
Изучение только одного архивного дела помогло вернуть имена 34 погибших в блокадном Ленинграде детей. Одна страница — это история нескольких ленинградских детей.
В субботу, 21 февраля 1942 года, в дом малютки Дзержинского района города Ленинграда принесли пятерых детей. Троих записали по имени: Александр Ковалев, Лёва Самуйленков и Екатерина Найденова. Или кто-то из предков Екатерины тоже был найден, или ей сразу дали имя, но из пяти двум принесенным детям имена на тот момент не придумали. Их записали как подкидыш № 34 и подкидыш № 35.
Мы не знаем, дали ли подкидышу № 35 имя или нашли, кто у него родители, но в больницу имени Раухфуса 10 августа отправился уже Анатолий Лавров.

ЦГА СПб. Фонд Р-9713. Опись 4. Дело 41. Книга учета детей (пофамильные списки), направленных в больницы; возвращенных родственникам; умерших; переведенных в детские учреждения Дзержинского района для последующей эвакуации из Ленинграда.
Может быть, у 34-го было имя, а его мать умерла и отец на фронте, и поэтому некому было сказать, как его зовут. «Мать умерла» и «отец в РККА» — это самая частая запись у сирот, поступивших в детские дома и дома малютки в Ленинграде зимой 1942 года.
Мы даже не знаем, подкидыш № 34 — это он или она. Если бы малыш ещё немного прожил, то ему бы придумали имя, но он умер через 4 дня, в среду, 25 февраля.
На день позже, 26 февраля, умер Александр Ковалев, а Лёва Самуйленков с улицы Чайковского дожил до 13 апреля. Среди пяти поступивших в дом малютки, возможно, судьба была благосклонна только к Екатерине Найденовой. Её эвакуировали 25 июля в поселок Каменка Ивановской области.
Это всего лишь одна страница одного архивного документа.
Всего с 10 февраля по 8 марта в дом малютки принесли 64 ребенка. Из них умерли 25. Но сколько выжило из остальных — неизвестно.
Вернуть забытые имена погибших во время блокады Ленинграда — цель деятельности историков и волонтёров. Работа с домовыми книгами позволит назвать не менее 50 тысяч таких имён.
Валерий Григорчук, Институт истории обороны и блокады Ленинграда