Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Я хочу справедливости». Разговор с мамой школьника, которого называют главным злодеем в туалетном скандале

«Я хочу справедливости». Разговор с мамой школьника, которого называют главным злодеем в туалетном скандале

51 461
«Я хочу справедливости». Разговор с мамой школьника, которого называют главным злодеем в туалетном скандале | Источник: Peerayot / iStock«Я хочу справедливости». Разговор с мамой школьника, которого называют главным злодеем в туалетном скандале | Источник: Peerayot / iStock
Источник:

В элитной школе Московского района ждут результатов расследования по поводу случившегося в школьном туалете для мальчиков после урока труда. Пересказывать это не хочется никому, но Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о насильственных действиях сексуального характера.

Очевидно, дело будет закрыто — фигурантам не исполнилось 14 лет. В школе считают, что агрессоров было трое. Двое мальчиков уходят из школы, но мама третьего настаивает, что ее сын ни в чем не провинился, и отказывается забирать документы. Именно этого ребенка называют зачинщиком — якобы он инициировал действо, словесное описание которого шокирует взрослых, а в качестве аргумента, по некоторым данным, использовал нож.

Как стало известно «Фонтанке», персональные данные ребенка оказались раскрыты, и на лестничной площадке перед его квартирой стали появляться люди с телевизионными камерами. Мама того самого третьего шестиклассника в разговоре с «Фонтанкой» изложила свою версию событий.

— Почему вы решились на этот разговор?

— Вся эта история преподносится в СМИ совершенно не так, как было на самом деле. Еще за неделю до скандала мой сын рассказал мне, что четверо его одноклассников вместе бегают на пустырь за школой и там занимаются теми самыми вещами, которые теперь описаны в показаниях для следственных действий и которые невозможно повторить вслух.

— Вы говорили об этом с учителями?

— Я была в шоке и, конечно, собиралась поговорить об этом с классным руководителем. Но она была на больничном, вплоть до самого того дня, когда все повторилось в стенах школы. А мне казалось неправильным обсуждать такую тему по телефону или через голову классного руководителя с кем-то еще. Да и как бы я вообще начала этот разговор? «Среди детей ходит слух»? К тому же я тоже была на больничном — проходила реабилитацию после травмы колена. Да мне и в голову не могло прийти, что там такие масштабы проблемы. В конце концов, дети могли что-то придумать или преувеличить. Сын об этом тоже не говорил ни с кем в школе, рассказал только дома, мне и бабушке.

В понедельник, 10 февраля, сын мне снова звонит и говорит: «Мам, опять эти мальчики мне сказали, что они там на пустыре за школой занимаются вот этими вот вещами». То есть они как будто бы бравировали этими рассказами. И моего сына не было среди тех, кто бегал на пустырь.

«Мам, я боюсь ходить на уроки»

— А с кем ваш сын в классе дружил? С этими мальчиками он близко общался?

— Близкие друзья, которых он приглашает в гости или на дни рождения, у него все из спортивной секции и из кружков, в которые он ходит вне школы. Сын занимается борьбой, поет в хоре, выступает на сцене одного из старейших театров города, играет на фортепиано. Плавает с трехмесячного возраста, сейчас ходит в школьный бассейн на дополнительные платные занятия по субботам. Тренер говорит, что он плавает лучше ребят старшего возраста.

К нам приходит художник и занимается с ним рисованием. У него нет времени где-то без дела болтаться по улицам. В школу ходит с кнопочным телефоном, сенсорный даем ему изредка в виде исключения. В этом классе сын как-то сильно сдружиться не успел ни с кем — он перевелся буквально перед Новым годом из параллельного класса. А в школе в этой учится с пятого класса.

— А почему перевелся из одного класса в другой?

