Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Бизнес Причина кроется в бумагах. В России могут массово останавливаться эскалаторы и подъемники для инвалидов

Причина кроется в бумагах. В России могут массово останавливаться эскалаторы и подъемники для инвалидов

14 210
Причина кроется в бумагах. В России могут массово останавливаться эскалаторы и подъемники для инвалидов | Источник: ИТАР-ТАСС/ Артем ГеодакянПричина кроется в бумагах. В России могут массово останавливаться эскалаторы и подъемники для инвалидов | Источник: ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян
Источник:

В России могут начать массово останавливаться эскалаторы, траволаторы и подъемники для инвалидов, так как из-за законодательных изменений стало некому проводить обязательное техническое обследование конструкций.

В редакцию «Фонтанки» обратился петербуржец, который рассказал, что в его доме на проспекте Ветеранов, 196, управляющая компания отключила подъемник для инвалидов. На устройстве появилось объявление: «Подъемник временно отключен до прохождения освидетельствования на пригодность эксплуатации. Временно эксплуатация запрещена».

В ответ на обращение жильцов УК «Цивилизация» объяснила, что остановка связана с изменением нормативных актов. Позднее редакции в ответ на запрос компания сообщила: по итогам внутренней проверки было установлено, что информация об отсутствии документации, подтверждающей работоспособность оборудования, является некорректной, а сама платформа полностью исправна. В общем, механизм запустили.

Однако объяснение УК, почему платформу могли остановить, остается актуальным не только для всех подъемников, но также для эскалаторов и траволаторов в России — не считая тех, которые работают в метро.

Почему останавливают эскалаторы и подъемники

С 1 сентября 2024 года вступило в силу требование Постановления Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».

В пункте № 25 этого документа прописано, что работы по техническому освидетельствованию и обследованию оборудования должны проводить аккредитованные органы инспекции или испытательные лаборатории. Однако реестр таких организаций до сих пор не был создан, из-за чего проводить техосвидетельствование стало просто некому. По закону такое освидетельствование необходимо проводить не реже чем раз в 12 месяцев.

Как рассказал «Фонтанке» гендиректор АДС «СО „Лифтсервис“», первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров, в России зарегистрировано порядка 12 тысяч эскалаторов и траволаторов и около 10 тысяч подъемных платформ для инвалидов.

Подсчитать точное количество устройств, которые не должны на сегодняшний момент работать, затруднительно, так как неизвестно, когда каждое конкретное устройство проходило в последний раз техническое освидетельствование. Как считают в Национальном лифтовом союзе, с учетом того, что изменения закона вступили в силу с 1 сентября 2024 года и прошло уже более 5 месяцев, примерно у 5/12 механизмов, то есть около 40%, с даты последнего обследования должно было пройти больше года. То есть, по-хорошему, устройство после этого необходимо вывести из эксплуатации, пока не будет проведено новое обследование.

Кроме уже существующего оборудования, которым оснащены жилые дома, социальные объекты и транспортные хабы, например аэропорты, вводятся все новые объекты, имеющие эскалаторы и подъемники для инвалидов, так как того требует закон.

«Застройщики в Санкт-Петербурге обязаны обеспечивать доступность возводимых объектов для маломобильных групп населения (МГН), включая установку пандусов, подъемных платформ и других приспособлений. Эта обязанность регулируется как федеральным, так и региональным законодательством», — прокомментировали «Фонтанке» в городском комитете по строительству.

Также комитет перечислил нормативные акты, которые имеют отношение к вопросу:

  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: Статья 15 обязывает обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации: Статья 48 устанавливает, что проектная документация должна содержать разделы, обеспечивающие условия доступности для инвалидов.

  • Свод правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: Данный документ содержит актуализированные требования по обеспечению доступности зданий и сооружений для МГН.

  • Региональные нормативные акты Санкт-Петербурга: Распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 14.11.2017 № 689-р утверждает методические рекомендации по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к объектам социальной инфраструктуры.

В комитете подчеркнули, что при проектировании и строительстве застройщики обязаны оборудовать здания и прилегающие территории пандусами, подъемными платформами, лифтами, тактильными указателями и другими средствами, чтобы маломобильные имели возможность передвигаться по территории. В случае невыполнения этих требований застройщику могут отказать в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.

В Госстройнадзоре Петербурга подтвердили: «В ходе осуществления государственного строительного надзора с последующей выдачей заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, службой проверяются выполняемые работы на соответствие проектной документации, прошедшей экспертизу».

Как решить проблемы с остановкой эскалаторов и подъемников для инвалидов

Как считают в Национальном лифтовом союзе, на создание структур, которые бы проводили техосвидетельствование, может уйти около двух лет, пока они не начнут работать полноценно. И в настоящее время требуется переходный период, который не был предусмотрен.

Захаров рассказывал, что о намечающемся коллапсе лифтовой союз говорил еще летом прошлого года. Организация выступила на экспертном совете при правительстве и предложила предусмотреть временный порядок, чтобы освидетельствование можно было проводить силами действующих механизмов экспертных организаций.

Эксперт объяснил, почему это важно. Например, в Москве только за первые три недели января с подъемниками для инвалидов произошло три аварии, и две из них закончились травмами.

Ситуация в Петербурге

В Петербурге с конца августа 2024 года на портал «Наш Санкт-Петербург» было подано 13 жалоб на неисправные подъемные платформы для инвалидов, но вряд ли количество обращений отображает реальный масштаб проблемы. Где-то оборудование могли не останавливать, несмотря на «просрочку» последнего техосвидетельствования.

Получить от жилищного комитета данные о количестве обращений и масштабах проблемы в течение нескольких дней не удалось. В Жилкоме рекомендовали обратиться в Ростехнадзор для получения ответов на вопросы, касающиеся методик и нормативных документов и добавили, что в Петербурге в период с 2018 по 2024 год в многоквартирных домах были установлены 109 подъемных платформ.

Хотите больше быстрых новостей — подписывайтесь на наш официальный телеграм-канал «Фонтанка SPB online». Прямо сейчас там проходит розыгрыш ультрадефицитных билетов в «Лахта Центр».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY8
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY17
Печаль
SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
34
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях