
Владимира Зеленского сильно возмутили предложенная сделка по редкоземам и переговоры России и США в Эр-Рияде. Если Дональд Трамп сначала пытался его увещевать: мол, Украина сядет за стол переговоров, когда придет время, то в итоге и его прорвало. Он выдал «послание» Зеленскому — «вот послала, так послала».
За расшифровкой последних событий «Фонтанка» обратилась к политологу и писателю Михаилу Синельникову-Оришаку, автору книги «Америка без туземного прищура».
— Михаил Юрьевич, вчера Трамп в своей социальной сети Truth Social назвал Владимира Зеленского неизбранным диктатором и комиком, имевшим скромный успех, предъявил ему обвинения в том, что его работа на посту президента «ужасная».
— Такое впечатление, что Трампа укусила российская пропаганда. Он высказался в ее нарративах, чем вызвал, так сказать, сильный восторг здесь: Трамп — наш, и прочее. Но надо же понимать, что этот человек, как бы поделикатнее… не отличается стабильностью. Его слова иногда мало значат, а воспринимать их буквально и комментировать каждый чих не стоит.
Эмоционально несдержанный Трамп нацелен на очень быстрые результаты. И если что-то получается не так, как он хочет, например Украина и Россия движутся к заключению соглашения недостаточно стремительно, он начинает сильно раздражаться и дает не совсем объективные оценки, выставляя себя в глупом свете.
— То есть он уверен, что сделку тормозит Зеленский, и тот попал «под стрелу»?
— Не только. Мы же видим, что произошло в Эр-Рияде: договорились договариваться. А когда действительно дело дойдет до договора, не факт, что Трамп будет к российской стороне более снисходителен, нежели к украинской.
Касаемо Зеленского… понятно, что американский президент хотел заключить с ним сделку — предварительное соглашение по украинским редкоземам перед переговорами в Эр-Рияде. А потом, видимо, его команда должна была поработать уже над конкретикой, оформить полноценный договор. Но этого не произошло.
Да и сделка сама по себе странная (500 млрд долларов), учитывая, что во всем мире редкоземов сейчас добывается на 15 миллиардов в год. Это во-первых, а во-вторых, на Украине наверняка и нет столько редкоземов. А чтобы достать те, что есть, надо сильно вложиться. И если бы даже Зеленский подписал представленный ему договор — хотя это колониализм чистой воды, — то речь идет о десятилетиях, через которые можно полноценно получить какой-то профит. Но поскольку Трамп, так сказать, любит то, что можно предъявить наглядно своему электорату, для него автограф Зеленского на документе был очень важен.
— Тут как бы непонятно, кто крайний. Зеленский сам подставился со своими редкоземами.
— Да. Он недооценил, видимо, скорость, с которой будет действовать Трамп. И отказался подписываться под своими словами к его недовольству. Думаю, это основная причина, по которой он назвал Зеленского диктатором.
— Зеленский много чего еще наговорил после Мюнхенской конференции про мир, перемирие и требования Украины.
— Условия мира, перемирия, остановки огня не понравятся никому — недовольны будут все. Кто-то в своих оценках намекает на Мюнхенский сговор, но я более склонен считать это Портсмутским миром, заключенным по результатам русско-японской войны при посредничестве Теодора Рузвельта. Это был первый глава государства, который получил Нобелевскую премию мира. Думаю, что Трамп был бы не прочь тоже ее получить.
— У него на это есть 4 года, куда он так спешит?
— В следующем году 4 июля исполняется 250 лет образования Соединенных Штатов Америки. Рядом, 14 июля, — день рождения Трампа, он отметит восьмидесятилетие.
Учитывая комплексы Америки по поводу своего небольшого возраста, 250-летний юбилей имеет серьезное символическое значение, а для 80-летнего Трампа — повод сказать, что это он сделал Америку великой снова. В эту же канву укладывается премия мира. То есть хорошо бы к этому моменту часть дел и делишек благополучно завершить. Если, помимо переименований, он остановит крупнейший после Второй мировой войны конфликт, он заслуженно будет номинирован на Нобелевку. И все это будет соответствовать тому грандиозному масштабу празднования, который Трамп предвкушает.
Кроме того, осенью 2026 года пройдут промежуточные выборы в конгресс. К этому времени обычно восторг и доверие к любому американскому президенту падает, как правило, доминирующая партия уходит, большинство голосов получают оппоненты. А Трамп, пользуясь масштабностью события, имеет шанс такую вариативность преодолеть, мол, это «для истории полезно».
У него достаточно жесткий план, хотя понятно, что чем масштабнее событие, чем интенсивнее к нему готовятся, тем больше делается ошибок, а с ними приходит сильное разочарование от того, что многое не получится. Но он пока намерен переть, как танк. И каждый, кто тормозит, как ему кажется, ерундой, вроде, так сказать, Зеленского, вызывает у него бурю эмоций. Российской стороне, напоминаю, этому радоваться не стоит.
— Если Трампа укусила российская пропаганда, то что укусило Зеленского?