— Из-за недопонимания с классным руководителем. Он был круглым отличником, начальную школу закончил с красным дипломом. А когда мы перешли в эту школу, у него резко упала успеваемость. У нас есть справка от офтальмолога, в которой говорится, что по зрению и из-за особенностей линз, которые ему прописал врач, он должен сидеть за первой партой в среднем ряду. Но сына почему-то посадили за дальнюю парту, и там у него нарушилось восприятие информации с доски. Сын не сразу рассказал, в чем дело, только жаловался на головную боль, когда приходил из школы. Я пыталась говорить с классным руководителем, но понимания не встретила.

Сыну даже не давали возможность попозже сдавать домашние задания, когда он уезжал на соревнования или пропускал занятия из-за генеральных репетиций. Если в это время проходили какую-то новую тему, учитель не предпринимала никаких действий, чтобы помочь ребенку эти темы как-то наверстать. Учитель математики говорила: «Пошел вон со своей домашкой», если он пытался сдать ее позже и приносил записку от родителей, где мы объясняли, почему так получилось. Учитель физкультуры высмеяла перед всем классом со словами: «И долго ещё тебя мама из школы будет забирать?»

Апогеем стало, когда ребёнок пришел из школы и сказал: «Мам, я уже просто боюсь ходить на уроки русского и литературы, а классная меня оскорбляет, называет малолетним гадом». Я обращалась с докладной на имя директора, просила разобраться в ситуации. Предлагала привлечь к налаживанию отношений между педагогами и ребёнком штатного психолога (именно так, а не к ребёнку меры принимать). Писала, что в противном случае обращусь в прокуратуру. Школьный психолог ничем не помог, кроме того, что при официальном разговоре со мной назвал моего ребёнка совершенно нормальным и умным.

Но потом понимания не нашла — когда пыталась общаться с ней по поводу того, что одноклассники создают чаты с откровенно аморальным содержанием, добавляют туда моего сына, он удаляется, а его добавляют снова. Обращалась в администрацию школы — эффект тот же.

— Возможно, у учителей были какие-то претензии к поведению вашего сына?

— Он, бывало, баловался, но это не выходило за рамки обычного детского баловства. Бумажку кинул, записку передал, с кем-то переговорил на уроке, по коридору пробежал, может быть, слишком громко что-то прокричал. Не крушил стекла, не бил одноклассников, никого не оскорблял. Один раз была ситуация. Сын выходил из бассейна, и с каким-то мальчиком они прикалывались: один толкал дверь, другой — держал. Отлетел кусочек обшивки. Он мне сразу позвонил: «Мам, извини, я дверь повредил в школе». Мы приехали с работником, тот все поправил.

У меня ребёнок весёлый, но абсолютно не агрессивный и не злобный. Ему просто было сложно адаптироваться в новой школе, где, в отличие от начальной, не один учитель, а много и все разные.

— Что изменилось после перевода в другой класс?

— Сын оказался за подходящей ему партой, и успеваемость у него стала улучшаться. Он исправил почти все свои тройки, мы выдохнули с облегчением: казалось, жизнь налаживается. Нам пришлось нанять каллиграфа для исправления почерка, но в этой четверти сын отказался от репетиторов, которых мы нанимали по разным предметам, сказал, что теперь справляется с учебной программой без их помощи. К тому же сын хотел именно в этот класс, потому что там классная руководительница похожа на нашу первую учительницу: строгая, но справедливая и любит детей. А еще там был другой педагог по математике.

«Школа личностного роста»

— А почему вы вообще решили перевести ребенка в эту школу из той, где он был отличником?

— Та школа себя позиционировала как школу личностного роста. Мы не очень хотели школу с каким-либо уклоном, потому что очень много занимаемся дома. Мы хотели просто качественное образование. И эта школа нам очень понравилась: просторная, современная, с возможностью заниматься в кружках и секциях. А школы с уклоном часто загружают своих учеников так, что времени ни на что не остается.

После поступления сын участвовал в жизни школы: пел в школьном хоре, выступал на школьных мероприятиях, дополнительно ходил на робототехнику, рисовал картины для выставок, заявлялся на все олимпиады. Но школа не проявляла никакого интереса к достижениям ребёнка — ни к грамотам, ни к наградам, ни к кубкам, ни к выступлениям. Когда на лето выдали список рекомендуемой литературы, мой сын прочел все книги из списка, но и это никого особо не интересовало.

