Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Общество Запретить нельзя разрешить. Что ждет мигрантов-доставщиков в Петербурге

Запретить нельзя разрешить. Что ждет мигрантов-доставщиков в Петербурге

7 423

Запретить нельзя разрешить. Что ждет мигрантов-доставщиков в Петербурге | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Запретить нельзя разрешить. Что ждет мигрантов-доставщиков в Петербурге | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник:

Депутаты и чиновники задумались о том, чтобы запретить работу мигрантов в службе доставки в Петербурге. Одни уверены, что это пойдет на пользу, и ищут механизмы, другие предупреждают, что это опасно для городской экономики.

Вопрос о работе мигрантов в службах доставки поднял на заседании правительства города депутат Госдумы Михаил Романов. Перед этим глава комитета по межнациональным отношениям Олег Капитанов рассказывал о том, что меньше половины петербуржцев удовлетворены межнациональными отношениями в городе, но подчеркивал, что на это влияют конкретные события, причем не городские — например, теракт в «Крокус сити холле». Он добавлял, что в 2025 году ведомство увеличит количество мероприятий по адаптации мигрантов — сейчас охват около 10 тысяч (а трудовых патентов в городе действует 195 тысяч), а за самими приезжими будут следить еще и с помощью камер.

Депутат Михаил Романов после этого выступления заявил, что к нему регулярно поступают жалобы от жителей на передвигающихся по тротуарам курьеров на мопедах. «Они сбивают людей, нарушают ПДД. На мопеды малой мощности не требуется водительское удостоверение, и они едут против потока движения», — сказал единоросс. По его словам, в центре города на узких тротуарах иногда туристам негде ходить, а доставщики ещё усложняют жизнь пешеходам.

В ответ глава комитета по межнациональным отношениям заверил депутата, что чиновники тоже обеспокоены этим вопросом. «Идёт работа по ограничению перемещения их на самокатах, мопедах, велосипедах. В ближайшем будущем увидите результат», — пообещал Капитанов.

В разговоре с «Фонтанкой» Олег Капитанов был не так оптимистичен — в ведомстве уже давно обсуждают этот вопрос и пока не нашли решения. «Мы столкнулись с проблемой, когда стали прорабатывать вопрос курьеров-мигрантов, что, запретив их деятельность в этой сфере, мы одновременно запретим не только курьеров, но и доставку и грузоперевозки. В этом есть особенности законодательства: профессия, на которую выдается трудовой патент, охватывает сразу несколько направлений».

Капитанов добавил, что мнения у жителей разные: кому-то мешают курьеры, кому-то нет, кто-то уверен, что дело в мигрантах, а кто-то их не замечает. «Надо наводить порядок в этой сфере, но главное не принимать резких решений, не просчитав последствий».

«Конечно, может подорожать доставка, — соглашается Капитанов. — Но, если убрать узбеков-таджиков, придут киргизы, которые не пользуются патентной системой».

Сам Михаил Романов уверен, что запрещать нужно не через патентную систему, а через ограничение по отдельным видам ОКВЭД для иностранных граждан. «Это можно сделать, приняв правовой акт правительства города. Уже 60 губернаторов приняли решения о запрете работы мигрантов в сфере торговли алкоголем и по работе в такси. Есть три ОКВЭДа, которые характеризуют деятельность доставщиков, — курьерская доставка различными видами транспорта, деятельность по доставке еды на дом, деятельность курьерская прочая. Вот их я и предложил ограничить губернатору — свое предложение в Смольный я уже отправил».

По словам Романова, он обсуждал эту инициативу с прокуратурой — там его поддержали. В том, что в случае такого запрета подорожает доставка, он не видит проблемы. «Доставка активно развивалась в ковид, когда люди не могли из дома выйти. Сейчас у всех такая возможность есть, магазины рядом. Но молодежь обленилась и заказывает продукты и бытовые товары у курьеров. Мы должны отучать их сидеть дома. Да и на качестве продуктов это тоже скажется, часто доставщики привозят продукты под конец срока годности, а в магазине покупатель сам может это увидеть. Склады у компаний, которые занимаются доставкой, находятся в подвалах, неизвестно, какого качества там продукты».

По словам депутата, именно курьеры-мигранты чаще становятся виновниками ДТП, правда конкретной статистикой он поделиться не смог. «Мне жалуются жители центра на то, что курьеры заносят свои электровелосипеды в автобусы, что мешают проходу. Кстати, иногда такие лица участвуют в перевозке наркотических веществ».

На вопрос о том, уверены ли жители, что именно мигранты себя ведут некорректно, Романов ответил, что недавно сам заказал доставку, чтобы проверить, кто это работает: «Ко мне приезжали лица, которые не знали русский язык, страшно было смотреть на все это».

В комитете по труду «Фонтанке» сообщили, что просчитать потребность в курьерах для города сложно, так как обычно они устраиваются как самозанятые, но и без конкретных просчетов понятно, что если в отрасли останутся только студенты-россияне, то кадров будет не хватать. «Я только за, чтобы наши студенты зарабатывали, но их не хватает. Совещания, на которых обсуждался этот вопрос, проводились несколько раз, и я высказывал свою точку зрения: такой запрет ударит по экономике. Если и проводить такой эксперимент, то под конец года, в ноябре, чтобы это не сказалось на показателях компаний», — говорит председатель комитета Василий Пониделко.

В пресс-службе комитета по труду позже уточнили: по прогнозу кадровой потребности, который делает Минтруд России на основе опросов работодателей, в 2024 году в группах занятий, к которым в том числе относятся курьеры, в Петербурге занято 56 800 человек. Дополнительная потребность на 2025 год оценивается в 6094 человека. «Стоит учитывать, что эти цифры нельзя впрямую назвать потребностью в курьерах, но они дают представление об уровне запросов на данных работников», — добавили в комитете.

Сомневается, что нужно запрещать работу мигрантов в доставке, и вице-спикер городского парламента Павел Иткин. «А что делать с курьерами, которые получили гражданство? А как понять, что именно мигранты так гоняют и нарушают, они ведь сейчас в масках и балаклавах», — рассуждает он.

В компаниях по доставке продуктов «Фонтанке» не стали комментировать свое отношение к возможному запрету. Ни в «Самокате», ни в «Лавке», ни во «Вкусвилле» на вопросы не ответили.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE23
Смех
HAPPY6
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY13
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
151
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях