![Покатушки на подушке. В Петербурге запустили зимние водные экскурсии со скоростью «Метеора» Покатушки на подушке. В Петербурге запустили зимние водные экскурсии со скоростью «Метеора» | Источник: «Нева Тревел»](https://n1s1.hsmedia.ru/d5/c7/f9/d5c7f9af7c578f99cf866c02ef847bb3/656x369_1_792eb7d761a336d11719fa5c8d9bfc1f@1920x1080_0xfp2tVEOY_0285292124624204204.png.webp)
Посмотреть на Эрмитаж, стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость с воды теперь можно и зимой. 14 февраля по Неве начали курсировать экскурсионные теплоходы на воздушной подушке, которые со скоростью «Метеора» прокатят жителей и гостей города мимо главных панорам Северной столицы. Почему зимняя водная прогулка дороже, чем летняя, и куда еще можно будет прокатиться по льду, «Фонтанке» рассказал директор компании «Нева Тревел» Юрий Набатов.
О том, что в Петербурге может появиться новый вид зимних развлечений, впервые рассказал глава комитета по развитию туризма Евгений Панкевич в конце прошлого года. Планировалось, что скоростные теплоходы выйдут на лед в начале 2025 года. Накануне корреспондент «Фонтанки» заметил судно «Снежок», совершающее тестовые маневры по льду.
14 февраля билеты появились в продаже на сайте перевозчика «Нева Тревел». В выходные можно забронировать экскурсию на четыре слота: 12:00, 14:00, 16:00 и 18:00. Взрослый билет обойдется в 2400 рублей, льготный — 2100 рублей, детский — 1700 рублей. Маршрут стартует от причала, расположенного на фрегате «Благодать», поездка длится 25 минут. Участники полюбуются «с воды» на главные достопримечательности Петербурга: Петропавловскую крепость, Эрмитаж, стрелку Васильевского острова, Медного всадника и Летний сад.
Что представляет собой «Снежок»
«Снежок» — это пассажирский скоростной теплоход на воздушной подушке, который может передвигаться как по льду, так и по воде. Его сконструировали в Нижнем Новгороде в ЦКБ по СПК имени Алексеева. Как рассказал Юрий Набатов, всего в первой партии пять судов: Петербург получил три из них, еще два будут эксплуатироваться в самом Нижнем Новгороде.
Подобные небольшие теплоходы на воздушной подушке строились и раньше, но, как правило, под нужды частных заказчиков.
«Это фактически первые небольшие суда на водной подушке, которые проектировались не под правила ГИМС, а под правила морского регистра», — рассказал директор «Нева Тревел». К примеру, чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров, необходимо выполнить дополнительные требования по непотопляемости, наличию радиосвязи, спасательных средств и так далее.
Коммерческие теплоходы на воздушной подушке в зимний сезон работают сейчас, к примеру, на Байкале. Но они имеют вместимость 30–40 человек и выполняют скорее транспортную функцию, перевозя туристов на большие расстояния из одной точки озера в другую. Для Невы такие громоздкие суда не подходят. Поэтому вместимость «Снежка» 10–12 человек.
«Мы планируем, что у нас будет скорее познавательная и развлекательная функция. Покатушки на подушке — как один из видов зимнего досуга в Петербурге», — говорит Юрий Набатов. К слову, в идеальных условиях скорость у «Снежка» будет как у «Метеора», около 60 км/ч. Для пассажиров будет доступен аудиогид с экскурсией. Но, в отличие от летних прогулок по рекам и каналам, рассказывать будут не про Петербург, Пушкина и Достоевского, а про особенности навигации по Неве в зимний период.
![Источник: «Нева Тревел»](https://n1s1.hsmedia.ru/6a/b0/a0/6ab0a0cd6da922c54d7e8d61b5ae4eaa/656x369_1_5e67d066be1771bf9c868a8cb7c0129f@1920x1080_0xCRb0CItX_7464433119507937064.png.webp)
Куда еще отвезут «Снежки»
Ходить «Снежки» будут только по Неве, также возможен выход в Финский залив и маршруты до Кронштадта. Запускать экскурсии по малым рекам и каналам не планируется. Во-первых, суда на воздушной подушке по сравнению с обычными речными теплоходами более шумные, во-вторых, из-за особенности конструкции «Снежок» рискует не пройти под низкими мостами.
Зимние теплоходы будут курсировать, пока на Неве сохраняется лед. Когда начнется ледоход, навигация «Снежка» прекратится. А когда вода очистится от льдин, на маршруты выйдут привычные кораблики.
По словам Юрия Набатова, суда на воздушной подушке могут ходить и по воде, в том числе с частично растаявшим льдом, но такие маневры для пассажиров могут оказаться не слишком комфортными, а у судна кратно растет расход топлива. Так что «Снежки», прежде всего, предназначены для движения по льду. Ограничением для зимней навигации будет наличие в акватории торосов и сильных порывов ветра, из-за которых теплоход может потерять управляемость.
![Источник: «Нева Тревел»](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/7d/2f/6f7d2f109f847ce35c430ed620d931eb/656x370_1_be5f1b740ed8b57e9bd5a2d1e3e7c403@5000x2813_0x7xM2mK4B_4935459192017345171.png.webp)
Есть ли экономический смысл
Сейчас в распоряжении у «Невы Тревел» три теплохода «Снежок». Если зимние экскурсии будут пользоваться спросом, то в следующем году на линию могут выйти еще несколько. Технически каждое судно может сделать до 10−12 коротких рейсов в день. Но на начальном этапе в расписании будет шесть рейсов в день. Также предлагается аренда теплохода под частные мероприятия.
Цены на зимнюю водную прогулку выше, чем на летнюю (билет на теплоход в навигацию 2024 года стоил 1400 рублей), при том что сама экскурсия по времени короче. Но такую стоимость диктует рынок. Каждый «Снежок» стоит около 10 млн рублей. «Нева Тревел» приобрела три теплохода по программе льготного лизинга, рассказал Юрий Набатов. Прогнозы по окупаемости судовладелец пока не строит.
«Эмоционально мы готовы, что они будут работать в ноль», — говорит он. Цель продления навигации не столько в заработке, сколько в том, чтобы обеспечить капитанов работой в зимний сезон: сейчас в межнавигационный период часть из них остается без дела.
Всего в навигацию 2024 года петербургские судовладельцы перевезли 4 млн человек. Транспортные маршруты на скоростных судах обслужили в этом сезоне 1,3 млн пассажиров, экскурсионно-прогулочные — 2,5 млн человек.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»