— Сын сдавал какие-то вступительные экзамены?

— Нет, мы просто пришли и обозначили, что начальную школу закончили с красным дипломом, посещаем множество учреждений дополнительного образования, где показываем высокие результаты, и можем представлять школу на разных конкурсах и олимпиадах. Сначала нам сказали, что мест в школе нет. Но потом открыли дополнительный класс для детей с высокими оценками и пригласили нас туда.

— В новом классе, куда ваш сын перешел перед новым годом, его хорошо приняли?

— Он всегда говорил, что у него ровные отношения со всеми одноклассниками. Новая классная руководительница предупредила меня, что есть некая группа мальчиков, к поведению которых есть вопросы. В их числе как раз были те, кто бегал на пустырь.

«В школе случилось ЧП»

— Как вы узнали о событиях 11 февраля?

— Во вторник сын, как обычно, ушел в школу. А когда уроки закончились — во время уроков им нельзя пользоваться телефонами — он позвонил мне и рассказал, что случилось. Потом мне позвонила завуч, директор тоже взяла трубку, разговор пошел на повышенных тонах. А потом поднялась вся эта информационная волна.

— Как педагоги обозначили случившееся?

— Сказали, что в школе случилось ЧП, мой сын, вероятно, задействован в этом и мне надо приехать в школу на следующий день. 12 февраля родители всех предполагаемых участников с детьми по очереди входили в конференц-зал и говорили с руководством школы и представителями правоохранительных органов. С другими родителями я не говорила, я не знаю их в лицо. В родительском чате в этом классе я тоже не общалась ни с кем.

Мой муж сказал сыну: «Мне ничего, пожалуйста, не надо рассказывать. Вот сейчас мы войдем в этот кабинет, и ты расскажешь все, как было». Поверьте, если бы мой сын на самом деле сделал то, что ему сейчас вменяют, если бы я выяснила, что вырастила подонка, я бы первая отправила его к психологу, спуску бы не дала.

— А на следующий день сын пошел на уроки?

— Он собирался идти в школу и в среду, и в четверг, и в пятницу. Но после того, как поднялся скандал в СМИ, мы попросили его остаться дома. А он прямо рвался в школу, говорил: «Мама, я ни в чем не виноват, мне оправдываться не в чем, и я пойду учиться».

— Что нового вы услышали в среду?

— Что мальчик, которого сейчас называют потерпевшим, говорит о случившемся так: «Меня предали друзья». Этот мальчик, как оказалось, живет в соседнем доме, и мой сын после перевода в этот класс поначалу пытался с ним дружить, вместе ходить на автобусную остановку. Но общение не задалось. Сын рассказывал, что этого мальчика в классе не то чтобы травили, но относились к нему странно, пренебрежительно. Компания, с которой он дружил, заставляла его на переменах ради смеха отжиматься от пола или приседать чуть ли не до упаду.

В целом же этот мальчик ничем не выделялся, мы даже не подозревали о том, что у него есть особенности развития и что он учится по программе инклюзии. Мне вообще кажется, что все это задним числом стали как-то привязывать к ситуации.

Все четверо, кто рассказывал про походы на пустырь, были в тот день на уроке труда. И, стоя в очереди к станку, мой сын спросил этого мальчика, неужели он ходит с другими ребятами на пустырь и делает там то, о чем они рассказывают. И он, ничтоже сумняшеся, заявил, что, да, правда. И потом этот мальчик добавил: «А я сейчас пойду к ним и спрошу, мы можем это повторить здесь, в школе».

После чего к моему сыну подошли четверо ребят — потерпевший, тот, что активно принимал участие в процессе, и тот, который снимал на телефон, и еще один одноклассник, фамилия которого теперь почему-то не значится ни в одном протоколе. И когда я читала черновики своих объяснений в следственном комитете, я видела, что эта фамилия тоже почему-то там не записана. Я специально просила каждый раз, чтобы эту фамилию дописали. Он был в этой четверке, которая тусовалась на пустыре. И они специально позвали моего сына в туалет продемонстрировать, чем именно они там занимались.