— Думаю прежде всего осознание того, что Украину тоже будут принуждать к миру, это прозвучало уже много раз. Посмотрите, это же была уникальная ситуация, когда американские и европейские звезды слились в одно созвездие и долго светили в пользу Украины. Это был беспрецедентный уровень консолидации, беспрецедентный уровень помощи, а к хорошему (в кавычках, потому что гибель людей в любом случае хорошим не назовешь) привыкаешь. Казалось, что так будет всегда, вопрос только в увеличении размеров этой помощи. А тут «Украину будут принуждать», и то, что принуждение касается двух сторон и каждому придется чем-то поступаться, — не радует. Особенно после того, как в американские СМИ просочились запредельные российские требования: Украина должна внести изменения в свою конституцию о признании 4 областей и Крыма российскими, о сокращении вооруженных сил и контроле этого сокращения российской стороной и так далее. Я понимаю, зачем настолько высоко задрана планка Россией — чтобы в ходе переговоров было что опускать, а это уже расценивается как уступка.
— Мы демонстрируем желание признать капитуляцию Украины?
— Ну, да, капитуляцию, но не безоговорочную, а «оговорочную». Украина пойти на это никак не может. А над ней кроме российских требований нависают другие — со стороны США: поставить автограф на документе о недрах, провести выборы. Зеленский оказался в цейтноте, его команда и он сам в растерянности. Чтобы хоть немного свыкнуться со всем этим, нужна пауза, а ее нет.
— Чему он так отчаянно сопротивляется, делает заявления, часто взаимоисключающие? Выборам? Примирению?
— Он понимает уже, что выборов в этом году не избежать. Но если сейчас в их преддверии он вдруг скажет: давайте договариваться, это будет уже не он — президент войны. В этой роли он может говорить избирателям: «Я стоял за государство, за Украину до конца, но меня обманули». Это теперь президентская традиция такая.
Накануне выборов он не может говорить по-другому, потому что это единственная возможность для него сохранить лицо, заявив, что он-то, как в 2022 году, по-прежнему несокрушимый, но случилась такая неприятность, как Трамп.
Я по-человечески понимаю сложность ситуаций, в которых находятся Трамп, Путин, Зеленский. Мы в своем мироощущении наделяем их какими-то сверхфункциями. Это некое когнитивное искажение, потому что они просто люди, ничто человеческое им не чуждо.
— В своем «послании» Трамп снова говорит о том, что Америка потратила 350 миллиардов долларов на войну, «которую нельзя было выиграть и которая не должна была начаться». Он каждый раз называет разные миллиарды. Это тоже когнитивное искажение?
— Зеленский отрицает получение и 350 миллиардов, и 200. И правда, называемых Трампом колоссальных миллиардов точно не получается. Про украденное твердит — тоже непонятно, что под этим подразумевается. Пишет в своей соцсети, что «Зеленский признает, что половина денег, которые мы ему отправили, „ПРОПАЛА“». На самом деле очень многое пропадает в силу некомпетентности — низкого управленческого уровня и из-за элементарного разбазаривания. Конечно, от того, что пропало непонятно куда, да еще в этих жестких условиях, вроде как не легче. Но Трамп давит, оглушая этими цифрами не столько украинцев и европейцев, сколько свою американскую аудиторию: «Смотрите, какой поток разбазаривания средств американских налогоплательщиков мне удалось перекрыть, потребовать аудит». Это укладывается в общую концепцию команды нового президента: «К вам едет ревизор». Сейчас и в Америке такие же действия проводятся.
Зеленский с начала войны находится под большим давлением. Никто три года назад не понимал, во что это выльется и в какие жертвы. За три года все более-менее успокоились,
потому что и к ужасному люди привыкают. А тут новый поворот, который слишком много значит для последующего. А никто ничего не может предсказать — ни Трамп, ни Путин, ни Зеленский. И это заставляет нервничать.
— Но непредсказуемый Трамп пишет: «Экс-комик знает, что Россию не победить, — и ведет Украину к гибели».
— Думаю, и в России, и на Украине прекрасно понимают, что если сейчас надо будет останавливаться, придется чем-то поступаться: о чем-то переговориться и что-то отдать. Отдавать в широком смысле слова никому не хочется, учитывая, что потом нужно будет объяснять это своему населению. При этом конфликт для России может продолжаться еще какое-то время. Она более-менее адаптировалась.
Для Украины продолжение будет иметь гораздо худшие последствия. Но когда говорят, что Украина погибнет, это тоже, скажем так, эвфемизм. Что значит — погибнет? Россия захватит ее земли и будет стоять на них гарнизонами, будет сталкиваться с партизанской войной? Такое доконает любое государство.
Надеяться на то, что Трамп свернет помощь, если конфликт продолжится, тоже странно. Потому что он столкнется с очень сильным противодействием — все-таки Америка вложилась в Украину.
— Демократы же молчат, пока некому противодействовать.
— Я понял тактику демократов. Они хотят, чтобы Трамп по максимуму втянулся в свои горячечные мечты, наделал максимум ошибок — так сказать, мели, Емеля, твоя неделя. А затем воспользуются его промахами и обернут себе на пользу.
Ирина Багликова, «Фонтанка.ру»