтобы был глубокий смысл, метафоры — не напрямую все, а закручено, заверчено. Чтобы тексты были не стыдные.

С дочерью Адрианой
— Поделитесь секретом, как удалось сохранить группу в течение 20 лет?
— Я всегда говорю, что главный секрет у нас — это то, что мы в «реальной» жизни почти не видимся. Серьезно. Мы и так слишком много времени проводим вместе на гастролях, в самолетах, в поездах. Это не специально — просто так вышло, что у каждого свои семьи, дети, друзья, быт. Мы не отдыхаем вместе. Дни рождения отмечаем, конечно, но в целом интересы у всех разные, которые не пересекаются. Есть сериал у AppleTV — «Разделение» — он очень философский, на тему того, что люди на работе и вне нее — это абсолютно разные люди. Жизнь разделена — рабочая часть жизни и реальная не пересекаются.
— Какие у вас планы после юбилейных концертов? Что будет делать дальше?
— Будем вплотную заниматься трибьют-альбомом. Нужно будет договариваться с артистами, кому-то помочь с выбором песни, кому-то — подсказать, кого-то поторопить или вдохновить. Работы много. Параллельно планирую записывать песни, которые я уже написал.
— Вернемся к Петербургу. Есть ли у вас любимые места, которые вдохновляют вас на песни?
— Я люблю Петербург, в любом месте. Если центр — то это, конечно, район, где находится наша студия, на Галерной, 20. Рядом Медный всадник, Английская набережная, Конногвардейский бульвар — я там хожу, брожу. И наш Приморский район, естественно, где я живу — Шуваловский, Мебельная, Туристская. Летом я катаюсь тут на велосипеде, езжу к башне, потом до Сестрорецка. Это мое место силы. Если честно, я больше особо нигде и не бываю. А потом садишься на такси — и в Пулково, по ЗСД. Очень красивый путь.



— Ну и наконец, философский такой вопрос: если бы у вас была возможность встретиться с любым музыкантом, композитором, певцом из прошлого или настоящего, кто бы это был и почему?
— Я думаю, что мне бы очень хотелось пообщаться с Виктором Цоем — я вырос на его песнях. И, наверное, с Горшком (Михаил Горшенев, солист группы «Король и Шут». — Прим. ред). Но, мне кажется, лучше не встречаться с любимыми артистами, а погружаться в их творчество — чтобы не разрушить образ — потому что в жизни они оказываются зачастую совсем другими. Ну, кроме меня.