А был ли нож?

— Зачем он вообще пошел с ними?

— Мы вот тоже задавали ему этот вопрос неоднократно. Он думал, что это какой-то розыгрыш, что в последний момент они остановятся. До самого конца не мог поверить, что случится то, что случилось.

Потом я спрашивала: «Почему ты сразу не ушел оттуда?» Он сказал, что обомлел от увиденного, растерялся. Тот четвертый мальчик, который теперь нигде не упоминается, запустив перед собой моего сына, закрыл дверь в туалет.

— Он не давал выйти?

— Мой сын не видел, держал ли тот дверь, но стоял конкретно у двери. Потом он вышел на мгновение и сразу же вернулся. И стоял там же, у двери. А мой ребенок стоял в углу. Двое, потерпевший и «активист», стояли по центру. И где-то рядом с ними «оператор», который снимал на телефон. Саму видеозапись я не видела. Ее содержание мне пересказал мой ребенок. По его словам, на видео он не попал, но там звучит его голос, он тихо спрашивает: «Вам что, это нравится?»

Все это продолжалось какие-то секунды, может, минуты. Когда дети вернулись на урок труда, тот, что снимал на телефон, переслал ролик однокласснику. А тот одноклассник почему-то решил взять на себя роль СММщика и устроил массовую рассылку. Фамилия этого «СММщика» тоже не фигурирует ни в одном протоколе. И получается, что двое участвовали, третий снимал на видео, четвертый это видео всем разослал. Дальше пошла веерная рассылка. Теперь считается, что этот «СММщик» не осознавал серьезность того, что он делает. А мой сын был просто случайным свидетелем. Но теперь все показывают на него пальцем и называют его чуть ли не организатором этого действа.

— Почему?

— Эта версия, насколько я знаю, прозвучала от потерпевшего мальчика, и ее подхватили те двое, «активист» и «оператор», родители которых уже согласились забрать их из школы. Теперь они ищут крайнего в лице моего ребенка, якобы это он их заставил под угрозой ножа.

— А нож был?

— В тот день, во вторник, ни у кого из участников никаких ножей не было. Накануне, в понедельник, мой сын принес в школу перочинный ножик, изогнутый, маленький, в форме когтя. Такие разноцветные ножики свободно продаются в ларьке у метро, там сын его и купил. Они договорились с мальчиком, который на следующий день оказался в роли «оператора», похвастаться друг перед другом, тот тоже перочинный ножик принес, у него была «бабочка». Это зафиксировано в их переписке. Да, это было нарушение моего запрета, нарушение правил школы, но это были всего лишь перочинные ножики.

На самом деле замешаны еще двое?

— Почему ваш сын, когда вышел из того туалета, не рассказал о случившемся учителям?

— Он сказал, что хотел рассказать классной руководительнице, но ее не было в школе. Говорить об этом с учителем труда он не решился. Он, кроме классной, никому особо не доверял. И в целом был в шоковом состоянии. А теперь пятый мальчик, который находился в туалете в момент этого действия, и тот, кто осуществил рассылку, спокойно продолжают ходить на уроки. В родительском чате их мамы, как ни в чем не бывало, собирают детей на классное чаепитие и пишут: «Мы принесем варенье».

А мой сын не ходит в школу, на родительском собрании в пятницу, 14 февраля, кричали про «суд Линча», толпа требовала «выдать третьего». На кружки и секции мы теперь сына провожаем и встречаем. А еще кто-то слил персональные данные моего ребенка СМИ: на лестничной площадке перед дверью нашей квартиры дежурили телевизионщики с включенными камерами, когда я вечером попыталась выйти на улицу, они гнались за мной, кричали и называли по имени и отчеству. Разве передавать наши данные журналистам без нашего ведома законно? Кто будет отвечать за это?

— На родительские собрания вы не ходите?

— А смысл? Сейчас мне появиться где-то — все равно что размахивать перед быком красной тряпкой.

— Кто-либо настаивает на том, чтобы вы забрали сына из этой школы?

— Мне говорили: «Вы же понимаете, что вы здесь не будете учиться?» А я ответила: «Нет, почему я должна это понимать?» Ребёнок не считает себя виноватым ни в чем. Он стал жертвой жестокого розыгрыша одноклассников, который, можно сказать, перерос в преступление. Я принципиально не буду забирать сына из этой школы до тех пор, пока в ситуации не разберутся и его честное имя не будет отмыто от этого позора. Пусть, как хотят, это делают, хоть по громкой связи в школе потом объявляют, что он был невольным свидетелем, а не участником.

Мы написали заявление, что по собственному желанию уходим на время на обучение на дому, берем паузу по семейным обстоятельствам. Нам школа обещала предоставить педагогов. Пока на этот счет с нами никто не связывался. Мы отключены от учебного процесса. Но уходить никуда не собираемся.

«Я буду биться до конца»

— На родительском собрании 14 февраля прозвучало, что, если вы не заберете ребенка, все остальные родители могут написать заявления и ваш сын останется один в классе.

— Ну это пожалуйста, это их решение. Я хочу, чтобы следственные органы разобрались в этой ситуации досконально, потому что все было не так, как теперь везде это рассказывают.

Откуда у детей взялись такие навыки? Как давно они их практиковали в своей компании на четверых? У потерпевшего мальчика в этой же школе учатся старший брат, старшая сестра, что удержало его от жалобы родным? Главный вопрос: почему не знали родители, родственники, где мальчики этому научились и почему практиковали это как норму?

— Жертвы часто замыкаются в себе и не могут рассказать взрослым, что с ними произошло. Или не осознают, что именно произошло.

— Я тоже считаю своего ребёнка жертвой ситуации и что он тоже замкнулся в себе и не осознавал, насколько серьёзны последствия того, что он увидел.

— Вы не думаете, что в этой ситуации для самого ребенка, для его психики было бы лучше и правда уйти в другую школу?

— Я ещё раз повторяю: мы хотим обелить имя ребенка. Уходить, просто получив обвинение на ровном месте, мы не станем. При этом еще двое участников — тот, что закрывал дверь, и тот, что сделал рассылку, — выведены из процесса, их имена даже не упоминаются. Как так? Почему взялись именно за моего ребенка, а не за этих двоих? Я буду биться до конца, чтобы имя моего сына было полностью оправдано. Его заманили в этот туалет, а потом оговорили. Какое он имеет к этому отношение?

Я не завязываю розовые бантики своему ребенку и не ношу розовые очки. Я хорошо знаю жизнь, и, если бы я осознавала, что я вырастила морального урода, я бы первая хотела, чтобы ему оказали психологическую помощь. Я хочу справедливости. Справедливости, не более того.

— С вашим сыном после случившегося работает психолог?

— Нет. У моего ребенка нет никакой психологической травмы, он совершенно спокойно себя чувствует — потому что он ни в чем не виноват.

Венера Галеева, «Фонтанка.ру»

Ранее стало известно, что по факту случившегося в школьном туалете, где дети сняли на видео действия сексуального характера одного из учащихся в отношении своего одноклассника, следственный комитет возбудил уголовное дело. Однако фигурантам не исполнилось 14 лет, и производство, вероятно, будет остановлено. В конце прошлой недели в школе прошло экстренное родительское собрание, на котором педагоги, представители районного отдела образования, отдела по делам несовершеннолетних и прокуратуры пытались объяснить родителям, какое наказание могут понести обидчики одноклассника за свой поступок. Подробности читайте на «Фонтанке».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE21
Смех
HAPPY19
Удивление
SURPRISED15
Гнев
ANGRY69
Печаль
SAD14
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
236
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях