Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество фонтанка pro Кто рано встает, тот водитель автобуса. Один день с человеком за рулем

Кто рано встает, тот водитель автобуса. Один день с человеком за рулем

8 382
Александр Кудашев | Источник: Сергей Михайличенко, «Фонтанка.ру»Александр Кудашев | Источник: Сергей Михайличенко, «Фонтанка.ру»

Александр Кудашев

Источник:

Рано утром он везет к первой смене работников Кировского завода и «Адмиралтейских верфей», поздним вечером с ним едут по домам зрители Мариинского театра. Это один из старейших маршрутов общественного транспорта Петербурга — № 2. Съемочная группа «Фонтанки» провела один день с водителем «двойки», чтобы посмотреть на город глазами человека за рулем автобуса.

«День гудком зовет Кировский завод»

Обычно будильник Александра Кудашева звенит в 4 утра, а ровно через час он уже в автобусном парке № 5 на проспекте Стачек. Корреспонденты на такие подвиги не способны, поэтому ради нас петербуржец вышел в дневную смену.

Смена начинается с получения путевого листаСмена начинается с получения путевого листа

Смена начинается с получения путевого листа

Диспетчер выдает путевой лист, следующий обязательный пункт — предрейсовый осмотр.

«Как себя чувствуете?» — спрашивает медсестра.

С давлением выше 150/99 в рейс не выпускаютС давлением выше 150/99 в рейс не выпускают

С давлением выше 150/99 в рейс не выпускают

И даже если захочется схитрить, правду скажут приборы: обязательно измеряются давление и пульс. Ну и подышать в трубочку — куда же без нее. Все данные заносятся в программу. Если в нужной графе стоит допуск, можно выходить на стоянку.

Автобус осматривается снаружи и внутриАвтобус осматривается снаружи и внутри

Автобус осматривается снаружи и внутри

Там ждет сверкающая после мойки лазурная «гармошка». Несмотря на то что машину уже осмотрел отдел технического контроля, Александр должен и сам обойти транспорт: убедиться, что поручни крепкие, а аварийные молотки на месте. Если все хорошо, можно и в рейс. Рабочая смена водителя включает в себя три круга с 30-минутным перерывом на отдых после каждого. (При этом отдых — не в ущерб пассажирам: на линии ежедневно работает 46 автобусов № 2.)

«Мы можем работать на многих маршрутах, у меня их пять. Но „двойка“ основной — он мне нравится, — признается наш собеседник. — Я интересовался его историей: автобус № 2 на линии с 1929 года. Раньше он ходил от завода „Краснопутиловец“ (ныне — Кировский) до Финляндского вокзала. Сейчас — от железнодорожной станции Лигово до станции метро „Адмиралтейская“».

Маршрут соединяет четыре района города: Красносельский, Кировский, Адмиралтейский и Центральный. Жители пригорода, приезжающие на электричках в Лигово, могут на одном автобусе добраться до Невского.

Водитель постоянно контролирует ситуацию в салоне Водитель постоянно контролирует ситуацию в салоне

При этом поездка на «двойке» — словно путешествие на машине времени, ведь за окном постоянно будут меняться эпохи. Современная застройка Юго-Запада перейдет в сталинский ампир на Стачек и дома в стиле конструктивизма у «Нарвской». А с Коломны можно начинать краеведческую экскурсию по более ранним эпохам: Никольский и Измайловский соборы, Новая Голландия — а вот уже и Исаакий.

«По проспекту Стачек мы утром довозим людей до Кировского завода. Автобус пустеет, но ненадолго: на „Нарвской“ его заполняют работники „Адмиралтейских верфей“. А вечером с нами едут в Мариинский театр и на Дворцовую площадь», — рассказывает петербуржец (раньше он работал во второй половине дня).

Александр признается, что сотрудники наземного транспорта с нетерпением ждут открытия станции метро «Театральная»: после спектаклей Мариинки на остановке стоят 300–400 человек, разгоряченные искусством. Они «штурмуют» автобусы, не жалея себя и технику, но даже «гармошка» может вместить только 180 человек. Так что подземка серьезно разгрузила бы наземный транспорт.

7 ответов водителя

По правилам безопасности отвлекать водителя нельзя, поэтому с Александром Кудашевым мы поговорили до начала смены. Публикуем его рассказ о работе от первого лица.

О выборе профессии

Один из моих родственников работал на автобусе ЛиАЗ, в народе называемом «Луноход». Он часто брал меня с собой на работу. Поэтому автобус мне нравится с детства, это моя давняя мечта. Но шел я к ней долго: сначала получил профессиональное педагогическое образование (учитель русского языка и литературы. — Прим. авт.). Потом долго работал специалистом по продажам в пищевой промышленности.

При нашем предприятии, ГУП «Пассажиравтотранс», есть учебный центр с уличной площадкой, который готовит водителей категории «D» для работы на автобусе. Но я отучился сам и пришел в автопарк уже готовым специалистом. Почти два года как я водитель автобуса и, честно говоря, не жалею ни минуты.

О сложности работы

Могу с уверенностью сказать, что монотонной моя работа точно быть не может. За день я делаю три круга, и они друг на друга непохожи, потому что все время меняется ситуация в городе. Все время разные пассажиры. Все, что угодно, может произойти.

Например, в салон заходит целая группа детского сада — и ты смотришь, контролируешь их постоянно, чтобы они все держались, а не разбредались по салону. Слава богу, у меня есть кондуктор, который помогает в этом.

О пассажирах

Есть постоянный маломобильный пассажир, который ездит от хлебозавода «Заря» в центр по четвергам. Он ждет именно меня, потому что у меня большой автобус. Я выйду, открою аппарель, заведу его — у него после этого прекрасное настроение. Он доезжает до Курляндской улицы, я выйду, пожелаю ему счастливого пути, чтобы все было хорошо, он мне скажет то же самое.

Есть дедушка, который, наоборот, едет из центра до конечной станции Лигово. Выйдя из автобуса, он все время подходит к водительской двери и благодарит за то, что я его довез, а потом идет на электричку. Поэтому в нашей работе есть такие моменты, которых, на самом деле, ты уже ждешь.

Бывают и курьезы. Каждый год я отращиваю бороду к декабрю, надеваю новогоднюю шапку и езжу в ней. И вот один раз на остановке подошел маленький пассажир и сказал: «Дедушка Мороз, я загадал желание — надеюсь, оно исполнится. Дайте мне подарок». А у меня даже конфеты с собой не было!

О городе

Мой любимый отрезок в пути — конечно же, исторический центр города: Конногвардейский бульвар, Адмиралтейство… Это прекрасно — проехать мимо, полюбоваться, постоять на длинном светофоре перед Исаакиевским собором. У меня есть 60 секунд для того, чтобы насладиться всеми этими прелестями.

Но те же самые мосты и узкие улицы центра — дополнительная нагрузка для водителя, и мы должны быть еще более аккуратны при движении, например, по Поцелуеву или Ново-Калинкину мосту, который уже давно требуется отремонтировать из-за ям. Так что у нас, на самом деле, действительно сложный, хотя и не самый длинный маршрут.

О пробках

Мы живем в мегаполисе, — пробки, к сожалению, его неотъемлемая часть. Поэтому как-то пытаешься скрасить их. Рассматриваешь людей, пока стоишь. Или смотришь на впереди стоящий автомобиль и сочиняешь слова из букв, составляющих его регистрационный номер — увеличиваешь свой словарный запас.

А если серьезно, то я радею, чтобы, например, тот же самый Автовский путепровод, на котором всегда пробки, обзавелся выделенной полосой для общественного транспорта. И чтобы на нем появились в достаточном количестве камеры видеонаблюдения. Обычный автомобиль вмещает 5 человек, а автобус особо большого класса, как у меня, — 180. Есть разница? Я думаю, что есть. Поэтому общественному транспорту должен быть приоритет, потому что мы перевозим больше пассажиров и обязаны делать это комфортнее и качественнее.

О трудоустройстве

Прежде чем устроиться на работу, я провел большой мониторинг транспортных компаний: откуда люди бегут, откуда нет. В результате мой выбор пал на государственное предприятие «Пассажиравтотранс».

Ключевую роль сыграли социальные гарантии. Например, дополнительный отпуск, 14 дней, за вредные условия труда.

У перевозчика много филиалов, можно выбрать любой поближе к дому. Например, наш автопарк всего в трех остановках от моего дома: летом я езжу на работу на велосипеде и не пользуюсь служебной развозкой — она тоже есть, и это немаловажно. Многие мои коллеги ездят даже из Ленинградской области, и их всегда доставляют вовремя, к рейсу.

В автопарке есть столовая, а на станции — чайники и микроволновки, где можно разогреть еду. Есть профсоюз, который организует экскурсии по городу и не только. Мой ребенок ездит в детский оздоровительный лагерь, мы платим только 8% от полной стоимости путевки (также за последние полгода на 20% выросла зарплата сотрудников «Пассажиравтотранса». — Прим. авт.).

О рабочем месте

Я бы очень хотел, чтобы у меня дома было такое же кресло, как в автобусе. Все в нем прекрасно, начиная от пневмоподушки и заканчивая двумя поясничными упорами, боковой поддержкой, регулируемыми подлокотниками, удлиняющейся подушкой. На самом деле, производитель пытается сделать все, чтобы хоть как-то облегчить сложный труд водителя. За это ему большое спасибо, потому что для нас это большое подспорье.

Возможно, вы не знали…

  1. «Гармошку» доверят далеко не каждому водителю: только тому, кто минимум год отработал на обычном автобусе и получил права категории «DЕ».

  2. Прежде чем выйти на новый маршрут, сотрудник автопарка тщательно его изучает.

  3. Водителю нельзя слушать музыку в кабине: он должен контролировать ситуацию на дороге и в салоне.

  4. Работники «Пассажиравтотранса» дважды в год повышают квалификацию и постоянно проходят инструктажи.

  5. Водителя ждет медицинский осмотр не только до смены, но и после — нужно убедиться в его хорошем самочувствии по завершении работы.

Обычно рабочий день Александра Кудашева заканчивается в середине дня: в 15:30 он уже дома — делает уроки с ребенком, ходит в спортзал, отдыхает. Недавно с женой купили билеты в Мариинку: не все же время ездить мимо.

Автор фотографий — Сергей Михайличенко, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE79
Смех
HAPPY21
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях